Какие правомочия принадлежат обладателю исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации товаров, работ, услуг?
Указанные правомочия устанавливаются ст. 1229 ГК РФ.
Гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе
- использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом;
- распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если ГК РФ не предусмотрено иное;
- по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
В случае, когда исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации принадлежит нескольким лицам совместно, каждый из правообладателей может использовать (а также распоряжаться) такой результат или такое средство по своему усмотрению, если ГК РФ или соглашением между правообладателями не предусмотрено иное. Взаимоотношения лиц, которым исключительное право принадлежит совместно, определяются соглашением между ними.
Доходы от совместного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации либо от совместного распоряжения исключительным правом на такой результат или на такое средство распределяются между всеми правообладателями в равных долях, если соглашением между ними не предусмотрено иное.
Каждый из правообладателей вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.
В чем отличия между результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации?
Средства индивидуализации представляют собой объекты нематериальные, однако это не результаты творческой деятельности, они имеют другое назначение. Фирменные наименования предназначены для индивидуализации в обороте коммерческих юридических лиц. Товарные знаки и наименования мест происхождения товаров индивидуализируют товары, а знаки обслуживания – работы и услуги. Коммерческие обозначения предназначены для индивидуализации предприятий, т.е. соответствующих имущественных комплексов, название которых имеет потенциальную коммерческую ценность (например, название ресторана или магазина).
Личные неимущественные права автора возникают только в отношении результатов интеллектуальной деятельности; они не могут возникать в отношении средств индивидуализации. Даже когда средство индивидуализации (товарный знак, коммерческое обозначение) является результатом чьего-либо творческого труда, личные неимущественные права в отношении средства индивидуализации появиться не могут.[1]
7. Какие правовые институты можно выделить в составе учебной дисциплины «Право интеллектуальной собственности» с учетом различия объектов интеллектуальных правоотношений?
Суханов в своем учебнике «Российской гражданское право» Выделяет следующие институты права интеллектуальной собственности:
1) Авторское право - институт интеллектуальных прав, регулирующий отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, а также различных объектов смежных прав. В данный институт включаются нормы гражданского права, определяющие понятие и признаки охраноспособных произведений, а также особенности правового режима отдельных видов произведений (производные произведения, составные произведения, аудиовизуальные произведения, программы для ЭВМ и т.д.). Сюда же относятся нормы, устанавливающие виды и содержание интеллектуальных авторских прав.
2) Смежные права
3) Промышленная собственность - институт интеллектуальных прав, с помощью которого получают правовую охрану изобретения, полезные модели, промышленные образцы и ноу-хау (секреты производства).
4) права на средства индивидуализации - институт интеллектуальных прав, с помощью которого осуществляется регулирование использования обозначений юридических лиц, предприятий, товаров, работ, услуг.[2]