Второе направление. Изучение состояния звукопроизношения.
Задание №1.
Инструкция: ребенку предлагается повторить слова за экспериментатором.
Слова |
1. С: сад, коляска, глобус. |
2. Сь: василек, такси. |
3. 3: замок, незнайка. |
4. Зь: земляника, обезьяна. |
5. Ц: цапля, кольцо, индеец. |
6. Ш: шашки, ошейник, карандаш. |
7. Ж: жираф, жук, лыжи. |
8. IЦ: щука, щенок, плащ. |
9. Ч: чайник, печенье, мяч. |
10. Л: лампа, волк, стол. |
11. Ль: лимон, плита, соль. |
12. Р: рак, марки, мухомор. |
13. Рь: река, пряники, фонарь. |
14. К: куртка, скрипка, шкаф. |
15. Г: грядка, грелка, виноград. |
16. Х: хлеб, ткачиха, петух. |
Балльная оценка данного задания:
1 балл – ребенок допустил ошибки в звукопроизношении в 12-16 вариантах.
2 балла – ребенок допустил ошибки в 8-11 вариантах.
3 балла – ребенок допустил ошибки в 5-7 вариантах произношения.
4 балла – ребенок допустил ошибки 1-4 вариантов произношения.
5 баллов – произнес все звуки правильно.
Задание №2.
Инструкция: ребенку предлагается повторить за логопедом следующие предложения.
Предложение |
1. У Зины зонт. |
2. Кузнец кует цепь. |
3. Шапка да шубка - вот и весь Мишутка. |
4. У ежа ежата. |
5. Дятел долбил ель. |
6. К нам во двор забрался крот. |
7. Майя и Юра поют. |
Балльная оценка данного задания:
1 балл – ребенок допустил ошибки звукопроизношения в каждом предложении.
2 балла – ребенок допустил ошибки в 5-7 предложениях.
3 балла – ребенок допустил ошибки произношения в 3-4 предложениях.
4 балла – ребенок допустил ошибки 1-2 предложениях.
5 баллов – все предложения произнес правильно.
Для анализа данного направление мы создали балльно-уровневую систему оценивания:
Низкий уровень (1-2 балла) – Звукопроизношения нарушено полностью. 1 балл набрал 1-2 балла, 2 балла – набрал 3-4 балла. Ребенок делает ошибки в произношении звуков изолированно, в словах и предложениях. Речь невнятная, неуверенная.
Средний уровень (3-4 балла) – При произношении допускает ошибки в словах и предложениях. 3 балла набрал 5-6 баллов, 4 балла набрал 7-8 баллов. Нарушено 5-7 звуков. При повторении ребенок исправляет ошибки. Следит за произношением, старается. Речь понятная, уверенная.
Высокий уровень (5 баллов) – Нарушений в звукопроизношении нет. Набрал 9-10 баллов.
Помощь логопеда не требуется. Речь четкая, понятная.
Третье направление. Изучение звуко-слоговой структуры речи.
Задание №1.
Инструкция: взрослый предлагает ребенку назвать изображения на картинках (предметы, персонажи, растения, насекомые, животные), при затруднениях взрослый просит повторить за ним следующие слова
Слова |
1. Свинья |
2. Космонавт |
3. Аквариум |
4. Скворечник |
5. Телевизор |
6. Фотограф |
7. Сковорода |
8. Водопроводчик |
Балльная оценка данного задания:
1 балл – ребенок допустил ошибки в 7-8 словах. Не смог повторить правильно слова за логопедом.
2 балла – ребенок допустил ошибки в 4-6 словах. За логопедом повторял слова по слогам.
3 балла – ребенок допустил ошибки произношения в 2-3 словах. За логопедом повторял слова, исправляя ошибки.
4 балла – ребенок допустил ошибки в 1-2 словах.
5 баллов – все слова произнес правильно. Помощь логопеда не требовалась.
Задание №2.
Инструкция: ребенку предлагалось послушать и повторить предложения за логопедом.
Предложения |
1. Мама рассказывает сыну сказку на ночь. |
2. Ежик спит под ворохом листьев. |
3. В аквариуме плавают рыбки. |
4. Мальчик поставил велосипед под деревом. |
Балльная оценка данного задания:
1 балл – ребенок не смог повторить предложения за логопедом.
2 балла – ребенок повторил предложения, допустил ошибки, не смог исправить их при повторном проговаривании.
3 балла – ребенок допустил ошибки, но исправил их, повторяя за логопедом по слогам.
4 балла – ребенок допустил ошибки, но исправил их самостоятельно или при небольшой помощи логопеда.
5 баллов – все предложения повторил правильно, повторного проговаривания не понадобилось.
Для анализа данного направление мы создали балльно-уровневую систему оценивания:
Низкий уровень (1-2 балла) – Наблюдается сильное нарушение в звуко-слоговой структуре речи. Ребенок делает ошибки, как в структуре слов, так и в структуре предложений. Повторное проговаривание логопедом не приносит положительного результата.
Средний уровень (3-4 балла) – Ребенок допускает ошибки в структуре слов и предложений, которые имеют сложную конструкцию. Дети исправляют ошибки при повторном проговаривании за логопедом.
Высокий уровень (5 баллов) – Нарушений в звуко-слоговой структуре слов и предложений нет. Ребенок повторяет за логопедом правильно с первого раза, без повторения.
Четвертое направление. Изучение грамматического строя речи
Задание №1.
Инструкция:ребенку показывают картинки и просят назвать один предмет и много
Часть
Предмет |
1. Глаз |
2. Ведро |
3. Рот |
4. Лев |
5. Перо |
6. Окно |
7. Дом |
8. Кресло |
9. Ухо |
10. Дерево |
11. Стол |
12. Стул |
2 часть
Вопрос |
1. У тебя ведра, а у меня нет чего? |
2. У тебя львы, у меня нет кого? |
3. У тебя деревья, у меня нет чего? |
4. У тебя яблоки, у меня нет чего’ |
5. У тебя кресла, у меня нет его ? |
Балльная оценка данного задания:
1 балл – ребенок не справился с заданием первой и второй части, не смог образовать множественное число
2 балла – ребенок образовал 1-5 слов множественного числа первой части, со второй частью не справился.
3 балла – ребенок образовал 8-9 слов множественного числа первой части и выполнил 1-3 задания второй части.
4 балла – образовал 10-11 слов множественного числа первой части и 3-4 задания второй части.
5 баллов – справился с первой и второй частью задания.
Задание №2.
Инструкция:ребенку предлагают назвать ласково предметы, изображенные на картинках.
Слово |
1. Окно |
2. Зеркало |
3. дерево |
4. Ящик |
5. Кольцо |
6. Петля |
7. Ухо |
8. Платье |
Балльная оценка данного задания:
1 балл – ребенок не смог образовать названия предметов в уменьшительно ласкательной форме.
2 балла – ребенок правильно образовал 1-3 слова. Использовал помощь логопеда.
3 балла – ребенок правильно образовал 4-5 слова. Использовал помощь логопеда.
4 балла – ребенок правильно образовал 6-7 слова в уменьшительно-ласкательной форме. Использовал помощь логопеда.
5 баллов – образовал правильно все слова. Помощь логопеда не использовал.
Задание №3.
Инструкция:Логопед предлагает для просмотра шесть картинок. На картинках изображены предметы в количестве двух и пяти. Ребенку необходимо назвать изображенные предметы, правильно согласовав их.
Слово |
1. Два мяча |
2. Пять мечей |
3. Две розы |
4. Пять роз |
5. Два окна |
6. Пять окон |
Балльная оценка данного задания:
1 балл – ребенок не справился с заданием. Не смог образовать и согласовать правильно числительные с существительным.
2 балла – ребенок правильно образовал 1-2 числительных с существительным по образцу логопеда.
3 балла – ребенок правильно согласовал 3-4 существительных, использовал помощь логопеда.
4 балла – ребенок правильно образовал 4-5 существительных, в некоторых случаях с помощью логопеда.
5 баллов – все задания выполнил правильно, самостоятельно, без помощи логопеда.
Для анализа данного направление мы создали балльно-уровневую систему оценивания:
Низкий уровень (1-2 балла) – 1 балл – набрал 1-2 балла, 2 балла – набрал 3-5 баллов. Ребенок не справляется с заданиями. Ребенок не может образовывать множественное число, уменьшительно ласкательную форму и не умеет образовывать и согласовывать числительные два и пять с существительными. Помощь логопеда не использует. Речь невнятная, мало понятная.
Средний уровень (3-4 балла) – 3 балла - набрал 6-8 баллов, 4 балла – набрал 9-12 баллов. Ребенок допускает ошибки в грамматическом образовании и согласовании слов. При помощи логопеда исправляет ошибки. Следит за речью, за четкостью, правильностью и понятностью.
Высокий уровень (5 баллов) – набрал 13-15 баллов. Ребенок справляется со всеми заданиями. При выполнении не допускает ошибок. Помощь логопеда не требуется. Речь грамматически правильно оформлена, понятная, четкая.