Состояние коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня
Вопросы изучения и формирования коммуникативной функции речи находят свое отражение в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.А. Пермяковой, С.Л. Рубинштейна, С.Ю. Серебрянниковой и других. Большую группу детей, имеющих нарушения в развитии и формировании коммуникативной функции речи, составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР).
Для того, чтобы определить уровень речевого развития ребенка необходимо учитывать общие закономерности его развития, что позволяет характеризовать процесс становления детской речи, в норме, как системный процесс. Р.Е. Левина говорит о том, что речевые нарушения необходимо отграничивать от возрастных особенностей развития речи [22]. На каждом этапе речевого развития ребенку свойственны какие-то определенные особенности произношения звуков, использования лексических и грамматических средств языка, также важно учитывать особенности детей, имеющихся на этапе построения предложения. Эти явления связаны с так называемым «физиологическим несовершенством речевой функции». То есть, оценка несформированности речевых средств как проявление общего ее недоразвития должна производиться лишь с учетом возрастных норм.
Дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают большие затруднения в формировании связной речи, у них снижена речевая активность, что влечет за собой низкую коммуникативную направленность их речи [62]. У детей с ОНР третьего уровня наблюдаются затруднения в передаче партнеру по общению какой-либо информации. Они не умеют вступать в процесс общения, а именно получать и снабжать собеседника информацией о себе и других вещах, выражать просьбу, приветствие. Такие дети затрудняются регулировать свою деятельность и деятельность партнера, согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению, не применяя своих знаний, индивидуальных умений при решении совместных задач. У детей с общим недоразвитием речи третьего уровня недостаточно сформированы умения делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнёрами по общению, проявляя чуткость к партнерам. Всё это говорит о недостаточном уровне сформированности коммуникативной функции речи у таких детей, что подтверждает актуальность нашего исследования.
Рассматривая состояние коммуникативной функции речи у детей с общим недоразвитием речи, необходимо отметить, что механизмы образования общего недоразвития речи неодинаковы, так же как и различные структуры дефекта. Наблюдаемые у детей трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающими детьми. Несформированность информационного аспектакоммуникативной функции речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня проявляется в неумении вступать в процесс общения, им трудно получить или дать информацию о себе и других вещах. Часто такие дети не выражают просьбу или приветствие. Трудности также вызывает ориентировка в партнёрах и ситуациях общения, то есть дети не могут ориентироваться в ситуациях, которые требуют от них взаимодействия с различными партнерами, с употреблением различных слов и знаков вежливости, эмоционально и содержательно выражать мысли, используя жесты, мимику пользоваться рисунками, схемами, группировать содержащийся в них материал.
При общении у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются трудности при регуляции своей речевой деятельности и деятельности партнеров. Дети с ОНР не могут найти подходящие слова для высказывания [50]. При попытке вступить в процесс общения, дети часто теряют самоконтроль. При взаимодействии со взрослым, такие дети чаще стараются показать имеющиеся у них знания и умения, необходимые при решении совместных задач, делятся со взрослым своими чувствами, интересами, настроением. В игре со сверстниками, дети с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста, стараются проявлять чуткость и отзывчивость, однако часто они отказываются учитывать эмоциональное состояние, настроение и желания собеседника, считая свое мнение единственно верным. Выделенные нами особенности свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности регулятивного и аффективного аспектов коммуникативной функции речи у детей с ОНР третьего уровня.
Л.Г. Соловьева отмечала, что взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связанного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения [47]. Следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации, незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения и негативизм. Также следствием являются некоторые особенности в поведении таких детей: неуверенность в себе, замкнутость, молчаливость, отсутствие инициативы, возможна агрессивность.
В результате исследования О.С. Павловой у дошкольников с ОНР были выявлены следующие особенности речевой коммуникации: в структуре групп данной категории детей действуют те же закономерности, что и в коллективе нормально говорящих детей. О.С.Павлова обращает внимание на то, что среди таких детей чаще всего оказываются дети, которые плохо владеют коммуникативными средствами, находятся в состоянии неуспеха во всех видах детской деятельности. Их игровые умения развиты слабо, а игра носит манипулятивный характер, при попытке общения дети часто сталкиваются с неуспешностью и проявляют агрессию [40].
Дети с общим недоразвитием речи часто затрудняются дать ответ о мотивах своего выбора товарища( достаточно часто они ориентируются не на собственное личное отношение к партнеру по игре), а на выбор и оценку его педагогом. Ю.Ф. Гаркуша [8] отмечает, что у дошкольников с ОНР процесс общения со взрослым отличатся от нормы по всем основным параметрам, что вызывает значительную задержку становления соответствующих возрасту форм общения: внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной.
В психолого-педагогической литературе, рядом исследователей (Р.Е. Левина, О.С. Павлова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, и другие) [5] были выделены особенности коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня:
- недостаточная инициативность в общении, несформированность диалогической и монологической речи, незаинтересованность в контактах, неумение ориентироваться в ситуации общения и негативизм;
- предпочтение пассивных ролей, неумение улаживать конфликты;
- не владение адекватными речевыми способами выражения своего внутреннего состояния.
Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи возникают стойкие нарушения общения, формируются комплексы нарушений речевого и личностного развития, которые препятствуют установлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции таких детей в коллективе сверстников. При этом, по словам С.С. Бычковой, затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения [4].
В целом, мы можем отметить, что коммуникативные возможности детей с общим недоразвитием речи третьего уровня отличаются ограниченностью и по всем параметрам ниже нормы. Наличие общего недоразвития у детей приводит к стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения, а следовательно и социализации. У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня наблюдается недоразвитие информационного, регулятивного и аффективного аспектов коммуникативной функции речи, что свидетельствует о необходимости длительной комплексной логопедической работы, направленной на преодоление проблем в общении у детей.