Теоретическое обоснование методов изучения и формирования коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня
В современное время дети с общим недоразвитием речи третьего уровня составляют основной контингент специальных дошкольных учреждений.
В современной логопедии и психологии существует ряд средств и способов, с помощью которых возможно развитие коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня. К средствам относится игровая, сценическая деятельность, продуктивные виды деятельности. К методам обсуждение речевых коммуникативных ситуаций, мини сказок, активность самих детей в процессе общения[41], описанных в работах В.К. Воробьева, В.П. Глухов, С.А. Миронова, А.В. Ястребова, Т.А. Ткаченко и т.д.
Для изучения коммуникативной функции речи мы опирались на структурно-функциональную модель речевой деятельности И.А. Зимней и описание функций общения по Б.Ф. Ломову, который выделяет следующие параметры[3]:
1. Информативный компонент
2. Регулятивный компонент
3. Эмотивный компонент
Информационный компонент в широком смысле заключается в обмене информацией или приеме-передаче информации между взаимодействующими индивидами. Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем. Обычно различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (различные неречевые знаковые системы) [3].
Для изучения данного компонента мы использовали методику А.Р. Лурия, основывающаяся на нейролингвистических принципах. В данную методику входят следующие экспериментальные задания: пересказ текста, составление рассказа по серии сюжетных картин, описания отдельной сюжетной картинки, рассказа на заданную тему. Также мы предлагаем методику В.П. Глухова Цель данной методики – это комплексное обследовании связной речи детей с ОНР (III уровень речевого развития).
Регулирующий компонент заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. Методом изучения сформированности регулирующей функции речи и особенности регуляции деятельности является одним из методов – это метод наблюдения в практической деятельности[18].
Для изучения данного компонента мы подобрали следующие методики: Методика Н.Я. Головневой «Да и нет» направлена на выявление уровня развития регулирующей функции речи и оценку умения ребенка действовать по правилу. Она является одним из наиболее простых и надежных приемов диагностики сформированности произвольного поведения детей 6-7 лет и произвольности речевого общения. Также мы предлагаем методику Д.Б. Эльконина «Графический диктант». Данная методика используется для определения уровня развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства[20].
Эмотивный компонент связан с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение – важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. По мере становления сочувствия доминирующую роль начинают играть познавательные компоненты – моральные знания и социальные ориентации ребенка.
Для изучения данного параметра мы подобрали следующие методики: модификацию методики А.М.Щетининой «Номинация эмоционального состояния». Целью данной методики является определение у ребенка словаря обозначений эмоционального состояния (активного и пассивного). Также мы предлагаем методику «Понимание эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке». Данная методика взята из книги Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной. С помощью данной методики выявляют, доступно ли детям понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, на какие признаки они опираются, кого лучше показателей от возраста детей[36].
Данные методики мы адаптировали для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Проанализировав методики, мы можем сделать вывод о том, что в совокупности эти методики дают нам возможность для диагностики и формирования коммуникативной функции речи.
Выводы по первой главе
Проблемой формирования коммуникативной функции речи занимались такие ученые как Л.С. Выготский, А.Г. Арушанова, В.П. Глухов, М.И. Лисина, С.Л. Рубенштейн, А.А. Леонтьев. Анализируя научную литературу по данной проблеме можно сделать вывод о том, что речевая деятельность представляет собой активный, целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс выдачи или приема сформированной и сформулированной посредством языка мысли, направленной на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения. В процессе речевой деятельности ребенок пополняет и расширяет свой кругозор, словарный запас, устанавливает соответствие и взаимосвязи с окружающим его миром.
Речь – это специфически иерархически организованная деятельность. В структуру речевой деятельности входят побудителъно-мотивационная, ориентировочно-исследовательская и исполнительная фазы. Коммуникативная функция речи - это использование речи для сообщения другим какой-либо информации или побуждения их к действиям. В ее функциональной организации важную роль играют три функции общения: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная.
При общем недоразвитии речи третьего уровня у детей нарушается развитие коммуникативной функции речи, наблюдаются нарушения фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи, связной речи, эмоциональной и интонационной стороны речи, что накладывает отпечаток на развитие информационной, регулятивной и эмотивной функции речи. Многие исследования показали, что у детей с ОНР низкий уровень развития общения и как следствие застенчивость, робость, замкнутость, что влияет на их речевую и личностную неловкость и приводит к ограничению личностного общения, препятствует речевой деятельности детей.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ