Инструкция: «Ответь мне, пожалуйста, на несколько вопросов».
Вопросы | Правильный ответ | Неправильный ответ | Другие ответы | |
1. | Какое из животных больше - лошадь или собака? | -5 | ||
2. | Утром люди завтракают. А вечером? | -3 | ||
3. | Днем на улице светло, а ночью? | -4 | ||
4. | Небо голубое, а трава? | -4 | ||
5. | Яблоки, груши, сливы, персики – это что? | +1 | -1 | |
6. | Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск? | Города +1 | -1 | Станции 0 |
7. | Футбол, плавание, хоккей, волейбол – это… | Спорт, физкультура +3 | Игры, упраж. +2 | |
8. | Маленькая корова – это теленок? Маленькая собака – это …? Маленькая лошадь ? | Щенок, жеребенок +4 | - 1 | Кто-то один щенок или жеребенок 0 |
9. | Почему у всех автомобилей тормоза? | 2 причины из: тормозить с горы, на повороте, остановка в случае опасности столкновения, после окончания езды +1 | -1 | Названа одна причина |
10. | Чем похожи друг на друга молоток и топор? | 2 общих признака +3 | Назван один признак +2 | |
11. | Чем различаются гвоздь и винт? | У винта нарезка +3 | Винт завинчивается, а гвоздь забивается, у винта гайка +2 | |
12. | Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем? Что у них одинаково? | На кошку (с выделением признаков подобия) 0 | На курицу - 3 | На кошку (без выделения признаков подобия) – 1 |
13. | Чем похожи друг на друга белка и кошка? | 2 признака +3 | 1 признак +2 | |
14. | Какие ты знаешь транспортные средства? | 3 средства: наземное, водное, воздушное и т.п. +4 | Ничего не названо или неправильно 0 | 3 наземных средства |
15. | Чем отличается молодой человек от старого? | 3 признака +4 | 1-2 признака +2 | |
ИТОГО: |
Обработка: У проводящего ключ. Ответы оцениваются по 3 параметрам: правильно, неправильно, другой ответ. Ответ считается правильным, если он достаточно разумен и отвечают смыслу поставленного вопроса.
I уровень – 24 и более – очень высокий
II уровень – от 14 – 23 - высокий
III уровень – от 0 –13 - средний
IV уровень – (- 1) – (-10) - низкий
V уровень – (-11) и менее – очень низкий
1.4. Другие методики определения уровня интеллектуальной готовности к школе.
Диагностика мышления проводится по 4 основным параметрам: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение. Данное деление достаточно условно и предлагаемые в соответствующих разделах методики затрагивают одновременно целый ряд характеристик и свойств мышления.
Методика «Четвертый лишний» (по Е.Л.Агаевой)
Цель: определение уровня развития операции классификации
Оборудование: наборы картинок по классификациям ("Посуда", "Мебель", "Игрушки", и т.д.), где один из предметов не может быть обобщен с другими по общему с ним существенному признаку, то есть “лишний”.
Проведение: Ребенку предлагается 5 классификационных карт по разной тематике.
«Посуда»: тарелка, кастрюля, чашка, утюг.
«Мебель»: стол, стул, телевизор, шкаф
«Игрушки»: кукла, портфель, мяч, пирамида.
«Обувь»: сапоги, кепка, валенки, туфли
«Птицы»: окунь, синица, соловей, ворона.
Инструкция: «Рассмотри внимательно картинку. Какой предмет здесь лишний? Как называются одним словом все остальные предметы?
Обработка:
Оценивается правильность обобщения и наличие или отсутствие операции классификации (обобщающее слово).
Задания оценивается в баллах:
- обобщение по существенному признаку – 2 балла;
- употребление обобщающего слова – 1 балл.
Максимальное число баллов – 15.
Методика «Классификация по заданному принципу»
Цель: определение уровня развития операции классификации
Оборудование: разрезанные наборы картинок по классификациям ("Посуда", "Мебель", "Игрушки", и т.д.).
Проведение:
Ребенку предлагаются карточки с картинками, которые можно классифицировать в 5 групп по разной тематике.
Пр.: «Посуда», «Мебель», «Обувь», «Игрушки», «Птицы».
Карточки: тарелка, синица, туфли, кастрюля, пирамида, чашка, сапоги, стул, машинка, шкаф, валенки, ворона, кукла, соловей, стол.
Инструкция: «Картинки рассыпались. Внимательно рассмотри их и разложи так, чтобы вместе оказались картинки, предметы на которых чем-то похожи, которые можно назвать одним словом».
Обработка:
Оценивается правильность обобщения и наличие или отсутствие операции классификации (обобщающее слово). В случае ошибки, экспериментатор предлагает ребенку найти и самостоятельно исправить ошибки.
Группы разложены без ошибок: «+»
Правильно разложены 3 группы: «±»
Ошибки более, чем в 3 группах «-»