Графическое исследование подписей

IV

Как свидетельствует практика, экспертиза подписи явля­ется не только самым распространенным, но и одним из самых сложных видов почерковедческих исследований. Именно в отноше­нии подписей наиболее часто встречаются вероятные выводы или решения в форме НПВ, а также значительный процент экспертных ошибок.

Связанная с почерком единством психофизиологических основ, графических и технических навыков письма, подпись представляет собой особый вид почерковых объектов, исследование которого имеет ярко выраженную специфику. Это касается понятия подписи как специфичного почеркового образования, особенностей ее фор­мирования, системы признаков подписного почерка с учетом его ос­новных свойств, а также общей и частных методик исследования, повышающих надежность принятия решений в отношении такой ма­лоинформативной почерковой реализации, как подпись.

/. ПОДПИСЬ КАК ОБЪЕКТ ПОЧЕРКОВЕДЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Являясь одним из реквизитов документов, подпись получила ши­рокое распространение в качестве личного удостоверительного зна­ка.

Понятие подписи как объекта графического исследования связано с ее назначением, особенностями выполнения и составом.

Подпись наносится на документ собственноручно конкретным лицом с целью удостоверения содержащихся в нем фактических данных.

Принадлежность подписи определенному лицу подтверждается полным или частичным отображением фамилии, имени, отчества либо условным графическим начертанием в виде письменных знаков, не образующих букв.

Таким образом, подпись можно определить как собственноручно выполненное полное или частичное графическое изображение фамилии, имени, отчества конкретного лица или условное графическое начертание в виде письменных знаков, не образующих букв, нанесенное на документ в удостоверительных целях. Подпись можно разделить на составные части:

1. Начальная часть подписи представляет собой заглавные буквы фамилии, имени, отчества или монограмму. Под моно­граммой понимают сочетание двух-трех заглавных букв, объединенных совместным элементом. В штриховых подписях в качестве начальной части выделяют условно читаемые буквы и безбуквенные штрихи увеличенной протяженности.

2. Средняя (или строчная) часть подписи состоит из строчных букв и безбуквенных элементов, исключая заглавные буквы и

росчерк.

3. Росчерк— это заключительная часть подписи, выполненная б виде деформированных букв или безбуквенных элементов различной конфигурации, сложности и увеличенной протяженности, служащая средством защиты подписи от подделки. Росчерк, как правило, выполняется в максимально быстром темпе, слитно с предыдущей частью подписи.

4. Дополнительные штрихи представляют собой безбуквенные элементы, находящиеся за пределами материальной части подписи и выполняемые интервально от нее.

Несмотря на то, что подпись является разновидностью почерко­вого материала, процесс ее формирования имеет существенные особенности, которые во многом предопределяют структуру и харак­тер отображающихся в ней признаков.

Формирование подписи происходит совместно с почерком на ба­зе частично сформированного письменно-двигательного навыка и связано с ним единством психофизиологических основ и приобре­тенных к тому времени графических и технических навыков письма. Условно процесс формирования подписи можно подразделить на

три этапа:

1. Обучение в школе.

!1. Овладение профессией и специальностью.

III. Дальнейшая трудовая деятельность.

Начальный этап формирования подписи приходится, в основном, на 6—7 классы средней школы. В это время проявляется сознатель­ный, волевой характер конструирования подписи. Основой для строения будущей подписи служит графический материал, содер­жащийся в срамилии, имени или отчестве. Отсутствие каких-либо

143 .

специальных правил и норм предполагает различные направления создания подписи: сокращается буквенный состав, добавляются к полному или сокращенному составу инициалы или монограмма, вводится росчерк. Примером для подражания могут служить подпи­си родителей, учителей. В связи с отсутствием практики подписыва­ния состав подписи в это время может претерпевать значительные изменения. И только к завершению школьного периода признаки подписи приобретают некоторую стабильность. На данном этапе подписной почерк практически не отличается от обычной скорописи. Дальнейшее формирование подписи происходит в процессе ов­ладения специальностью и связано со значительным увеличением практики подписывания различного рода документов в связи с дос­тижением полной дееспособности. Изменение подписи определяет­ся как желанием придать ей большую индивидуальность, так и необ­ходимостью выполнять ее в быстром темпе как единый структурный комплекс, что влечет за собой изменение общих и частных призна­ков. В составе подписи нередко появляются усложненные моно­граммы и росчерки, дополнительные штрихи различной конфигура­ции. В то же время, для увеличения скорости выполнения, часть бу­квенного состава может заменяться безбуквенными цикличными элементами.

На втором этапе формирования (во время овладения специаль­ностью) транскрипция (или состав) подписи приобретает достаточ­ную стабильность. Это, в свою очередь, влечет ускорение ее фор­мирования как слова с постоянным буквосочетанием. Большинстве общих и частных признаков становятся устойчивыми.

Третий этап связан с характером трудовой деятельности, наличи­ем или отсутствием большой практики подписывания документов. Наибольшее изменение в данный период могут претерпевать подпи­си, имеющие усложненное строение.

Высокая практика подписывания ведет к дальнейшему упроще­нию конструкции подписи, а также к появлению новых устойчивых вариантов подписи в целом. Выбор варианта зависит от значимости документа, его целевого назначения, а иногда от места, отведенного для подписи.

Окончательное формирование подписи завершается к 30—35 го­дам.


Наши рекомендации