Гендерные различия в учебной мотивации у первокурсников.
На третьем этапе исследования были выявленыгендерные различия в учебной мотивации у девушек – первокурсниц и юношей - первокурсников.
Данные представлены на рисунке 3.
Рисунок 3.Гендерные различия в учебной мотивации у девушек-первокурсниц и юношей-первокурсников (в средних баллах)
По результатам исследования учебной мотивации у девушек преобладают познавательная (14,35), интроецированная (14,35) мотивации и мотивация самоуважения (14,6). У юношей преобладают познавательная мотивация (14,25),мотивация самоуважения (14,05) и мотивация саморазвития (13,75).
Познавательная мотивация ярко выражена как у девушек (14,35) так и у юношей(14,25). Это значит, что и девушки и юноши стремятся узнать новое, понятьизучаемый предмет, получают удовлетворение от роста своих знаний при освоении нового материала.
Мотивация достижения у девушек (12,5) и юношей (12,5) одинакова, таким образом, они стремятся добиваться максимально высоких результатов в учебе, испытывать удовольствие в процессе решения трудных задач.Мотивация саморазвития преобладает больше у юношей (13,75), чем у девушек(13,55), так как они стремятся к развитию своих способностей, своего потенциала в рамках учебной деятельности, достижению мастерства и компетентности.У девушек (14,6) мотивация самоуважения преобладает в большей степени, чем у юношей (14,05). У них есть желание учиться ради ощущения собственной значимости и повышения самооценки за счет достижений в учебе.Также у девушек лидирует больше интроецированная мотивация (14,35), чем у юношей (12,4), так как они испытывают чувство долга перед собой и перед другими значимыми людьми. Уровень экстернальной мотивации у девушек (13,15) превосходит аналогичный показатель у юношей (11,2). Амотивация у юношей преобладает больше, чем у девушек. Но не смотря на это, данный показатель у студентов, относительно мотивационных факторов, мал.
2.5.Рекомендации преподавателям по развитию учебной мотивации студентов.
Главная задача преподавателей - помочь студентам как можно быстрее адаптироваться к новым условиям жизни и учебы в ВУЗе; разумно преодолеть возникшие психоэмоциональные, интеллектуальные и физические перегрузки. Главная задача мотивации учения - такая организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности студента. Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений студента. Результаты обучения должны соответствовать потребностям личности и быть значимыми для него. Степень выраженности и осознанности этой способности является одним из показателей социальной личностной зрелости. Необходимо контролировать возникновение этой потребности и по мере созревания личности у нее должна определяться все более и более дальняя жизненная перспектива. При этом у нее должно складываться представление о том, что учеба и ее итоги - это важный шаг на жизненном пути. Таким образом, вновь, на более высоком уровне формируется внутренняя мотивация. Учеба как средство достижения дальних целей не нуждается во внешнем контроле. Путь достижения жизненных целей должен быть разбит на более мелкие подцели с конкретным видимым результатом. Тогда переход к перспективному планированию будет более безболезненным.
Занятия следует организовать так, чтобы студенту было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с преподавателем, одногруппниками. На занятии должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Важна для психологически грамотной организации мотивации учебы ориентация преподавателя при обучении на индивидуальные стандарты достижений студентов. Сам преподаватель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения. То есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.
Выводы по 2 главе.
В ходе проведения работы мы выявили, что выдвинутая для рассмотрения гипотеза не подтвердилась, т.к. результаты проведённого нами исследования показали следующее: у девушек преобладают познавательная (14,35), интроецированная (14,35) мотивации и мотивация самоуважения (14,6), а у юношей преобладают познавательная мотивация (14,25), мотивация самоуважения (14,05) и мотивация саморазвития (13,75). В гипотезе же предполагалось что, у девушек будет выражена познавательная мотивация и мотивация саморазвития, а у юношей будет выражена мотивация самоуважения и экстернальная мотивация.
Основным различием является то, что юноши стремятся получить образование и применить его на практике, а девушки хотят самоутвердиться. Студенты мотивированы на получение высшего образование, поэтому амотивационные факторы, как у юношей, так и у девушек играют незначительную роль.
В процессе анализирования результатов теста нами были разработаны рекомендации для преподавателей по мотивации студентов:
• помощь студентам, как можно быстрее адаптироваться к новым условиям жизни и учебы в ВУЗе;
• организация занятий так, чтобы студенту было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с преподавателем, одногруппниками;
• на занятии должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения;
• преподаватель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения.
Заключение
В данной курсовой работе была изучена проблема особенностей учебной мотивации у студентов - первокурсников.
В первой главе была дана общая характеристика учебной мотивации, виды мотивов учебной деятельности, а также факторы, влияющие на формирование положительной учебной мотивации. Здесь же были раскрыты особенности учебной деятельности студентов-первокурсников и психологические различия юношей и девушек.
Вторая глава посвящена исследованию гендерных особенностей учебной мотивации студентов. Здесь указаны цели, задачи, гипотеза, методы, использованные в исследовании, а также описание хода исследования, анализ и интерпретация его результатов.
Таким образом, поставленная цель: выявление гендерных особенностей учебной мотивации первокурсников вуза – была достигнута. А также выполнены следующие задачи:
1) Проведен теоретический анализ современной психологической литературы, изучающей учебную мотивацию студентов.
2)Изучены особенности мотивации девушек-студенток.
3)Изучены особенности мотивации юношей-студентов.
4)Выявлены гендерные различия в учебной мотивации студентов 1 курса.
5)Разработаны рекомендации преподавателям по развитию учебной мотивации студентов.
Обобщая весь материал курсовой работы, делаем вывод: во-первых, под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы. Она побуждается не каким-либо одним мотивом, а многими мотивами, находящимися между собой в сложной зависимости. Именно, мотивы, действующие в сложном комплексе и переплетении, в конечном счете, определяют каждый акт поведения студента, связанный с его учебной деятельностью.
К видам учебной мотивации относят: познавательную, интроецированную, экстернальную, мотивации достижения, саморазвития, самоуважения и амотивацию.
В равной степени, и для юношей и для девушек изучение предметов дает возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности; некоторые предметы им интересны, и подростки хотят знать по ним как можно больше. И те, и другие стараются самостоятельно выполнять задания по изучаемым предметам, не любят, когда им подсказывают и помогают.
Предполагаемая гипотеза была опровергнута результатами исследования. Это объясняется малой численностью выборки и специфическим подбором групп испытуемых. Мы полагаем, что полученные данные могут быть полезны психологам и преподавателям вуза в целях совершенствования учебно - воспитательного процесса.
Список литературы
1.Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976.
2.Асеев В.Г. Мотивационная регуляция поведения личности: Дисс. … д-ра психол. наук в виде научного доклада. - М., 1995.
3. Бодалев А.А. О воздействии стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт /А.А. Бодалев, Л.И. Криволап // Проблемы общения и воспитания. – Тарту, 1974. – Ч. 1. – С.185-192.
4. Божович, Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание / Л.И. Божович, Л.С. Славина. - М: Просвещение, 1979. - 360 с.
5.Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии, Пер. с англ. З. Замчук, Н. Макарова, Е. Трифонова /Г. Гарфинкель. — СПб: Питер.- 2007
6.Головей Л. А. Дифференциально-психологические факторы профессионального самоопределения / Л. А. Головей //Психол. проблемы самореализации личности. — СПб.: Изд-во СПбГУ.- 199. — Вып.3.- с.76–83
7. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - Москва: Педагогика, 1996. - 356 с.
8. Дубровина, И.В. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся [Текст] / И.В. Дубровниа // Ценностные ориентации и интересы школьников, 1983, С. 27–36
9.Жбиковская О. А. Гендерный подход при обучении иностранному языку / Жбиковская О. А.// Социально-культурные проблемы развития промышленности, транспорта и услуг: история и современность: Материалы Всероссийской научной конференции с международнымучаст. Омский гос. университет путей сообщения.- Омск, 2006.- с. 74–78
10.Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин СПб.- 2001
11. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб: Питер, - 2000
12.Ильин Е. П. Пол и гендер / Е. П. Ильин // Серия «Мастера Психологии». — Питер.-2010
13.Казначевская Л. В. К вопросу о гендерном образовании: доклад на VI научно-практической конференции. Язык, культура, коммуникация / Л. В. Казначевская//Сб.М.: МГЛУ.- 2001.- с. 72–78
14.Клецина И. С. Гендерная психология и направления ее развития / И. С. Клецина // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. СМ. Клециной. — СПб.-2003
15. Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
16. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М.: Прогресс,1972.-514с. - 27.02.2013.
17. Лорбер Дж. Пол как социальная категория [Текст] / Дж. Лорбер // Альманах “THESIS”.- 1994. Вып. 6, с. 127–136
18. Маркова А.К. Формирование мотивации учения [Текст]: монография / А.К. Маркова. – М.: Педагогика, 2000. – 212 с.
19.Маслоу А. Мотивация и личность. – М., 1998
20.Матис Т. А. Мотивационные аспекты совместной учебной деятельности школьников. – Воспитание, обучение, психическое развитие. Тезисы докладов к VI Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. Ч. 2. – М., 1983.
21. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина.-М.:Педагогика.1984.-144с. - 269 с.
22.Меламед Д. Л. Социально-психологические аспекты учебной мотивации студентов вуза [текст] / Д. Л. Меламед // «Личность и группа в образовательном пространстве». Сборник научных трудов. Вып. 3 / Под ред. О. Б. Крушельницкой — М.: МГППУ, 2009. С 94—98.
23.Меламед Д. Л. Социально-психологические особенности динамики учебно-профессиональной мотивации студентов [текст] / Д. Л. Меламед // «Молодые ученые — столичному образованию». Материалы VIII городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. — М.: МГППУ, 2009.
24.Мильман В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. – 1987. – № 5.
25.Непомнящая Э. А. Формирование мотивов учебной деятельности при обучении иностранному языку в вузе // Новые исследования в психологии. – 1979. – № 2.
26.Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.:Смысл.2004.
27.Овчинникова Т. Е. Гендерный подход в обучении студентов университета иностранному языку /Т. Е. Овчинникова: дис. …. канд. пед. наук. — Оренбург.- 2007.- 209 с.
28. Седова Е. А. Гендерный подход к формированию мотивации обучения иностранному языку у студентов технического вуза // Молодой ученый. — 2013.
29.Сененко С. Маскулинность и фемининность: от бинарной оппозиции к целостной человечности / С. Сененко //Зеркало недели.- 2005.- № 43
30.Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. – М: Педагогика,1980.-96с.
31.Смирнова Н. А. Реализация гендерного подхода на уроках иностранного языка с использованием интерактивных методов обучения [Электронный ресурс]/Н. А. Смирнова//Режим доступа: http:// www. t21.rgups.ru/Arhiv2007s1
32.Сухомлинский В.А. О воспитании:[выдержка из работы] / Сухомлинский В.А.- М.:Политиздат, 1988.-269 с.
33.Узнадзе Д. Н. Психологические мотивации поведения человека. – М., 1969.
34. Ференци Ш. Интроекция и перенос. Издательство: ERGO , 2011 г.
35. Р. Е. Ф р э н к и н Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты 5-еи з д а н и е, 2001 г.
36.Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001.
37.Чирков В. И. Мотивация учебной деятельности. – Ярославль, 1991.
38.Шопенгауэр А. статья «Четыре принципа достаточной причины»/ 1900-1910. С. 86
39. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - Москва:Педагогика,1989.-367с.
40. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – М., 1969.
Приложение 1.Таблица 1. Результаты тестирования у юношей
Юноши | Познавательная мотивация | Мотивация достижения | Мотивация саморазвития | Мотивация самоуважения | Интроецированная мотивация | Экстернальная мотивация | Амотивация |
среднее | 14,25 | 12,5 | 13,8 | 14,05 | 12,4 | 11,2 | 7,7 |
Приложение 2. Таблица 2. Результаты тестирования у девушек
Девушки | Познавательная мотивация | Мотивация достижения | Мотивация саморазвития | Мотивация самоуважения | Интроецированная мотивация | Экстернальная мотивация | Амотивация |
среднее | 14,35 | 12,5 | 13,6 | 14,6 | 14,4 | 13,15 | 7,5 |
Приложение 3
Текст опросника ШАМ
Инструкция.
Пожалуйста, внимательно прочитайте каждое утверждение. Используя шкалу от 1 до 5, укажите ответ, который наилучшим образом соответствует тому, что Вы думаете о причинах Вашей вовлеченности в деятельность. Отвечайте, используя следующие варианты ответа:
1 - не соответствует совсем;
2 - скорее не соответствует ;
3 - нечто среднее скорее;
4 - соответствует вполне;
5 - соответствует
Почему Вы в настоящее время ходите на занятия в университет?
1. Мне интересно учиться.
2. Учёба доставляет мне удовольствие, я люблю решать трудные задачи.
3. Потому что я получаю удовольствие, превосходя самого себя в учебных достижениях.
4. Потому что я хочу доказать самому(ой) себе, что я способен(на) успешно учиться в университете.
5. Потому что мне стыдно плохо учиться.
6. У меня нет другого выбора, так как посещаемость отмечается.
7. Честно говоря, не знаю, мне кажется, что я здесь просто теряю время.
8. Мне нравится учиться, потому что это интересно.
9. Я чувствую удовлетворение, когда нахожусь в процессе решения сложных учебных задач.
10. Учеба дает мне возможность почувствовать удовлетворение в моем совершенствовании.
11. Потому что, когда я хорошо учусь, я чувствую себя значимым человеком.
12. Потому что совесть заставляет меня учиться.
13. Чтобы избежать проблем с деканатом и сессией.
14. Раньше я понимал(а), зачем учусь, а теперь не уверен(а), стоит ли продолжать.
15. Мне просто нравится учиться и узнавать новое.
16. Мне нравится решать трудные задачи и прикладывать интеллектуальные усилия.
17. Ради удовольствия, которое приносит мне достижение новых успехов в учебе.
18. Чтобы доказать самому(ой) себе, что я умный человек.
19. Потому что учиться – это моя обязанность, которой я не могу пренебречь.
20. Потому что близкие меня будут осуждать, если я стану плохо учиться.
21. Ходить-то я хожу, но не уверен(а), что мне это действительно надо.
22. Я действительно получаю удовольствие от изучения нового материала на занятиях.
23. Я просто люблю учиться, решать сложные задачи и чувствовать себя компетентным(ой).
24. Мне приятно осознавать, как растет моя компетентность и мои знания.
25. Потому что я хочу показать самому себе, что я могу быть успешным(ой) в учебе.
26. Потому что, поступив в университет, я должен посещать занятия и учиться.
27. У меня нет выбора, иначе я не смогу в будущем иметь достаточно обеспеченную жизнь.
28. Хожу по привычке, зачем, откровенно говоря, точно не знаю.
Ключ. Познавательная мотивация – пп. 1, 8, 15, 22, мотивация достижения – пп. 2, 9, 16, 23, моти-вация саморазвития – пп. 3, 10, 17, 24, мотивация самоуважения – пп. 4, 11, 18, 25, интроецированная мотивация – пп. 5, 12, 19, 26, экстернальная мотивация – пп. 6, 13, 20, 27, амотивация – пп. 7, 14, 21, 28.