Графическое исследование подписей
IV
Как свидетельствует практика, экспертиза подписи является не только самым распространенным, но и одним из самых сложных видов почерковедческих исследований. Именно в отношении подписей наиболее часто встречаются вероятные выводы или решения в форме НПВ, а также значительный процент экспертных ошибок.
Связанная с почерком единством психофизиологических основ, графических и технических навыков письма, подпись представляет собой особый вид почерковых объектов, исследование которого имеет ярко выраженную специфику. Это касается понятия подписи как специфичного почеркового образования, особенностей ее формирования, системы признаков подписного почерка с учетом его основных свойств, а также общей и частных методик исследования, повышающих надежность принятия решений в отношении такой малоинформативной почерковой реализации, как подпись.
/. ПОДПИСЬ КАК ОБЪЕКТ ПОЧЕРКОВЕДЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Являясь одним из реквизитов документов, подпись получила широкое распространение в качестве личного удостоверительного знака.
Понятие подписи как объекта графического исследования связано с ее назначением, особенностями выполнения и составом.
Подпись наносится на документ собственноручно конкретным лицом с целью удостоверения содержащихся в нем фактических данных.
Принадлежность подписи определенному лицу подтверждается полным или частичным отображением фамилии, имени, отчества либо условным графическим начертанием в виде письменных знаков, не образующих букв.
Таким образом, подпись можно определить как собственноручно выполненное полное или частичное графическое изображение фамилии, имени, отчества конкретного лица или условное графическое начертание в виде письменных знаков, не образующих букв, нанесенное на документ в удостоверительных целях. Подпись можно разделить на составные части:
1. Начальная часть подписи представляет собой заглавные буквы фамилии, имени, отчества или монограмму. Под монограммой понимают сочетание двух-трех заглавных букв, объединенных совместным элементом. В штриховых подписях в качестве начальной части выделяют условно читаемые буквы и безбуквенные штрихи увеличенной протяженности.
2. Средняя (или строчная) часть подписи состоит из строчных букв и безбуквенных элементов, исключая заглавные буквы и
росчерк.
3. Росчерк— это заключительная часть подписи, выполненная б виде деформированных букв или безбуквенных элементов различной конфигурации, сложности и увеличенной протяженности, служащая средством защиты подписи от подделки. Росчерк, как правило, выполняется в максимально быстром темпе, слитно с предыдущей частью подписи.
4. Дополнительные штрихи представляют собой безбуквенные элементы, находящиеся за пределами материальной части подписи и выполняемые интервально от нее.
Несмотря на то, что подпись является разновидностью почеркового материала, процесс ее формирования имеет существенные особенности, которые во многом предопределяют структуру и характер отображающихся в ней признаков.
Формирование подписи происходит совместно с почерком на базе частично сформированного письменно-двигательного навыка и связано с ним единством психофизиологических основ и приобретенных к тому времени графических и технических навыков письма. Условно процесс формирования подписи можно подразделить на
три этапа:
1. Обучение в школе.
!1. Овладение профессией и специальностью.
III. Дальнейшая трудовая деятельность.
Начальный этап формирования подписи приходится, в основном, на 6—7 классы средней школы. В это время проявляется сознательный, волевой характер конструирования подписи. Основой для строения будущей подписи служит графический материал, содержащийся в срамилии, имени или отчестве. Отсутствие каких-либо
143 .
специальных правил и норм предполагает различные направления создания подписи: сокращается буквенный состав, добавляются к полному или сокращенному составу инициалы или монограмма, вводится росчерк. Примером для подражания могут служить подписи родителей, учителей. В связи с отсутствием практики подписывания состав подписи в это время может претерпевать значительные изменения. И только к завершению школьного периода признаки подписи приобретают некоторую стабильность. На данном этапе подписной почерк практически не отличается от обычной скорописи. Дальнейшее формирование подписи происходит в процессе овладения специальностью и связано со значительным увеличением практики подписывания различного рода документов в связи с достижением полной дееспособности. Изменение подписи определяется как желанием придать ей большую индивидуальность, так и необходимостью выполнять ее в быстром темпе как единый структурный комплекс, что влечет за собой изменение общих и частных признаков. В составе подписи нередко появляются усложненные монограммы и росчерки, дополнительные штрихи различной конфигурации. В то же время, для увеличения скорости выполнения, часть буквенного состава может заменяться безбуквенными цикличными элементами.
На втором этапе формирования (во время овладения специальностью) транскрипция (или состав) подписи приобретает достаточную стабильность. Это, в свою очередь, влечет ускорение ее формирования как слова с постоянным буквосочетанием. Большинстве общих и частных признаков становятся устойчивыми.
Третий этап связан с характером трудовой деятельности, наличием или отсутствием большой практики подписывания документов. Наибольшее изменение в данный период могут претерпевать подписи, имеющие усложненное строение.
Высокая практика подписывания ведет к дальнейшему упрощению конструкции подписи, а также к появлению новых устойчивых вариантов подписи в целом. Выбор варианта зависит от значимости документа, его целевого назначения, а иногда от места, отведенного для подписи.
Окончательное формирование подписи завершается к 30—35 годам.