Краткий очерк развития / и современного состояния судебного почерковедения

Судебное почерковедение имеет длительную историю развития. Потребность в данной отрасли криминалистики возникла очень давно. Еще в Древнем Риме во времена правления импера­тора Юстиниана_(\г^- у1^вТК|почерковедческая экспертиза исполь­зовалась при решении судебных споров^о подлинности документов.

В процессе развития судебного почерковедения выделяются сле­дующие основные направления: каллиграфическое, приметоописа-тельнов (сигналитическое), графометвическое, графологическое. ~^^лиграфическое__направление характерно, в частности, для становления судебного почерковедения в России в XVII— XVIII вв. Суть специфики каллиграфических исследований заключается' пре­жде всего в том, что "сличение почерков" в судебных целях законо­дательно поручалось в общем-то ле компетентным людям, якобы владеющим "тайной" письма, — секретарямГприсутственных тиест, учителям чист§пиианин, xyдцжникнмJ^l/1йgJJgyци^ i раишным людям. При этом назначение конкретного лица экспертом-почерковедом происходило лишь на основании главного критерия — умения краен-во и^щзавильно писать. Таким образом, процесс каллиграфической экспертизы свбдилстпгустановлению внешнего сходства или разли­чия почерков в сравниваемых рукописях. Подобные исследования не имели под собой никакой научной основы и очень часто приводили к грубым экспертным ошибкам. В результате, как отмечал великий отечественный ученый-криминалист Е. Ф. Буринский, органам пра­вопорядка приходилось бороться как с подделывателями различных документов, так и с фантазией каллиграфов.

Основателем приметоописательнодэ или сигналитического на­правления в судебном почерковедении является широко известный французский криминалист А. Бертильон.__^_1981_1».он изложил ре-

зультаты соответствующих научных разработок в статье "Сравнение почерков и графическая идентификация". Суть предложенных ново­введений заключалась в механическом перенесении на процесс по-черковедческого исследования общих принципов описания внешно­сти человека по ранее разработанному самим Бертильоном методу словесного портрета. При сравнении рукописей основное внимание рекомендовалось обращать на наиболее броские признаки почерка — своеобразные графические приметы, связанны? с формой, раз-jyggoM. положением, наклоном письменных знаков и т. д. Некоторая совокупность таких "примечательных" признаков, без учета всех ос­тальных менее заметных особенностей, легла в основу процесса су-дебно-почерковедческой идентификации. Последнее обстоятельство зачастую приводило к ошибочным экспертным заключениям и по­этому составило главный недостаток сигналитического метода.

Приметоописательное направление внесло и определенный по­ложительный вклад в развитие судебного почерковедения. Напри­мер, были_р)азработаны некоторые признаки почерка, введено при­менение специальных сравнительных таблиц—для" иллюстрации обоснования выводов, сделанных в результате проведения иденти­фикационных исследований.

Возникновение дзафометрическсто направления в судебном по­черковедении также связано с деятельностью французской крими­налистической школы. Его родоначальником считается ученый-почерковед -Э. Локар, впервые предпринявший попытку научного обоснования графической идентификации личности с помощью различных измерений почерка.

Графометрия, будучи разновидностью приметоописательного метода, разрабатывалась с целью устранения недостатков послед­него. Ее сущность заключалась прежде всего в стремлении на осно­ве экспериментальных данных о размерных характеристиках пись­менных знаков объективизировать сигналитический способ прове­дения почерковедческой экспертизы.

В целом графометрический метод сводился к H3MepeHHjp_pjga
J^°i'^ejiHjaixj<aj^ ко-
торБгб-^атем~фиксировались на графиках_в1„виде кривых_и5шосгав-^
<!fl^!l£bj^e>i<fly_ccjto|i. Совпайёнйе или различие кривых свидетельст­
вовало соответственно об одном либо разных исполнителях иссле­
дуемого графического материала.

Э. Локар в качестве недостатков своего метода отмечал его тру­доемкость (необходима большая точность в измерениях) и учет' ис­ключительно количественных характеристик письменных знаков (ка­чественные свойства почерка невозможно было использовать в про-

, цессе исследования). Естественно, что отмеченные изъяны могли

привести к грубым экспертным ошибкам.

Положительное значение графометрического метода выразилось

в разработке отдельных признаков почерка, которые имеют место в

современных классификациях — размер, разгон, расстановка, связ­ность. наклон и др. Некоторые элементы графометрии до сих пор

применяются в математических методах почерковедческих исследо-

ваний.

Графологическое_направление является_сшовой неидентифика-, Ш1онных исследований в судебном почерковедении. История его возникновения относится к периоду Сан (древний Китайки времени правления^императора Не£оыа_(Римская империя). .

Изначально развитие графологии происходило в виде учения о распознании по почерку .характера человека. В настоящее время в некоторых странах Европы и Америки данная "наука" предстает как отрасль психологии личности.

Первый графологический трактат "О способах узнать образ жиз­ни, характер и личные качества человека по его письму" принадле­жит итальянскому врачу Камилло Бальди. Он был опубликован в 1622 г. Автором термина~"графология"1:читается

Мишон, который §J 872 году в работе "Тайны письма" проанализиро­вал почти все, по~~ёго~мнению, свойства и качества человека, полу-чающие отражение в почерке. В 1910 г. профессор А. Роштапь, бу­дучи убежденным последователем Г. Мишона, в статье "Почерк и характер" утверждал, что по почерку определяется весь внутренний облик конкретного человека, его наклонности, недостатки и т. д.

Одним из наиболее известных псевдонаучных направлений в графологии конца XIX в. является реакционное учение основателя срранцузской антропологической школы Ч. Ломброзо,_В_1895 г. в своей работе "Руководство по графологии^ он попьпгалсяэкспери-ментально доказать наличие корреляции — взаимозависимости специфических особенностей графики "прирожденных преступни­ков" и их криминальных наклонностей. В результате Ломброзо емог якобы дифференцировать две группы "уголовных" почерков:

— убийцы, разбойники, грабители;

— воры.

Одиозный характер графологии был очевиден современникам. Сам Мишон полагал, что это учение является не наукой, а скорее ис­кусством или "ремеслом, рожденным из опыта".

Дальнейшее развитие графологии связано с именами Л. Клягеса, J\ Мейера, В. Лагенбруха, М. Пульвера, Р. Визер, И. Хайдера и мно-1-их~других исследователей. В большинствё~случаев их работы имеют

фрейдистскую, идеалистическую направленность. Основной зада­чей выдвигается определение психических критериев — свойств и качеств личности человека как социальной единицы. Их объективное отражение исследователи пытаются установить в почерке.

В настоящее время графология тесно связана с медициной. В частности, она стремится разработать альтернативные методы диаг­ностики по почерку разнообразных психических и соматических за­болеваний человека.

Данные современной графологии по своей направленности пред­ставляют определенный интерес для судебного почерковедения и не связанных с ним сфер общественной жизни. Отдельные работы вы­соко оцениваются отечественными криминалистами и используются ими в целях решения диагностических и ситуационных задач судеб-но-почерковедческой экспертизы. В некоторых странах Америки и Европы графологический анализ почерка применяется для опреде­ления профессиональных свойств конкретного человека, его при­годности к той или иной специальности, должности.

Дореволюционные работы по каллиграфии, приметоописанию, графометрии и графологии в значительной мере оказали влияние на формирование научного мировоззрения виднейшего отечествен­ного криминалиста_Е_Ф._Бу_ринского — автора термина "судебное почерковедение". В своем учении о почерке он обобщил и система­тизировал различные междисциплинарные научные данные, отно­сящиеся к объекту познания. Особое внимание уделено механизму письма, его патологическим изменениям, методам научного иссле­дования почерка. В итоге Буринским был заложен фундамент в раз­работку научных основ судебного почерковедения, определены за­дачи и перспективы дальнейшего формирования науки.

В.Л>,_Оелойа_выделяет следующие этапы развития судебного по­черковедения %дp^лдpeв^лJ04lJ^oJ^^^Ь4ЙJзegиpд:

1) накопле^ия^змаыии-и-одытаг

2) QiaHo§£j6jiidfljeopOTH4ocKi'ix ucnog;

3)_>р_азвер_тывания теоретич^ашх^м^кспещментальных исследо­ваний, математизации науки, формирования теории судебно-почерковедческой идентификации.

я знаний и опыта охватывает перлрд с

краткий очерк развития / и современного состояния судебного почерковедения - student2.ru

кои работами они устранили укоренившееся в то время в
криминалистике представление о судебно-почерковедческой экс-
иссл6 К9К ° ДОСТУПНОМ практически всем грамотным лицам виде
ледования. Большое внимание уделялось поэлементному строе-

нию букв, признакам почерка и процессу его исследования. Соот­ветствующие рекомендации послужили началом разработки мето­дических основ экспертизы почерка. В этот период С. М. Потапов сформулировал первое научное определение почерка "система при­вычных движений, выраженная в письменных знаках".

дгдд £.ТЯНГ1рггания г<эярягиия<?<гиу п(?иоа_судебного почерковеде­ния продолжался с середины 30-х и до середины 50-х гг. В данный период значительный вклад в науку о почерке внесли С. М. Потапов, А. И.^иыберг. H-j-.TepsneB, С. И. Тихенко, А^А. Елисеев, BJvLKo-маринец^Впервые в истории криминалистики на основе данных ес­тествознания были сформулированы теоретические основы судебно-почерковедческой экспертизы. В них, в качестве основных положе­ний, определяется навыковый характер и условнорефлекторная природа письма и почерка, которые предлагается рассматривать в качестве единого объекта криминалистического исследования; изу­чены основные идентификационные).свойптва_почерка — индивиду­альность и динамическая устойчивость; разработанешетодикаиден-тификационного исследования письма, которая базируется на при­знаках, отражающих особенности проявления письменной речи и почерка. В целом для данного периода характерен значительный рост авторитета судебно-почерковедческой экспертизы в кримина­листике.

Этап развертывания теоретических и экспериментальных иссле­дований, математизации науки, формирования теории судебно-почерковедческой идентификации длился с середины_Ш^л-дв-на-чала70-х гг. Он неразрывно связан с деятельностью таких известных криминалистов, как В. Ф. Орлова. А. И. Винбеог. Л. Е. Ароикер. А. И. Манцветова, Э. Б. Мельникова^В. В. Томилин, М. В. Шванкова.

Этап характерен обращением ученых-почерковедов к частным теоретическим и экспериментальным вопросам судебного почерко­ведения при интенсивном сотрудничестве с представителями иных наук, прежде всего естественного профиля. В результате впервые сформулированы естественнонаучные основы судебно-почерковедческой экспертизы, опытным путем произведен анализ _иэмененногопочерка, осуществлено проникновение в почерковед-"ческйекисследбвания математических методов.

Математизация знаний о почерке осуществлялась в вероятност­но-статистическом, измерительно-статистическом и кибернетиче­ском направлениях. Большой вклад в развитие этого процесса вне­сли В. Ф. Орлова, И. Д. Кучеров, Г. Ф. Архипов, В. А. Пошкявичус, Л. Г. Эджубов, Р. М. Ланцман.

Результаты научных исследований данного периода послужили необходимой основой для разработки и создания теории судебно-почерковедческой идентификации. Эта эпохальная научная работа профессора В. Ф. Орловой не утратила своего значения до сих пор и служит общепринятым руководством в осуществлении деятельности многих поколений ученых и экспертов-практиков.

В настоящее время судебное почерковедение представляет со­бой высокоразвитую отрасль криминалистики, способную обеспе­чить эффективное решение многочисленных специальных задач су­дебно-почерковедческой экспертизы. Вместе с тем достигнутый уро­вень позволил наметить новые перспективы развития науки. Среди актуальных направлений выделяются объективизация и формали­зация процесса идентификации личности человека по почерку, раз­работка теоретических и методических основ диагностических и си­туационных исследований, создание на их основе новых методов решения неидентификационных экспертных задач, инструментали-зация и автоматизация практической деятельности эксперта-почерковеда и некоторые другие. Данный курс развития судебного почерковедения несомненно позволит в будущем значительно повы­сить роль применения специальных познаний в деле обеспечения законности и правопорядка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анохин П . К. Очерки по физиологии функциональных систем.— М., 1975.

2. Буринский Е.Ф. Судебная экспертиза документов. — СПб., 1903.

3. Винберг Л.А., Шванкова М . В. Почерковедческая экспер­тиза. — Волгоград, 1977.

4. By л С.М. Криминалистическое исследование признаков пись­менной речи. — Киев, 1973.

5. Кравец А.С. Вероятность и системы. — Воронеж, 1970.

6- Криминалистическая экспертиза. — М., 1966. — Вып. 14.

7. Манцветова А.И., Орлова В.Ф., Славуцкая И.А. Теоретические основы судебного почерковедения // Труды ВНИИСЭ. — М 1967.—Вып. 1.

8- Орлова В . Ф. Теория судебно-почерковедческой идентификации '/Труды ВНИИСЭ. - М., 1973. - Вып. 6.

9. Павлов И . П . Полное собрание трудов. — М.; Л., 1949. —Т. 3.





10. Подкорытов В .А. Соотношение диалектического метода с ча-стнонаучными методами // Вопросы философии. — 1962. — № 6.

11. Самойлов Г. А. Основы криминалистического учения о навы­ках. — М., 1968.

12. Серегин В.В. Возможности судебно-почерковедческой диагно­стики свойств исполнителей рукописей: Автореф.... дис. канд. юрид. наук. —

М., 1983.

13. Словарь основных терминов теории и практики судебно-почерковедческой экспертизы. — М., 1981.

14. Судебно-почерковедческап экспертиза, — М., 1971. —Ч. 1.

15. Судебно-почерковедческая экспертиза, — М., 1988. —Общая часть.

16. Томилин В . В . Основы судебно-медицинской экспертизы пись­ма.-М., 1974.

17. Шляхов А. Р. Задачи судебной экспертизы II Экспертные задачи и пути их решения в свете НТР. — М., 1980. — Вып. 42.

18. Штофф В .А. Моделирование и философия. —М.; Л., 1966. -


Наши рекомендации