Теоретическое обоснование методов изучения и формирования коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Мы считаем, что актуальными для нашего исследования будут являться методики, направленные на изучение, а также формирование коммуникативной функции речи (КФР), а именно, информативной, аффективной и регулятивной сферы у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Мы проанализировали пять методик, направленных на изучение коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) третьего уровня. За основу была взята
классификация Б.Ф. Ломова[30], которая рассматривает все аспекты КФР:
информационный, аффективный и регулятивный.
I) Изучение информационного аспекта КФР мы предлагаем выполнить по 2 параметрам: умение вступать в процесс общения и умение ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.
Для изучения 1 параметра мы предлагаем взять за основу методикуС.Ю. Серебренниковой «Беседа о семье и лепка» (см. приложение А)[49].
Актуальность данной методики для нашего исследования заключается в том, что в процессе личностного общения происходит изучение умения вступать в процесс общения, получать и снабжать собеседника информацией о себе, своих действиях и других вещах, умения планировать свою деятельность и давать ей оценку, объяснять и комментировать свои действия, высказывать мнение и вести диалог со взрослым. После получения результатов происходит оценка деятельности ребенка, которая оценивается по десятибалльной шкале (см. приложение А).
Мы считаем необходимым дополнить данную методику для более глубокого изучения информационного аспекта коммуникативной функции речи методикой Т.А. Фотековой «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» (см.приложение Б)[58].
В процессе исследования ребенку предлагается ряд из 4-5 картинок, которые необходимо разложить в правильной последовательности и составить по ним рассказ. Актуальность данной методики для нашего исследования заключается в формировании уменияполучать информацию, снабжать информацией,соотносить средства вербального и невербального общения (информационный аспект коммуникативной функции речи).
Результаты работы по методике Т.А. Фотековой «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» рассматриваются по трем критериям и оцениваются по десятибалльной шкале (см. приложение Б).
Для изучения 2 параметра информационного аспекта КФР мы предлагаем рассмотреть методику С.Ю. Серебренниковой «Совместное чтение книги» (см. приложение В) [49].
В процессе исследования взрослый предлагает ребенку почитать ему
книгу, перед этим просмотрев ее, знакомит ребенка с автором книги. Если после чтения, ребенок по своему желанию не вступает в общение, взрослый задает вопросы по содержанию книги, просит пересказать прочитанное, узнает отношение ребенка к тому или иному герою или событию, просит рассказать, что нарисовано на картинках.
Актуальность данной методики для нашего исследования заключается в том, что в процессе познавательного общения происходит изучение информационного аспекта коммуникативной функции речи. С помощью данной методики взрослый может выявить способен ли ребенок выражать свое мнение, эмоции, отношение к поступкам героев или событиям. Мы можем оценить уровень понимания инструкции взрослого, и умение ими руководствоваться. Результаты работы по методике С.Ю. Серебренниковой «Совместное чтение книги» оцениваются по десятибалльной шкале (см. приложение В).
II) Изучение регулятивного аспекта коммуникативной функции речи мы предлагаем выполнить по 2 параметрам: умение согласовывать свои действия, мнение с потребностями товарищей по общению, а также умение доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься.
Для изучения 1 параметра регулятивного аспекта коммуникативной функции речи мы предлагаем взять методику С.Ю. Серебрянниковой «Игра с правилами» (см. приложение Г )[49]. Во время проведения данной методики взрослый предлагает поиграть ребенку в игру со сверстником. Взрослый объясняет правила игры, а затем ребенку предлагается научить товарища
играть в игру, объяснив правила.
Актуальность данной методики для нашего исследования заключается в том, что при проведении данной методики выявляется способность ребенка быть активным, умение согласовывать свои действия и мнения, с потребностями товарищей по общению, умение вступать в эмоциональный контакт, речевое и личностное взаимодействие. В процессе игры отмечаются все высказывания ребенка, активность, понимание инструкций, регулятивные высказывания детей. Результаты работы по методике С.Ю. Серебренниковой «Игра с правилами» оценивались нами по десятибалльной шкале» (см. приложение Г).
Изучение 2 параметрарегулятивного аспекта коммуникативной функции речи было осуществлено в процессе проведения методики В.А. Пермяковой «Составные кубики» (см. приложение Д)[41]. Данную методику мы адаптировали для детей с ОНР третьего уровня, предложив использование одной серии этой методики (9 кубиков), несколько изменив инструкцию для ребенка, а также критерий оценки успешности выполнения задания.
Актуальность данной методики для нашего исследования заключается в том, что в ходе её проведения мы изучали как ребенок взаимодействует с товарищем: проявляет инициативу в общении с партнером; выполняет задание, не обращая внимания на партнера; выполняет задание, агрессивно обращаясь к партнеру, спорит, жалуется, отказывается сотрудничать.
III)Изучение аффективного аспекта КФР мы предлагаем также выполнить
по 2 параметрам:умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнёрам по общению и оценивать эмоциональное поведение друг друга и умение делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнёром по общению.
Для изучения 1 параметра аффективного аспекта коммуникативной функции речи мы предлагаем взять методику В.А. Пермяковой «Составные кубики» (см. приложение Д)[41].
Актуальность данной методики для нашего исследования заключается в том, что с помощью данной методики взрослый может выявить умеет ли ребенок проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнёрам по общению, способны ли дети оценивать эмоциональное поведение друг друга, способность вступать в речевое общение со сверстниками, учитывая мнение и эмоции товарища по общению. Результаты работы по методике В.А. Пермяковой «Составные кубики» представлены в приложении Д.
Изучение 2 параметра аффективного аспекта коммуникативной функции речи было осуществлено в процессе проведения методики С.Ю. Серебряковой «Совместное чтение книги»(см. приложение А)[49], в ходе которой мы изучали, умеет ли ребенок делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнёром по общению.
Актуальность данной методики для нашего исследования заключается в том, что в процессе её проведения особое внимание обращается на то, как ребенок реагирует на поступки того или иного героя, какие чувства, эмоции испытывает по отношению к героям книги. Может ли ребенок поделиться своими чувствами, настроением с партнером, что, в свою очередь, помогает оценить нравственно-моральный уровень развития ребенка.
Также, нами были проанализированы методики, направленные на формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) третьего уровня.
На подготовительном этапе логопедической работы мы предлагаем рассмотреть методики: методика формирования информационного аспекта коммуникативной функции речи по М.И. Лисиной и Т.А. Фотековой «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» [29,19,58].
Мы скорректировали методику М.И. Лисиной, используя её для формирования информационного аспекта в нашем эксперименте. Мы обращаем внимание, как на мотивацию детей, так и их умение организовать свою деятельность, потому что основа данной методики заключается в предоставление ребенку выбора своей деятельности – игра с игрушками, чтение книги или беседа на выбранную ребенком тему. Но, самое главное, с помощью данной методики мы сможем оценить умение детей передавать содержание какого либо впечатления, события, сказки самостоятельно или с опорой на вопросы, умение рассказать об интересных событиях, фактах своей жизни или жизни других людей и объяснить их. Сможет ли ребенок составить и обыграть интересный сюжет в игре и рассказать о нем взрослому, и, возможно пригласить поиграть вместе с ним.
Суть методики Т.А. Фотековой «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» заключается в том, что ребенок должен разложить 4-6 картинок (происходит постепенное усложнение от 4 картинок, до 6) в правильной последовательности, а затем составить по ним рассказ. Это позволяет нам не только проследить мышление детей, но и проверить искажает ли в рассказе ребенок ситуацию, изображенную на картинках. По мере усложнения данной методики дети учатся располагать картинки без стимулирующей помощи, составлять рассказ самостоятельно, без аграмматизмов, добиваться точного словоупотребления. Кроме того, данная методика позволяет нам развивать языковые способности детей.
У детей с общим недоразвитием речи третьего уровня наблюдается отклонения в развитии высших психических функций (ВПФ), что влияет на все стороны развития ребенка, в том числе и речевую. Для развития ВПФ мы взяли за основу методики Л.А. Венгер, Р.С. Немова, С.Д. Забрамной и Л.Ф. Тихомировой и составили единый комплекс упражнений [14, 37, 51,63].
Сначала ребенку предлагалась игра «Четвертый лишний», которая была направлена на развитие мышления и восприятия. В ходе данной методики необходимо было найти из 4 представленных предметов один лишний по каким либо признакам. За данной игрой следовало упражнение на развитие мышления и внимания «Лабиринты». Ребенку выдается восемь карточек, на которых изображены дорожки с волшебными животными на их концах, а ребенку необходимо найти «правильную» дорогу. После этого следовало задание «Разрезные картинки», где ребенок из представленных частей должен был собрать целостное изображение, развивая при этом как мышление, так и внимание и речь. Последней в нашем комплексе упражнений была игра «Найди отличия», которая в разных своих вариациях была направлена на развитие памяти, мышления, внимания и восприятия. В одном варианте ребенку представлялось две картинки, на одной из которых было 10 отличий от другой и их необходимо было найти. В другом варианте мы показывали ребенку картинку, на запоминание которой давалась 1 минута, после чего показывалась несколько измененная картинка, но с таким же сюжетом, после чего ребенок по памяти называл появившиеся изменения.
Также, исходя из дефекта детей, нами проводилась комплексная работа по развитию моторной базы речи (см. приложение Ж).
На основном этапе логопедической работы для формирования информационного, регулятивного и аффективного аспекта КФР мы предлагаем рассмотреть методики Г.А.Цукерман «Рукавички», Г.В Бурменской «Совместная сортировка», методику Клюевой Н.В., Касаткиной Ю.В. «Я и Другие», Кучеровой Е.В. «Проективные рассказы», а также комплекс сюжетно-ролевых игр «Моё настроение», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Придумай эмоции» [10,11,16,63].
Методика Г.А. Цукерман «Рукавички» направлена на выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. Детям дают по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети сами придумывают узор, договариваясь с партнером, т.е. формируют регулятивный и аффективный аспект КФР.
Методика Г.В Бурменской «Совместная сортировка» направлена на формирование регулятивного и информационного аспекта КФР. Детям предлагается 25 фишек разных цветов и формы. Необходимо, действуя сообща, разделить фишки между собой, разложив на отдельные кучки. Сначала нужно договориться, как это делать. В конце дети пишут на листочке бумаги, как были разделены фишки и почему именно так.
Благодаря упражнениям, взятым нами из методики Клюевой Н.В., Касаткиной Ю.В. «Я и Другие», формируется аффективный и регулятивный аспект коммуникативной функции речи. Упражнение «биография на фото» состоит в том, что дети приносят различные фотографии людей в разных эмоциональных состояниях, затем фотографии перемешиваются и ребенок выбирает фотографию (не ту, которую принес сам), составляет рассказ о изображенных на фотографиях людях, их эмоциях и переживаниях. Самое главное для нас в данном упражнении это то, как ребенок проявляет свои эмоции, сочувствует ли людям, изображенным на фотографии (или радуется вместе с ними). В игре «страна Х» детям на большом листе бумаги совместно предлагается придумать волшебную страну и нарисовать ее, где каждый ребенок привносит свой вклад. Данное упражнение очень эффективно для нашей логопедической работы, так как данная игра дает возможность каждому ребенку в общей деятельности, а также помогает увидеть, какое место занимает ребенок в группе, что влияет на формирование всех трех аспектов коммуникативной функции речи.
Мы адаптировали методику Кучеровой Е.В. «Проективные рассказы» для детей с общим недоразвитием речи третьего уровня. Ребенку дается инструкция «Ты будешь мне помогать. Я начну рассказывать истории про мальчика (девочку), а ты продолжишь. Только говорить нужно очень быстро, чтобы мы смогли рассказать как можно больше историй». Данная методика позволяет формировать у детей умение давать адекватные ситуации позитивные и негативные оценки происходящего, сочувствовать и делиться своими эмоциями.
Комплекс разработанных нами сюжетно-ролевых игр «Моё настроение», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Придумай эмоции», «Передай другому» [11] направлены на формирование не только аффективного, но и регулятивного и информационного аспектов КФР. Например, игра «Передай другому» заключается в том, что создается игровая ситуация на стройке. Детям необходимо построить дом, у каждого из детей свое место, перед началом игры дети совещаются, придумывают как будет выглядеть их дом и из чего его можно построить. Ведущий подает детям различные предметы (из которых можно построить дом и нельзя), после чего эти предметы передаются другому по цепочке. При этом необходимо, чтобы все дети следили за тем, что им передают, ведь не все предметы будут подходить для строительства дома. Внимание обращается на умение детей прийти к общему решению, действовать согласованно, контролировать свои эмоции, а также на то, как дети передают друг другу необходимую информацию.
На заключительном этапе логопедической работы мы рассмотрели методики Лисиной М.И., Непомнящей Н.И. «Я – другой», Сосниной С.П. «Диагностика коммуникативных способностей» и проективную игру «Почта», а также комплекс игр «Придумай мелодии настроение», «Кому нужна помощь?», «Подарок», «Крокодил»[19,38, 48, 10].
Мы модифицировали методику Непомнящей Н.И. «Я – другой» для своей логопедической работы. Данная методика позволяет определить, как ребенок поведет себя в непредвиденной ситуации общения. Разыгрывается ситуация – взрослый сидит на стуле, а рядом плачет ребенок, возле него разбросаны игрушки и царит беспорядок. Когда в комнату входит испытуемый, отмечаются следующие особенности его поведения: растерян, смотрит на плачущего ребенка, оглядывается вокруг, равнодушен и т.д. Затем взрослый спрашивает «почему он плачет?». Отмечается реакция испытуемого: предлагает ли он сам узнать, в чем дело, молчит, обращает ли внимание на беспорядок и пытается его убрать. Затем взрослый подходит к ребенку, пошептавшись с ним, говорит, что из-за того, что он все не убрал, его будут ругать, приедет комиссия Чистоты, а у него совсем нет сил. Дети вместе начинают убирать и мыть игрушки, расставляя их по местам. Это позволяет нам формировать у детей аффективный и регулятивный аспект КФР в непредвиденных ситуациях общения.
Актуальность методики Сосниной С.П. «Диагностика коммуникативных способностей» заключается в том, что она позволяет формировать понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия, понимание ребенком состояния взрослого и сверстника. Инструкция: «Сейчас мы будем рассматривать картинки, на которых нарисованы дети и взрослые в различных ситуациях. Тебе нужно очень внимательно выслушать то, что я буду говорить, выбрать картинку, на которой изображен правильный ответ и поставить крестик в кружочке рядом с ней. Посмотри на картинку и подумай, что здесь происходит, теперь посмотри на выражение лиц детей, взрослых, как ты к этому относишься? Например, ситуация 2 «Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что бабушка ее поблагодарит».
С помощью проективной игры «Почта»(модификация теста Е. Антони и Е. Бине),мы формируем благоприятноеэмоционального самочувствие дошкольника в группе, положительное отношение детей друг к другу.Ребенку предлагается роль почтальона, разносящего письма адресатам – членам своей группы. Ребенок должен выразить свое эмоциональное отношение к каждому из адресатов, распределяя письма послания по собственному усмотрению, однако отмечается то, что в каждом из детей необходимо находить, что то хорошее, положительное.
Комплекс игр «Придумай мелодии настроение», «Кому нужна помощь?», «Подарок», «Крокодил» направлен на формирование всех
аспектов КФР в различных ситуациях общения. Например, суть игры «Крокодил» состоит в том, чтобы угадать слово. Ведущий загадывает какое-либо слово, предмет, животного, и так далее, а один из участников команды должен показывать загаданное слово, но не произнося ни единого слова, а по его мимике и по его жестам должна это слово разгадать. С помощью данной игры формируется умение применять свои индивидуальные умения на практике, регулировать свою деятельность и деятельность товарищей, а также передавать информацию с помощью невербальных средств общения.
Все упражнения строятся с учетом возрастных, личностных и психофизиологических особенностей ребенка, а также по принципу от простого к сложному.
Таким образом, проанализировав методики, мы пришли к выводу, что необходимо комплексно формировать коммуникативную функцию речи, а именно информационный, регулятивный и аффективный аспекты, а также ВПФ, языковые способности и эмоционально волевую сферу.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Коммуникативная функция речи – это функция общения. Социализация человека происходит именно в процессе общения, а это доказывает огромную значимость коммуникативной функции речи в жизни человека.
В нашей работе мы выделили следующие аспекты коммуникативной функции речи: информационный, регулятивный, аффективный. Изучать и формировать все аспекты коммуникативой функции речи необходимо комплексно. В основе нормального формирования коммуникативной функции речи лежит процесс порождения речевого высказывания, который в норме проходит 5 этапов: 1) мотив, 2) замысел, 3) внутреннее программирование, 4) лексико-грамматическое развертывание высказывания, 5) реализация речевого высказывания во внешней речи.
У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) третьего уровня основным дефектом является нарушение всех компонентов речевой системы, высших психических функций, эмоционально-волевой сферы, моторики, также отмечается несформированность средств, форм, функций речевой и языковой деятельности, что негативно сказывается на коммуникативной функции речи.
Мы изучили психологические и психолингвистические основы коммуникативной функции речи, дана характеристика детей с общим недоразвитием речи третьего уровня и выявлены такие особенности коммуникативной функции речи, как неумение вступать в контакт, затруднение процесса межличностного взаимодействия детей, нарушение регуляции совместной деятельности. Такие дети часто неуверенность в себе или же агрессивны и не способны адекватно выражать свои чувства и эмоции.
Нами был произведен анализ методик, необходимых для комплексного изучения и формирования коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня.