Процесс идентификационных и диагностических исследований
I Диагностическое исследование | Идентификационное исследования | ||
Неизвестное лицо | Неизвестное лицо | Лицо, предполагаемый исполнитель | |
Исследуемая рукопись | Специфический для определенного свойства, качества, состо- | Исследуемая рукопись ' | Сравнительные образцы почерка |
I | янияг условий исполнения | ||
симптомо- | |||
комплекс при- | |||
знаков почерка i i | I |
Общие и частные признаки почерка
Выявленные признаки почерка
Сопоставление признаков почерка Процесс сравнивания признаков Выявленные свойства, качества, Оценка результатов исследования состояния, обстановка, условия
^копией________3__________________
ьывид и |Н,лпе предполагаемых Вывод о наличии или отсутствии исполнителей____________ тождества
В отличие от идентификационных, диагностические исследования проводятся не методом установления тождества, когда исследуется взаимосвязь между отражающими и отображаемыми объектами, а методом выявления свойств самостоятельных объектов и последующей дифференциации этих самостоятельных объектов относительно других подобных объектов. Следовательно, на основе распознавания существенных сторон объекта возможно отличие (отграничение) его от других разнородных и однородных объектов и, как следующее действие диагностического процесса, включение данного объекта в соответствующую группу (род, вид, разновидность) объектов.
Исходя из вышеизложенного, криминалистическую экспертную диагностику можно определить как учение о закономерностях исследования и распознавания свойств, качеств и состояний объектов и явлений материального мира по материально-фиксированным отображениям и дифференциации их по соответствующим разновидным группам с последующим отнесением к определенному классу, роду, виду.
Криминалистические диагностические исследования по своим целям и задачам в одних случаях являются законченными исследованиями в силу решения поставленной основной задачи, в других случаях — в силу невозможности проведения дальнейшего исследования, направленного на установление тождества объектов. Иногда они являются предварительными исследованиями для определения возможности проведения последующего идентификационного исследования.
К задачам диагностических исследований почерка относится определение:
1. Общефизических свойств личности исполнителя, а именно:, пола, возраста, роста, типа телосложения, состояния зрительно-двигательного аппарата письма и пр.
2. Индивидуальных качеств личности: типа высшей нервной деятельности, особенностей характера (аккуратность, точность, энергичность, настойчивость, неряшливость, смелость, трусость и т. п.); типа темперамента (холерический, сангвинический, меланхолический, флегматический); характеристик нервных процессов (возбудимость, устойчивость, сдержанность и пр.); деловых особенностей (отношение к делу, умение комбинировать, стиль работы, постоянство в отношениях и т. д.).
3. Психофизиологических и патологических состояний личности в момент исполнения рукописи: а) физиологических состояний: сильного душевного волнения, возбуждения, физической усталости, алкогольного и наркотического опьянения, физического охлаждения при низкой температуре; б) патологических состояний, которые в отличие от физических состояний носят относительно долговременный или постоянный характер: психических, нервных, инфекционных заболеваний, умственной отсталости, дефектов моторики, нарушений работы зрительного и слухового анализаторов, нарушений двигательного аппарата письма и т. д.
4. Социально-демографических данных о личности: национальность, район проживания, уровень образования и т. п.
5. Различных навыков писавшего: профессиональных, стенографических, чертежных и т. д.
Все перечисленные задачи диагностических исследований направлены на сужение круга лиц — предполагаемых исполнителей, т. е. на установление групповой принадлежности исполнителя рукописи, так как дают какие-то сведения о писавшем и с каждой новой характеристикой позволяют уменьшать число предполагаемых исполнителей.
С учетом определения понятий диагностических и ситуационных исследований почерка и систематизации задач исследования почер-ковых объектов можно выделить несколько уровней экспертного исследования. А. И. Винберг выделяет идентификационную, классификационную, диагностическую и ситуационную экспертизы.
На наш взгляд, необходимо выделить не четыре, а три уровня по-черковедческого исследования объектов, которые по их значимости должны соответствовать трем последовательно расположенным этапам исследования.
Высшим, наиболее значимым для расследования, является идентификационное исследование (первый уровень), которое будет третьим (последним) этапом исследования почерка. В ходе почерко-ведческого идентификационного исследования отождествляется конкретное лицо, исполнившее рукопись.
На втором уровне проводятся диагностические исследования, в результате которых устанавливаются определенные свойства, качества, состояния личности и другие данные об исполнителе рукописи (второй — этап исследования). В результате диагностирования определяется групповая принадлежность объектов. Получение новых сведений о личности сужает круг лиц — предполагаемых исполнителей, у которых необходимо отобрать образцы почерка для проведения идентификационного (третьего) этапа исследования.
На третьем уровне проводятся ситуационные исследования, в процессе которых устанавливаются данные о фактических действиях или об обстоятельствах действий объектов, т. е. определяется та ситуация, в которой происходило действие, а в почерковедческой ситуации — как, в каких условиях и т. д. исполнялась спорная рукопись. Эти исследования можно условно назвать экспертизой факта. Ситуационные исследования будут являться первым этапом исследования, ибо условия исполнения рукописи позволят эксперту объяснить многие признаки почерка, не свойственные лицу-исполнителю, но появившиеся в его почерке в результате различных сбивающих факторов. Некоторые ситуационные исследования необходимо проводить в первую очередь, например исследования по установлению факта различных видов умышленного искажения почерка (перемена пишущей руки, маскировка с подражанием почерку другого лица "на глаз" и "по памяти", скорописная маскировка почерка и т. д.). Без проведения подобных ситуационных исследований и учета выводов по ним, не возможно проведения достоверных и обоснованных диагностических и идентификационных исследований.
Разграничение задач диагностических и ситуационных исследований в почерковедении и других криминалистических отраслях имеет важное значение, так как это позволяет определить направленность и достоверность каждого вида исследований, границы криминалистических экспертиз, наметить комплекс методов и методик для проведения исследований.