Насколько «свободные ассоциации» действительно свободны?

Предполагается, что при свободных ассоциациях законы ассоциации имеют полную власть. Тем не менее, реакция «другим словом» является до некоторой степени ограни­чивающей и искусственной.

(Неограниченная и ограниченная ассоциации, видимо, были бы более объективными терминами. Экспериментатор, например, может дать испытуемому инструкцию: на каждое слово-раздражитель реагировать произнесением слова с противоположным значением тем самым экспериментатор ограничивает реакцию. Так как испытуемый следует такой инструкции, то, очевидно, что он некоторым образом контролирует свой собственный ассоциативный процесс).

В обычной жизни мы редко отвеча­ем на отдельное, изолированное слово простым высказыванием другого слова. Многие лица, не знакомые с психологией и ее свое­образными методами, не могут понять, что экспериментатор не хочет от них ничего более определенного. Они подозревают, что он стремится выявить, как хорошо они понимают слово-раздра­житель, и у них возникает более или менее намеренная установ­ка на то, чтобы дать «осмысленные» ответы.

Коффка (1912) попытался обеспечить подлинно свободные ассоциации, давая испытуемому инструкцию сохранять пассив­ную установку, позволить слову-раздражителю вызвать образ и затем произвести простую реакцию в виде движения рукой. Да­же здесь испытуемый обычно понимал задачу как более специ­фическую. У одного испытуемого непроизвольно возникла уста­новка производить реакции возможно более быстро, другой ис­пытуемый представлял себе во всех деталях значение слова-раз­дражителя, третий представлял образ индивидуальной вещи или личности, на которую намекало слово-раздражитель, а четвертый переходил от объекта, обозначенного словом-раздражителем, к какому-либо другому связанному с ним объекту. Очевидно, было почти невозможным обеспечить совершенно свободные ассоциа­ции во время экспериментального сеанса. Даже при дневных грезах имеется некоторая степень контроля, о чем свидетельству­ет течение образов в определенном направлении, прежде чем это течение приобретает другое направление.

Внешняя реакция является даже менее свободной, чем первая внутренняя ассоциация, так как испытуемый часто отвергает первую приходящую на ум реакцию, потому что она кажется глупой, запутывающей или почему-либо неподходящей.

Уэллс (1911) пришел к заключению, что испытание на сво­бодные ассоциации, все еще заслуживающее это название, зави­сит от отсутствия препятствующих установок.

Данные, получаемые ассоциативным экспериментом

Полученную словесную реак­цию можно рассмотреть с нескольких точек зрения. Всего имеется 5 типов данных, полученных в экспериментах на свободные ассоциации.

1. Время реакции для ассоциации.

2. Частота или обычность реакции.

3. Характер реакции ассоциации - логическое или другое отношение реакции к слову-раздра­жителю. (При контролируемых ассоциациях реакция может быть отмечена как правильная или неправильная, при свободных ассоциациях может быть обращено внимание на ее характер).

4. Симптомы замешательства, указывающие на эмоциональный комплекс.

5. Интроспективный (ретроспективный) отчёт испытуемого, который может обнаружить происхождение ассоциации или процесс достижения данной реакции.

Время свободной ассоциации.

Многие экспериментаторы из­меряли время для свободных реакций «другим словом», поль­зуясь или секундомером, или хроноскопом. Медиана была обыч­но больше одной секунды, но не доходила до двух.

Менцерот, а также Уэллс повторяли испытание в течение ря­да дней, и нашли медиану снижающейся от 1750 до 1200—1300. Этот результат, довольно примечательный, так как в каждый следующий день применялись новые раздражители. Эффект упражнения, следовательно, состоял не в усилении частных связей между раздражителем и реакцией. С упражнением вре­мя реакции уменьшалось, хотя минимум, составлявшийоколо 1500, сохранялся повсеместно.

Увеличение средней скорости реакции обусловлено, вероятно, приспособлением к эксперименту, большей свободой от внутрен­них затруднений и принятием более легких и «поверхностных» типов реакций.

Указанное выше среднее время реакции относится целиком к взрослым. Дети реагируют медленнее при свободных ассоциациях.

Наши рекомендации