Стадия детального исследования иееэтапы
Сущность этой стадии исследования состоит в последовательном раздельном изучении всех идентификационных признаков письма в спорной рукописи и в образцах письма лиц, подозреваемых в ее написании, дальнейшем сравнительном исследовании выявленной в результате раздельного анализа совокупности идентификационных признаков и предварительной оценки этих признаков.
В процессе раздельного исследования эксперт обязан не только выявить все идентификационные признаки в изучаемых объектах, но и выделить из всей массы признаков наиболее существенные, определить степень их устойчивости, вариационности. При раздельном исследовании изучается вся совокупность идентификационных признаков письменной речи. Оно начинается с анализа общих признаков1, которые анализируются в определенной последовательности.
Количество орфографических, пунктуационных и синтаксических ошибок дает эксперту информацию о степени развития грамматических навыков письма исполнителя спорной рукописи и проверяемого лица.
О развитии лексических навыков эксперт может судить по степени владения автором рукописи общеупотребительными словами и словами ограниченного использования.
При изучении общих признаков письменной речи эксперт должен также определить функциональный стиль языка, которым выполнена спорная рукопись и образцы письма проверяемого лица, и особенности, придающие индивидуальность стилю; архитектонику, преобладающие типы предложений, признаки символики и сокращений, акцентирование и т. д.
Общие признаки позволяют эксперту только установить уровень владения письменной речью, отнести выявленные признаки к конкретной группе согласно рассмотренной выше классификации. Ана-
Необходимо еще раз подчеркнуть, что, во-первых, признаки письменной речи эксперт может выявить только при наличии значительного по объему почеркового материала; во-вторых, особое значение имеет установление этой группы идентификационных признаков при проведении автороведческой экспертизы. В основном же • признаки письменной речи для установления исполнителя спорной рукописи имеют групповое значение.
ei частных признаков позволяет исследователю выявить особенно-, присущие конкретному автору (исполнителю) рукописи. Результаты исследования признаков письменной речи фиксиру-i в специальной таблице-разработке.
Таблица 1
Признаки письменной речи
Рй~Т !•''••• • цр-йй | Наименование признаков | Конкретное выражение признака | Результаты | |
В исследуемом документе | В образцах письма Бенедиктова В. И. | сравнения | ||
яР| | Степень разви- | Ниже средней: имеют- | Ниже средней: | |
W | тия грамматиче- | ся ошибки — орфо- | имеются ошибки — | |
ft | ских навыков | графические ("реста- | орфографические | |
:ж|г>:; | ран"; "уволин"; "уви- | ("рестаран"; "уво- | ||
*W**' | деть" и др.), пунктуаци- | лин"), пунктуацион- | ||
онные (отсутствуют за- | ные (отсутствуют | |||
пятые), синтаксические | запятые), синтакси- | |||
W | ("приборы столовые", | ческие ("... склады- | ||
и | "реквизировали" (ста- | вается представле- | ||
Ж | щили)". | ние на гр-на Саль- | ||
••'??•,-' &". | никова") | |||
it* | Степень разви- | |||
Ж; | тия лексических | |||
навыков: | ||||
а) общий запас | Средний запас слов | Средний запас слов | ||
слов; | ||||
ш | 6) особенности лексики: про- | "столовые приборы" "ханыга" | "столовые приборы" "ханыги" | |
фессионализмы, | "шляется" | "шляется" | ||
арготизмы, вуль- | ||||
гаризмы, фра- | "пьет на троих", "сис- | "систематическую | ||
В | зеологические | тематическую пьянку", | пьянку!- | |
Нг_ | обороты | " в один голос" | ||
Степень разви- | ||||
•К | тия стилистиче- | |||
ских навыков: | ||||
а) язык; | Бытовой | Бытовой | ||
б) общее построе- | Есть вступление, изло- | Есть вступление, | ||
ние письменной | жение фактических | изложение факти- | ||
речи (архитектони- | данных, заключение | ческих данных, за- | ||
ка) | отсутствует. Мысли из- | ключение отсутст- | ||
ш | ложены последова- | вует. Мысли изло- | ||
•г | тельно | жены последова- | ||
В- | ( | тельно |