Схема 2 - Структура формирующего эксперимента

Этап. Подготовительный

Основная цель - уточнение и формирование знаний, умений и навыков, необходимых для свободного общения. На подготовительном этапе работа велась по направлениям:

Формирование информационного аспекта коммуникативной функции речи

Логопедическая работа на данном этапе была направлена на формирование информационного аспекта коммуникативной функции речи.

Методики:Методика формирования коммуникативной функции речи по М.И. Лисиной и Методика Т.А. Фотековой «Составление рассказа по серии сюжетных картинок»[19,58]

Приведем пример упражнения. Логопед приводит ребен­ка в комнату, где на столе разложены игрушки и книги, и спрашивает, что бы он хотел — поиграть с игрушка­ми («дочки-матери», «магазин», «больница», «салон красоты», «ремонт машин» и т.д.), почитать книжку или просто поговорить. Затем логопед организует деятель­ность, которую выбрал ребенок. «Давай поиграем в дочки-матери. Это твоя дочка, а ты мама. Ты будешь готовить ей обед, варить суп, играть (делать то, что ты выберешь). Ты будешь мне рассказывать, что ты делаешь и почему?». После этого ребенку предлагается на выбор один из двух оставшихся видов де­ятельности. Затем логопед предлагает проделать эту же самую деятельность с другим ребенком.

Развитие высших психических функций

Также, для более эффективной работы, нами были включены задания на развитие высших психических функций (память, мышление, внимание, восприятие), которые у детей с общим недоразвитием речи имеют свои специфические особенности развития.

Методики: комплекс упражнений на базе методики Р.С. Немова «Четвертый лишний», Л. А. Венгер «Лабиринт», С. Д. Забрамной «Разрезные картинки», Тихомировой Л. Ф. «Найди отличия».

Примером работы по развитию высших психических функций может служить упражнение «Найди отличия». Ребенку предлагается из представленных картинок выбрать ту, которая заинтересует его больше остальных. Затем логопед предлагает картинку, некоторые детали на которой отличаются от первой картинки. Дается инструкция «Сравни картинки между собой и найди 5 отли­чий». Если ребенок легко справляется с данной работой, задание усложняется [14, 37, 51,63].

Дети переключались с одного вида деятельности па другой. Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким-то одним видом деятельности. Использовалась индивидуальная направленность в обучении детей.

3. Развитие моторной базы речи. Также, исходя из дефекта детей, нами проводилась работа по развитию моторной базы речи (см. приложение Ж).

Таким образом, на первом этапе логопедической работы, нами было отмечено, что у детей недостаточно сформированы знания, умения и навыки, необходимые для свободного общения. На начальном этапе работы детям было трудно донести информацию о себе, предметах, действиях до собеседника, ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения, были затруднения при попытке вступить в контакт с партнером по общению, что объясняется недостаточным уровнем сформированности информационного аспекта КФР, а также своеобразием развития высших психических функций этих детей. Однако, к концу подготовительного этапа, были отмечены положительные сдвиги в коррекционно - логопедической работе.

Наибольший интерес у детей вызвали такие игры, как «Найди отличия», «Дочки-матери», «Магазин» и «Четвертый лишний».

Затруднения у большинства детей вызвало задание на «составление рассказа по серии сюжетных картинок», так как у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня отмечается недостаточный уровень лексико-грамматического оформления высказывания, а смысл текста в большинстве случаев передается искаженно.

Этап. Основной

Основная цель -отработать навыки свободного общения, необходимого для взаимодействия с другими людьми, регуляции их эмоций и деятельности.

Логопедическая работа направлена на формирование и закрепление умений и навыков общения в рамках регулятивного, аффективного и информационного аспекта коммуникативной функции речи

Работа на данном этапе велась по следующим направлениям:

1. Формирование информационного аспекта коммуникативной функции речи.

Задачами данного направления являлось формирование умения вступать в процесс общения, передавать информацию и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения. На занятиях дети учились взаимодействовать как с логопедом, так и со сверстниками, включая в работу зрительный, слуховой и тактильный анализаторы.

Методики:

• Методика Клюевой Н.В., Касаткиной Ю.В. «Я и Другие» [16];

• Методика формирования коммуникативной функции речи по М.И. Лисиной [19];

• Методика Кучеровой Е.В. «Проективные рассказы» [11];

Для более эффективного взаимодействия с детьми все занятия проводились в привычной для них обстановке, а каждое задание представлялось в игровой форме, которая лучше воспринималась детьми с общим недоразвитием речи третьего уровня. Каждое задание строилось по принципу от простого к сложному, то есть с постепенным усложнением. Нами учитывались индивидуальные интересы детей, на которые мы опирались в подборе игр, заданий и тем для беседы.

Дети слушали задания внимательно, пытались их четко выполнить, Каждый был заинтересован в конечном результате. Отмечалась наиболее высокая активность детей, по сравнению с работой на предыдущем этапе, на протяжении всей работы дети активно отвечали на вопросы и выполняли поставленные перед ними задания, стараясь достичь наиболее высокого результата.

Приведем пример упражнения. Ребенку предлагается поддержать беседу на различные темы, оценивая достоинства, недостатки и поступки других людей. При этом логопед включает в данную деятельность игровые элементы. Логопед также задает вопросы о семье, друзьях, отношениях в группе; может рассказывать о себе, о поступках разных людей, оценивать свои достоинства и недостатки. «Где работают родители? Если бы у тебя были два-три билета в цирк, с кем бы ты пошел? Ты бы смог отдать свой билет, если бы билетов не хватало, брату (сестре, другу)? С кем ты дружишь в группе? Хочешь ли идти в школу? С кем любишь играть?».

Наши рекомендации