Психологические и психолингвистические основы формирования коммуникативной функции речи
Согласно, толковому словарю, речь - исторически сложившиеся форма общения людей посредством языка [39].
По мнению Р.С. Немова, речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации [36].
А.Р. Лурия подчеркивает, что коммуникация имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становление разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества [33].
Проблема речевого развития нашла отражение в исследованиях отечественных и зарубежных психологов, таких как как А.А. Леонтьев, М.Р. Львов, Н.И. Жинкин, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, Т. Б. Филичева и другие.
По словам С.Л. Рубинштейна, речь в подлинном смысле слова является средством сознательного воздействия и сообщения, осуществляемых на основе семантического содержания речи; в этом, по мнению автора, специфика речи в подлинном смысле слова, речи человека [42].
Как указывает С.Л. Рубинштейн, изучая человеческое сознание и подчеркивая его связь с деятельностью, в которой оно не только проявляется, но и формируется, нельзя отвлечься от того, что человек - общественное существо, его деятельность - общественная деятельность и сознание его - общественное сознание. Сознание человека формируется в процессе общения между людьми. Необходимо единство речи или языка и сознания [43].
С.Л. Рубинштейн говорит о том, что речь — это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения — посредством языка, речь — это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности — общения — и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее, речь — это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления [44].
Согласно, психологическому словарю коммуникативная функция речи - это использование речи для сообщения другим какой-либо информации или побуждения их к действиям. При передаче сообщения, происходит указание на какой - либо предмет, что обозначается как указательная, или индикативная, функция речи, а также высказывание собственных суждений по тому или иному вопросу, что обозначается как предикативная функция, или функция высказывания [20].
Авторы отмечают (В. Гудонис, Б.П. Пузанов), что коммуникативная функция речи характеризуется наличием в речи сообщения и побуждения к действию. Общаясь с другими людьми, человек не только сообщает им свои мысли, знания, выражает желания и эмоциональные состояния, но и воздействует на них [9].
С психологической точки зрения С.Л. Рубинштейна, можно выделить 3 стороны коммуникативной функции речи: информационная – представляется в виде передачи знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения; выразительная – связана с передачей чувств и отношений говорящего к предмету сообщения; волеизъявление – направлено на прямое подчинение действий замыслу говорящего [44].
Обратимся к вопросу о структурной организации речевого высказывания.
Порождение речи, как указывает Н.Ф. Алефиренко, происходит в процессе речевой деятельности, направленной на вербализацию мысли. Это путь от мысли к слову (подготовка речевого высказывания)[1].
В целом путь от мысли к речи, как указывал АР. Лурия, «…1) начинается с мотива и общего замысла (который с самого начала известен субъекту в самых общих чертах), 2) проходит через стадию внутренней речи, которая, по-видимому, опирается на схемы семантической записи с ее потенциальными связями, 3) приводит к формированию глубинно-синтаксической структуры (высказывания. – В.Г.), а затем 4) развертывается во внешнее речевое высказывание, опирающееся на поверхностно-синтаксическую структуру» [34].
По модели же А.А. Леонтьева процесс порождения речевого высказывания включает пять последовательных, взаимосвязанных этапов (или «фаз») [17]:
1) Исходным моментом («истоком») высказывания является мотив. Мотивация порождает намерение — направленность сознания, воли, чувства индивида на какой-либо предмет (в нашем случае — на предмет речевой деятельности). А.А. Леонтьев подчеркивает, что сходным для всякого высказывания является мотив, т. е. потребность выразить, передать определенную информацию [24].
2) На следующем этапе порождения речевого высказывания мотив к речевому действию вызывает к жизни замысел, который, в свою очередь, «трансформируется» в обобщенную смысловую схему высказывания. Основываясь на теоретической концепции А. Р. Лурии, А. А. Леонтьев считает, что на этапе замысла определяется - о чем надо сказать и что именно надо сказать об этом предмете [24,25].
3) Следующий – ключевой этап порождения речи – этап внутреннего программирования. А.А. Леонтьев выдвинул положение о внутреннем программировании высказывания, рассматриваемом как процесс построения некоторой смысловой схемы, на основе которой порождается речевое высказывание. Такое программирование бывает 2 типов: программирование отдельного конкретного высказывания и речевого целого [26].
4) Следующим этапом речепорождения является этап лексико-грамматического развертывания высказывания. Этот этап можно, по мнению АА. Леонтьева, соотнести с переходом от плана внутренней речи к семантическому плану (по Л.С. Выготскому).
Основными операциями, на основе которых реализуется данный этап построения речевого высказывания, являются операция отбора слов, грамматическое структурирование и определение соответствия составленного речевого высказывания задачам речевой коммуникации.
Субъектом речевой деятельности принимается решение о переходе к завершающей фазе составления речевого высказывания фазе его внешней реализации [53].
5) Заключительным этапом порождения речевого высказывания является процесс его реализации во внешней речи. Этот процесс осуществляется на основе реализации фонационной, артикуляционной, ритмикослоговой, темпоритмической «автоматизированных» программ внешней реализации речи, в основе которых лежат соответствующие речепроизносительные навыки [17] .
При организации речевой деятельности ребенка необходимо развивать три ее функции: коммуникативную, когнитивную и регулирующую. Б. Ф. Ломов, в зависимости от выполняемой роли, выделил три группы коммуникативных умений: информационно – коммуникативную, регуляционно – коммуникативную, аффективно – коммуникативную [30].
1) Группа информационно – коммуникативных умений состоит из умений вступать в процесс общения (получать и снабжать информацией о себе и других вещах; выражать просьбу, приветствие.) ; ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения ; соотносить средства вербального и невербального общения (употреблять слова и знаки вежливости; эмоционально и содержательно выражать мысли, используя жесты).
2) Группа регулятивно – коммуникативных умений состоит из умений согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению ; доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься ; применять свои знания, индивидуальные умения при решении совместных задач.
3) Группа аффективно – коммуникативных умений основывается на умениях делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнёрами по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнёрам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга.
Формирование коммуникативной функции речи связано с созреванием аффективно-волевой сферы, произвольного внимания и других процессов, относящихся к регуляторной деятельности ребенка [22].
Исследование коммуникативной деятельности ребенка на ранних этапах онтогенеза (конец 1-го и начало 2-го года) позволило установить, что переход детей от довербальных средств общения к речи связан с изменением содержания потребности в общении со взрослым, с возникновением потребности в сотрудничестве с ним. Речь появляется в онтогенезе позднее других средств общения. Нет сомнения, что возникновение речи расширяет возможности общения и его влияния на другие виды деятельности ребенка. И это делает особо важным своевременное развитие речи у ребенка [29].
Маленький ребенок в конце 1-го года жизни произносит свое первое слово, обращенное ко взрослому, а потом на протяжении следующих нескольких лет овладевает способностью использовать вербальные средства при взаимодействии с окружающими людьми, сначала только со взрослыми, а после 2 лет — и с другими детьми [27,28]. Появление первых слов сразу же оказывает индивидуальный эффект. Даже самые примитивные ранние вербализации детей перестраивают их чувственный опыт, позволяют достичь более высоких и качественно специфических уровней обобщения, что, в свою очередь, влияет на дальнейшее развитие речи. В работах А. В. Запорожца, а также А. Р. Лурия и Ф.Я. Юдович, показано влияние речи на регуляцию поведения детей. Вначале контролирующие вербальные сигналы исходят от взрослого, лишь постепенно ребенок научается самостоятельно планировать и регулировать свою деятельность [15].