Влияние содержания на классификацию
Такого рода проблемам в последние годы посвящалось не одно исследование. Основной вопрос, поставленный их авторами, заключался в следующем: в какой мере классификация определяется самим классифицируемым материалом?
Выявлено, что на классификацию влияют:
1. Форма представления материала;
2. Степень знакомства с материалом;
3. Содержание и специфика той области, к которой относится классифицируемый материал (например, может влиять практическая значимость того или иного аспекта материала для жизни в конкретных условиях).
Примеры.
1) Получим ли мы те же самые классификации в том случае, если будем называть объекты, а не показывать их изображения? Например, мы предполагаем, почти наверняка, что при предъявлении на слух, корова, ствол дерева и шоколад не попадут в один и тот же класс, хотя эти вещи легко могут попасть вместе под цветовую категорию коричневый, когда испытуемому предлагают для классификации картинки с их изображением. Действительно, эксперименты показали, что в случае предъявления фотографий предметов классификация происходила иначе, чем с реальными предметами.
2) Группа исследователей (Шарп и Коул) изучала способность к классификации крестьян-рисоводов народности мано в центральной Либерии. Они пользовались карточками с изображениями треугольников и квадратов. Оказалось, что взрослые неграмотные мано с трудом находили более одной основы для классификации карточек, иногда не умея правильно разложить их и один раз.
Позже, другие исследователи (Ирвин и Маклафлин) продолжили серию экспериментов. Они выдвинули предположение, что на результаты повлияла специфика материала (геометрические фигуры не знакомы крестьянам). Исследователи кроме повторения уже использованной процедуры с геометрическими фигурами, составили задачу, в принципе идентичную с первой, но обладающую иным материальным содержанием. Некоторых испытуемых просили классифицировать и классифицировать еще раз по-другому восемь чашек с рисом. Чашки делились на большие и маленькие, рис - на очищенный и неочищенный; кроме того, применялся рис двух различных сортов. Они хотели выяснить, находят ли крестьяне альтернативные способы классификации чашек с рисом легче, чем карточек с треугольниками и квадратами. Оказалось, что чашки с рисом крестьяне классифицировали примерно так же хорошо, как школьники классифицируют карточки! Т.е. люди, не посещавшие школу, проводят с определенным экспериментальным материалом такие классификации, на которые мы – исходя из других данных - легко могли считать их неспособными.
3) Следующее исследование также проводилось в африканской деревне. Была поставлена задача определить какой тип классификации употребляют неграмотные дети: абстрактный или конкретный. Детям предлагались макеты животных и растений, встречающиеся в их местности. В результате было обнаружено, что при группировке животных дети склонны были объяснять составленные ими группы конкретными свойствами типа цвета, величины или места, где они встречаются. При группировке растений те же дети объясняли состав групп главным образом ссылкой на абстрактное их свойство - на съедобность. Эти данные указывают на то крайне важное обстоятельство, что нельзя говорить об абстрактном или конкретном мышлении в целом. Видимо, степень абстрактности ответов зависит не только от знакомства с классифицируемыми вещами и от способа их физического представления, но и от тех конкретных сфер, к которым принадлежат эти вещи. Возможно, в данных конкретных условиях для взаимодействия с животным миром были более существенными такие свойства, как цвет, размер и место обитания, в то время как наиболее существенным свойством растений была их съедобность-несъедобность.
Лабораторная работа
Классификация понятий
Цель. Изучение способности к классификации понятий
Материал. 30 карточек, содержащих понятия из курса психологии.
Ход работы. Каждый испытуемый получает набор карточек. Испытуемым предлагается раскладывать карточки на группы так, чтобы не оставалось «лишних» понятий. Процедура повторяется с новыми основаниями в течение заданного времени (мин.). Задача заключается в том, чтобы найти как можно больше оснований для классификации. После каждой классификации испытуемый записывает названия классов, которые удалось выделить.
Обработка результатов:
1. Для индивидуальных результатов подсчитывается количество способов классификации.
2. Для индивидуальных результатов отмечаются наиболее часто встречающиеся типы классификации (конкретная, абстрактная; на основе изолирующей или обобщающей абстракции).
3. Для групповых данных определяется:
а) среднее количество способов группировки по группе;
б) наиболее часто встречающийся способ классификации и наиболее редкие способы. Для этого групповые данные собираются в таблицу.
Таблица групповых данных
№ | Основания для классификации | Кол-во человек |
пс. процессы, состояния, методы, и т.д. | ||
. . . | ||
. . . | . . . | . . . |
n | . . . |
Анализ результатов производится по вопросам:
1. Какой способ классификации оказался наиболее распространённым, с чем это связано?
2. Влияет ли на способность к классификации степень знакомости материала?
3. Как можно с помощью процедуры классификации построить диагностический эксперимент, чтобы определить уровень освоения материала по учебному предмету?
Контрольные вопросы.
1. Что такое классификация. Какие мыслительные действия лежат в основе классификации.
2. Назовите основные показатели, используемые при диагностике способности к классификации. Объясните, почему именно эти показатели являются существенными.
3. Какие вы знаете способы группировки объектов. Приведите примеры.
4. Как содержание материала влияет на классификацию и почему.