Теоретические основы судебного почерковедения
ПОЧЕРКОВЕДЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
•Волгоград 1999 |
Курслекций
ЛЕКЦИЯ I |
ПОЧЕРК КАК ОБЪЕКТ
ЛИТЕРАТУРА
1. Анохин П . К. Очерки по физиологии функциональных систем.— М., 1975.
2. Буринский Е.Ф. Судебная экспертиза документов. — СПб., 1903.
3. Винберг Л.А., Шванкова М . В. Почерковедческая экспертиза. — Волгоград, 1977.
4. By л С.М. Криминалистическое исследование признаков письменной речи. — Киев, 1973.
5. Кравец А.С. Вероятность и системы. — Воронеж, 1970.
6- Криминалистическая экспертиза. — М., 1966. — Вып. 14.
7. Манцветова А.И., Орлова В.Ф., Славуцкая И.А. Теоретические основы судебного почерковедения // Труды ВНИИСЭ. — М 1967.—Вып. 1.
8- Орлова В . Ф. Теория судебно-почерковедческой идентификации '/Труды ВНИИСЭ. - М., 1973. - Вып. 6.
9. Павлов И . П . Полное собрание трудов. — М.; Л., 1949. —Т. 3.
10. Подкорытов В .А. Соотношение диалектического метода с ча-стнонаучными методами // Вопросы философии. — 1962. — № 6.
11. Самойлов Г. А. Основы криминалистического учения о навыках. — М., 1968.
12. Серегин В.В. Возможности судебно-почерковедческой диагностики свойств исполнителей рукописей: Автореф.... дис. канд. юрид. наук. —
М., 1983.
13. Словарь основных терминов теории и практики судебно-почерковедческой экспертизы. — М., 1981.
14. Судебно-почерковедческап экспертиза, — М., 1971. —Ч. 1.
15. Судебно-почерковедческая экспертиза, — М., 1988. —Общая часть.
16. Томилин В . В . Основы судебно-медицинской экспертизы письма.-М., 1974.
17. Шляхов А. Р. Задачи судебной экспертизы II Экспертные задачи и пути их решения в свете НТР. — М., 1980. — Вып. 42.
18. Штофф В .А. Моделирование и философия. —М.; Л., 1966. -
ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ ПИСЬМА
II
ПРИЗНАКИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Письменно-двигательный навык человека формируется на длительном промежутке времени. Параллельно с ним вырабатываются навыки грамматически правильно, логически последовательно и содержательно излагать свои мысли. Идентификационные признаки письменной речи qrj3a2j$ajoj4<yj]bj3£y_^noBeKa и выражают
fiMkirnnm/in r*rr\Y\i+u4 i-...~. • --
^,
Признаки письменной речи делятся на общие и частные и изучаются на большом по объему тексте.
Общие признаки характеризуют письменную речь в целом и позволяют дифференцировать авторов рукописей по степени владе-
ния ею. Авторство по общим признакам можно установить только з предположительной форме.
Частные признаки письменной речи характеризуют определенные стороны навыка владения письменной речью конкретного человека,
Признаки письменной речи в большей мере характеризуют автора рукописи, а не исполнителя.
Общие признаки письменной речи
Наиболее общим признаком является_у_рдв§нь владения письменной речью. В зависимости от последовательности изложения мыслей, их логичности, грамотности, стиля можно выделить три уровня владения письменной речью: высокий, средний и низкий.
Высокому уровню свойственны логическая последовательность изложения и глубина мыслей, эрудиция, обширный словарный запас и высокий уровень грамотности.
Средний уровень владения письменной речью характеризуется недостаточной степенью развития стилистического, лексического и грамматического навыков, отсутствием строгой последовательности и стройности изложения основной мысли, преобладанием разгозор-но-бытового стиля.
Низкий уровень владения письменной речью характеризуется отсутствием логической последовательности, неполнотой раскрытия мысли, бедным словарным запасом, низким уровнем грамотности.
Показателем уровня владения письменной речью является степень развития трех навыков: грамматического, лексического и стилистического.
1. Степень развития грамматического навыка письма. Зависит от степени овладения правилами письма на определенном языке. На развитие общего уровня грамотности влияют способности человека, методика обучения в школе, уровень образования, общая культура.
Степень развития грамматического навыка определяется количеством орфографических, пунктуационных и синтаксических ошибок и бывает высокой, средней, низкой. и^>1£окад£тепень в большой по объему рукописи характеризуется:
— отсутствием ошибок; одной-двумя негрубыми орфографическими или пунктуационными ошибками;
~ одной-двумя синтаксическими ошибками. _Ср_е^няя степень развития грамматического навыка характеризу-етсяналичием в рукописи:
— не более четырех грубых орфографических или пунктуационных ошибок;
— трех-пяти орфографических или пунктуационных ошибок;
— трех-пяти синтаксических ошибок.
Низкий уровень характеризуется наличием в рукописи шести и болёГор$ографических или пунктуационных и шести и более синтаксических ошибок.
Виды ошибок:
— орфографические ошибки — нарушение правил написания
букв в словах и прописных букв;
— пунктуационные ошибки — нарушение правил употребления знаков препинания;
— синтаксические ошибки — нарушение правил построения предложений.
Исходя из норм оценки письменных работ учащихся средних
школ, грубыми ошибками считаются те, которые нарушают широко
распространенные .(явные) правила и не вызывают трудностей при
проверке. :
Степень развития грамматического навыка чаще всего используется для установления не автора, а исполнителя рукописи.
2. Степень развития лексического навыка письма, т. е, словарный запас человека.
Каждый человек обладает определенным запасом слов, который формируется на протяжении всей жизни и зависит от социальной среды, в которой вращается человек, его культурного и профессионального уровня, специальности, местности проживания и т. д.
ЛексиКа современного русского языка по сферам употребления делится на две группы: общеупотребительные слова и слова ограниченного пользования, т. е. слова, употребляемые какой-то группой людей.
Словарный запас может быть обширным (богатая лексика) и ограниченным (бедная лексика).
Специфика лексики определяется в словах ограниченного пользования:
— диалектизмы — слова, заимствованные из местного диалекта или говора;
— профессионализмы — слова, употребляемые коллективом, объединенным профессией, специальностью;
— арготизмы — жаргонные слова, выражения, речь определенной социальной группы людей, отличающейся наличием слов и выражений с особым значением;
— вульгаризмы — слова, не свойственные литературной речи;'
— архаизмы — слова, вышедшие из активного употребления, устаревшие;
— неологизмы — слова, которые недавно появились в языке и еще не вошли в активный запас. Со временем неологизмы обычно становятся общеупотребительными словами;
— экзотизмы — слова иноязычного происхождения;
— варваризмы — иноязычные слова. Отличаются от экзотизмов тем, что могут выражать понятия, для которых в русском языке имеются свои исконно русские слова. В рукописях варваризмы обычно воспроизводятся буквами того языка, которому они принадлежат;
— фразеологизмы •— устойчивые словосочетания;
— слова-паразиты — слова, не несущие смысловой нагрузки; неоправданно часто повторяющиеся одно или несколько слов.
3. Степень развития стилистического навыка письма.
Данный признак характеризуется языком изложения мыслей и общим построением письменной речи.
Язык каждой национальности подразделяется на функциональные стили. Выделяются: разговорно-бытовой, официально-деловой. научный, гфешведстеенно-технический. публицистический стили.
Человек берет на вооружение только ту часть и разновидность стиля национального языка, которая в наибольшей степени отвечает его индивидуальности, психофизиологическим особенностям, общественной, трудовой и личной жизни.
Индивидуальный стиль — это присущая каждому человеку совокупность признаков письменной речи, отражающая навыки использования определенных языковых средств. Индивидуальный стиль каждого человека характеризуют конкретные признаки:
1 .Архитектоника^ — общее построение письменной речи в рукописи, т. е. логическая последовательность, связь и взаимоотношения между всеми частями рукописи (вводная часть, основная часть и выводы). Навыки архитектоники проявляются в умении правильно, последовательно и взаимосвязанно излагать свои мысли. В заключении эксперта характеристика архитектоники обычно описывается таким образом: «мысли изложены правильно, логично и последовательно», или наоборот.
2.чЫашш4а-1лпм о.тсут'ттпи6' gfi^SilgP характеризует смысловую сто
рону письма. Определяется количество абзацев в рукописи, количе
ство предложений в абзаце (размер абзацев), способ выделения аб
зацев. "~—— ———
З^Длина. препппжрний. Предложения по длине определяются количеством слов: малые — до шести, средние — от шести до тридцати, большие — свыше тридцати слов.
4 Преобладающий зшцрадпожяний. Предложения по типу бывают: с упрощенной конструкцией, с простой конструкцией (простые повествовательные), со сложной конструкцией (сложноподчиненные, сложносочиненные), с усложненной конструкцией (сложные с вводными словами, причастными и деепричастными оборотами).
, способы сокрашений^дсдоаадвний.
Символы — условные графические знаки, служащие для обозначения отдельных слов и словосочетаний.
Сокращения бывают следующими:
Ч — аббревиатуры — использование начальных букв слов (АПН, ТАСС);
— слоговые, т. е. сокращение по слогам (профком); Л _ усеченные слова — одно слово сокращено, второе полное (пединститут, фотохимический);
— авторские — сокращения, не предусмотренные правилами. Они имеют наибольшее идентификационное значение.
Исправления бывают по буквам, выше, ниже букв, с зачеркиванием неправильной буквы или слова и т. д.
6. ^гтхта&ы пкцг'нтир?Рг1НИНх_т е. способы выделения основной, по мнению автора, мысли или слова в рукописи:
— подчеркивание (одной, двумя чертами, другими красителями);
— выделение специальным шрифтом, разрядкой букв;
— использование вопросительных, восклицательных знаков, многоточий, скобок и т. д.;
— изменение наклона, размера букв в отдельном слове, фразе.
Частные признаки письменной речи
Для каждого человека эти признаки качественно различны:
1 . Устойчиво повторяющиеся (два и более раз^ошибки: грамма-
тические '(орфографическиёТ пунктуационные, синтаксические) и
лексические.
2. Да10£хжая лексика — употребление в рукописи определенных специфических слов: диалектизмов, профессионапизмов, арготизмов и т. д.
3. Навыки акцентирования — устойчиво повторяющиеся (два и более раз) способы акцентирования в рукописи.
4. Навыки B_jiciTOJTbjo_BaH^i_g^M волов, coJшaшejiий»Jjcпpaвлeний — устЪйч^^о^-ю^тор^ющи^ёсяГЩвТй более раз) способы сокращений, исправлений, использования символов.
При наличии большого по объему почеркового материала исследование необходимо начинать с изучения признаков письменной ре-
чи. Они обычно используются в совокупности с признаками почерка, но и по признакам письменной речи можно решить идентификационные вопросы, особенно диагностические — физическое, психическое состояние писавшего, определение его возраста, пола и т. д., а иногда и ситуационные — характеризующие условия, обстановку, обстоятельства, в которых исполнялась исследуемая рукопись.
3. ОБЩИЕ ПРИЗНАКШЗО'ШРКА._
Признаки почерка по основному принципу (значению -для идентификации) подразделяются на общие и частные. В основу этого деления положен объем проявления признака в рукописи.
Общие признаки почерка проявляются в рукописи в целом и характеризуют:
— пространственную ориентацию (размещение) движений в рукописи (топографические признаки);
— степень и характер сформированное™ письменно-двигательного навыка;
— структуру движений по их траектории.
:'f~~~
/"Признаки почерка, характеризующие
г пространственную ориентацию (размещение) движений
VjJ-Рукописи (топографические признаки)
Проявление данной группы признаков в основном зависит от глазомера пишущего и дает возможность эксперту судить о навыках пишущего размещать текст относительно срезов листа бумаги, разнообразных частей текста и других ориентиров. Общие признаки почерка, отображающие пространственную ориентацию (фрагментов рукописи и движений, которыми они выполняются, достаточно устойчивы как к естественным, так и умышленным изменениям почерка и поэтому имеют высокое идентификационное значение.
В эту группу входят 10 признаков:
1. Размещение самостоятельных фрагментов.
К самостоятельным фрагментам рукописи относятся: заголовки, обращения, разолюции, даты, подписи и др. Размещение данных Фрагментов изучается относительно:
— основного текста (сверху или снизу текста, на сколько строк-или сантиметров ниже или выше текста размещены фрагменты);
— вертикальных срезов листа бумаги (в центре, ближе к левому или правому срезу листа бумаги; изучается, на каком расстоянии в сантиметрах от срезов листа бумаги размещен фрагмент);
— горизонтальных срезов листа бумаги (на каком расстоянии фрагмент размещен от них в строках или сантиметрах);
— взаимосвязанных самостоятельных фрагментов рукописи — даты и подписи, резолюции и даты, визы, даты и подписи и т. д. (слева, справа, сверху, снизу, друг на друге, на каком расстоянии один от другого).
Также изучается направление оснований (линии письма) самостоятельных фрагментов относительно горизонтальных срезов листа бумаги или текста (параллельное, поднимающееся, опускающееся). Признак устойчив к естественным и умышленным изменениям почерка.
2. Наличие или отсутствие полей, их расположение, размер и форма, конфигурациялиний полей. ~"
При наличии полей изучается их расположение относительно текста: левое, правое или левое и правое.
Размер полей определяется по расстоянию от среза листа бумаги до линии поля.До_раэмеру дппя бывают: малые — до 1 см; средние — от 1 до 3 см; сольШие"—свыше 3 см.
Форма полей изучается по форме свободного от текста пространства листа бумаги, образуемого тремя срезами листа бумаги и условной линией, проведенной через начальные (заключительные — для правых полей) точки верхней (без абзацного отступа) и нижней строк текста. Поля по форме бывают: прямоугольные, трапециевидные (правонаклонные и левонаклонные или расширяющиеся кверху и расширяющиеся книзу).
Конфигурация линии поля определяется по начальным (заключительным) точкам каждой строки (за исключением абзацных отступов), соединенным условной линией, и бывает: прямая, вогнутая, выпуклая, ломаная, извилистая, ступенчатая.
Признак особенно устойчив к умышленным изменениям почерка.
3. Размер красной строки.
Красная строка определяется в первой строке каждого абзаца относительно линии поля. _Красная_сдхжа измеряется в сантиметрах: малая — до 2 см; средняя — от 2 до 3 см; большая — свыше Зсм.
Признак устойчив к естественным и умышленным изменениям почерка.
4. Размер интервалов между строками.
Признак, как правило, изучается, если текст выполнен на нелинованной бумаге. Размер интервалов между строками определяется относительно высоты строчных букв. Интервалы.£ывают;.малые — в пределах от одной до полутора высот строчных букв; средние — от полуторной до двойной высоты строчных букв; большой — свыше двойной высоты.
Если текст выполнен на линованной бумаге, то изучается размещение строк относительно линий графления: в каждой линии (клеточке) графления, через одну, через две и т. д. Признак малоустойчив к естественным и умышленным изменениям почерка.
5. Размер интервалов^между словами.
Интервалы между словами изучаются относительно ширины
двухэлементных строчных букв ( «и», «н», «п» и др.) Размер интер_ва-
_дев между словами: малый — менее ширины одной двухэлементной
буквы; средний — равный ширине одной-двух двухэлементных букв;
большой — свыше ширины двух двухэлементных букв.
Признак малоустойчив к большинству естественных, патологических и умышленных изменений почерка.
б^Размешение^иний письма относительно линовки.
Линий~письма^образуется за счет соединения точек оснований всех букв в строке (без учета подстрочных элементов) одной условной линией. Размещение линий письма относительно линовки бумаги: на линовке, под линовкой (очень редко), над линовкой.
Признак достаточно устойчив к умышленным изменениям почерка.
7. Направление линий письма относительно горизонтальных срезов листа~Бумагй.
Для определения признака начальные и заключительные части каждой строки (за исключением подстрочных элементов) соединяют условной линией. Направление линий письма бывает параллельным (горизонтальным), поднимающимся, опускающимся.
Признак малоустойчив к патологическим и отдельным естественным изменениям почерка и достаточно устойчив к умышленным.
8. форма линий письма.
Основания всех букв в строке (за исключением подстрочных элементов) соединяют условной линией и определяют ее форму.
Линии письма по форме бывают: прямолинейные, ломаные (ступенчатые), извилистые, выпуклые (основания строки опущены вниз), вогнутые (основания обращены внутрь строк). ; Признак достаточно устойчив при умышленных изменениях поверка. При алкогольном, наркотическом опьянении, при физической .Утомленности, охлаждении исполнителя рукописи признак изменяется.
^ 41
9. Возмещение движений при выполнении таков. .„ В этом признаке можно выделить два подпризнака:
— размер интервалов между знаками_ препинания- и предшествующим сЛОвом. Изучается размер интервалов между заключительным движением в слове и знаком препинания относительно ширины двухэлементной буквы и бывает: малый — меньше ширины двухэлементной буквы; средний — в пределах ширины двухэлементной буквы; большой — свыше ширины двухэлементной буквы;
— размещение знаков препинания относительно линии письма (или линовки бумаги: на линии письма (на линовке), выше линии письма (выше линовки), ниже линии письма (ниже линовки).
В запятых размещение знака изучается по размещению головки, в сложных знаках (!, ;,,:) — 'по расположению нижнего элемента знака.
Оба признака устойчивы к умышленным изменениям почерка.
10. Размещение движений при выполнении_знаков переноса. _
При изучении знаков переноса можно выделить два признака:
— размещение знаков переноса относительно срединной линии письма (или линии письма, если знак низко размещен). Срединная линия письма — это условная линия, проходящая через середину строки по горизонтали. Знаки переноса относительно указанных линий размещается на линии, выше линии, ниже линии.
— направление движений при выполнении знаков переноса относительно горизонтальных срезов листа бумаги. Определяется относительно горизонтали: параллельное (горизонтальное), поднимающееся, опускающееся.
Признаки достаточно устойчивы к естественным и умышленным изменениям почерка.
Признаки, характеризующие степень и характер сформулированное™ письменно-двигательного навыка
Выработанность почерка означает способность пишущего
пользоваться общепринятой системой скорописи. Степень
выработанности • почерка — один из основных показателей уровня
владения письменно-двигательным навыком. Показателями степени
выработанности почерка являются темп и координация движений
пишущего. ->
движений, — это скорость выполнения букв, слов,
. 1ешГможет быть быстрым, средним и медленным. Быстрый темп характеризуется высокой связанностью элементов и букв, приспособленностью конструкций букв и безбуквенных элементов к быстрому темпу, постепенным утолщением начальных и угоньшением и удлинением заключительных штрихов в несвязанных буквах и элементах, изменением прямолинейных движений в сторону дугообразности или спрямлением (уменьшением кривизны дуг) криволинейных элементов.
Для медленного темпа характерна малая связанность букв и элементов, извилистость и угловатость элементов, тупые начала и окончания движений. -
движений — — это степень согласованности
_^
движений пишущего при выполнении элементов письменных знаков и букв по размеру, разгону, наклону, положению их относительно горизонтали и вертикали, размещению связей между буквами и элементами. Координация движений может быть высокой, средней и низкой.
Высокая координация характеризуется прямизной прямых элементов и округлостью овальных и полуовальных, равномерностью и устойчивостью наклона, размера, разгона, нажима, размещением букв по горизонтали и вертикали, устойчивостью в размещении точек начала и окончания движений и соединений букв и элементов.
Средняя координация движений позволяет пишущему устойчиво без особых усилий выполнять различные движения при написании и соединении букв и элементов.
Низкая координация проявляется в неточности движений при выполнении букв и слов, -извилистости, изломе при выполнении прямых элементов, угловатости овалов и полуовалов, в смещении точек начала, окончания и соединения движений, в неравномерности размера, разгона, наклона, нажима, размещения букв и элементов по горизонтали и вертикали.
В зависимости от темпа и координации движений можно выделить следующие виды почерка по степени выработанности: маловыработанный, средневыработанный, высоковыработанный.
Маловыработанный почерк характерен для лиц, у которых формирование письменно-двигательного навыка остановилось .в начальных классах школы. В отличие от школьного маловыработанного почерка в практическом маловыработанном "очерке отчетливо проявляются низкая координация движений и медленный темп исполнения.
Средневыработанный почерк характеризуется тем, что письменно-двигательный навык еще не сформировался окончательно. Проявляется у учеников средних школ и лиц, не имеющих большой письменной практики в послешкольный период, При средневыработанном почерке отмечаются средняя координация и средний темп движений.
Высоковыработанному почерку свойственны быстрый темп и ?
высокая координация движений. |
Степень выработанное™ почерка — наиболее устойчивый при- j знак из всех общих признаков почерка и может изменяться (умышленно или от естественных сбивающих факторов) только в сторону снижения. Если, конечно, при умышленном изменении почерка отсутствует длительная письменная подготовка по конкретному, как правило, небольшому по объему тексту. Только этот общий признак позволяет сделать обоснованный категорический вывод об отсутствии тождества.
2. Степень_сдд2кности почерка.
Поч^рТоТпо степени сложности подразделяются в зависимости от соответствия исполнения букв нормам прописей на: упрощенные, простые, усложненные.
Простой почерк характеризуется движениями, соответствующими в определенной мере нормам прописей букв по форме, направлению, протяжности, непрерывности, последовательности и особенно количеству движений. Такой почерк приспособлен к быстрому темпу, но одновременно сохраняет четкость.
Упрощенный почерк проявляется в изменении формы, направления, протяжности, количества, непрерывности, последовательности движений в сторону упрощения, т. е. этот, почерк наиболее приспособлен к быстрому темпу, даже за счет уменьшения количества движений и снижения четкости рукописи. Для упрощенных почерков в большинстве случаев характерно спрямление криволинейной формы движений; возвратные прямолинейные движения трансформируются в дугообразные, дугообразные — в прямолинейные. Движения выполняются по наикратчайшей прямой; наблюдается уменьшение протяженности движений по вертикали (особенно в застрочных элементах) и количества движений, увеличивается их слитность.
Усложненный почерк менее всего приспособлен к быстрому1 темпу. Для него характерны мелкие, тонкие, точные движения, которые воспроизводят букву в целом. Усложнение особенно часто происходит за счет изменения формы движений, увеличения их протяженности и количества или за счет украшательства почерка.
Признак малоустойчив к умышленным изменениям почерка.
ЧАСТНЫЕ ПРИЗНАКИ ПОЧЕРКА
.,#"
:// Частные признаки почерка дают нам информацию об
\f особенностях движений при написании и соединении отдспьных букв
Л и их элементов. По ним, наряду с общими признаками почерка, де-
%пается вывод о наличии или отсутствии тождества.
Классификация элементов букв
1. Письменные знаки состоят из элементов, которые в зависимости от их значимости для понимания буквы подразделяются на основные и дополнительные.
Без основных элементов, в отличие от дополнительных, нельзя Распознать букву.
Некоторые буквы имеют соединительные элементы, которые по своему значению являются основными.
ifFT |
движений при
Вданной1 группе можно выделить три признака, из которых первые два рассматриваются с учетом формы движений при выполнении отдельных элементов букв.
1) Направление л.р"ЖЙНИЙ 5 прямолинейных элементах.
В прямолинейных элементах, выполняемых вертикально, направление движений может быть снизу вверх, сверху вниз. В горизонтальных прямолинейных элементах движения производятся слева направо или справа налево. В вертикальных и горизонтальных прямолинейных элементах, выполняемых под углом к линии письма, направление движений рассматривается аналогично предыдущему.
2) Направление движений вJфишЭJШ<шaйыыx-Эдeмeнт§x.
В криволинейных элементах букв (овалах, полуовалах, петлях) направление движений бывает левоокружным (против часовой стрелки) и правоокружным (по часовой стрелке). Оба признака рассмат- . риваются только при отклонении направления движений от норм прописей. Пример описания: «Направление движения при выполнении подстрочной петли буквы «д» — левоокружное».
3) Соотношение наклонов (относительное направление сгибательных движении) при- выполнении письменных знаков и их элементов.
Признак рассматривается и фиксируется, если буква выполнена с хорошо видимым иным наклоном, чем остальные буквы в словах, или когда отдельные элементы в письменном знаке выполняются с наклоном, отличным от других элементов знака.
ментов.
Данный~~7[ризнак ^характеризует размерные особенности письменных знаков строчных и застрочных (надстрочных и подстрочных) элементов букв, т. е. этот признак позволяет охарактеризовать по размеру как букву в целом относительно других букв, так и отдельные элементы относительно других элементов буквы.
Протяженность движений в буквах и элементах рассматривается .
.-по — вертикаяи^_^иЛ10ризднтали. Если в буквах выявляется несоответствие размеров элементов по отношению ^к^но^мам прописей, то изучается-абсояютная-протяженность-движешй. В слу- ' чае несоответствия размерных показателей букв или элементов относительно лрушх аналогичных букв и элементов изучается
._от>юситеяьыав протяженность движений.
При изучении абсолютной протяженности движений по вертикали и по горизонтали сопоставление размеров отдельных элементов рассматривается относительно норм прописей. Характеристики
ЭТОГО npll3ll3iqJigjTljUaniT[:)OT М?пяя прптржрцнпгт-h
"
Пример описания: «АЬсолютная протяженность движений по горизонтали при выполнении заключительной части буквы «и» — большая».
При изучении относительной протяженности движений по вертикали основное внимание уделяется высоте букв или элементов в сравнении с другими подобными буквами или элементами знака. По возможности эксперт определяет соотношение размеров букв и элементов (если по нормам прописи высота элементов должна быть разной, например высота строчных и подстрочных элементов).
При изучении относительной протяженности движений по горизонтали при выполнении письменных знаков и их элементов внимание акцентируется на ширине букв и элементов в сравнении с другими подобными буквами и элементами знака. Буквы в целом или отдельные элементы могут быть шире, уже или равны другим элементам (если по нормам прописей ширина элементов должна быть разной). Например, ширина петли надстрочного элемента буквы «в» равна строчному овалу (по нормам прописей она должна быть уже овала примерно в два раза).
При изучении относительной протяженности движений по вертикали и горизонтали сопоставление размеров букв и их элементов осуществляется относительно других аналогичных элементов буквы или других букв. Характеристики данных признаков: больше другого элемента (другой буквы), меньше другого элемента (другой буквы), равен другому элементу.
Пример описания: «Относительная протяженность движений по горизонтали при выполнении овала буквы «а» шире, чем буквы «о».
знаков и их
Признак фиксируется, если письменный знак выполняется с увеличением или уменьшением количества движений, частей элементов и даже элементов по отношению к нормам прописей конкретного знака. Количество самостоятельных движений (элементов, частей элементов) при выполнении букв определяется числом интервальных движений или резких изменений направления Движений. Чем больше интервалов и изменений направления Движений, тем больше количеств движений, и наоборот. Данный "Ризнак необходимо отличать от признака «сложность движения»,
фиксируя -его лишь тогда, когда есть уменьшение или увеличение одного движения, элемента, одной части элемента.
При изучении признака выделяются две характеристики: уменьшение количества движений, увеличение количества движений.
Эксперт должен указать, ^где и за счет чего произошло увеличение или уменьшение количества движений. Пример описания: «Количество движений при выполнении второго элемента буквы «и» уменьшено за счет утраты заключительной (восходящей) части».
6. Вид соединения^движений при выполнении письменных знаков и их элементов.
В признаке изучаются: отличное от норм прописей по связанности выполнение элементов внутри знака (слитное, интервальное) и устойчивое по связанности выполнение букв между собой (слитное, интервальное).
Устойчивое по связности выполнение букв между собой изучается обязательно с ^учетом характеристик общего признака почерка «степень связанности почерка». В малосвязанных почерках как частный признак почерка может фиксироваться лишь устойчивое слитное исполнение движений между буквами. В высокосвязных почерках — устойчивое интервальное исполнение движений между буквами. В среднесвязных почерках может фиксироваться устойчивое и интервальное и слитное выполнение букв между собой. Пример описания: «Вид соединений движений при выполнении буквы «б» с последующей буквой «р» — слитный».
7. роследовдхедьност-ь -движений при выполнении элементов письменных знаков. "Признак фиксируется только тогда, когда нарушена последовательность в исполнении элементов буквы по отношению к нормам прописей. Нарушение последовательности движений можно обычно проследить только в случаях слитного исполнения элементов в буквах или букв между собой, т. к. в буквах, где элементы исполнены интервальными движениями, проследить нарушение последовательности их исполнения невозможно. Характеристика в данном признаке одна — последовательность исполнения элементов нарушена. Необходимо также указать, в каком порядке выполнены элементы в конкретной букве. Пример описания: «Последовательность движений при выполнении элементов буквы «в» нарушена — строчный элемент выполнен первым, надстрочный — вторым».
_Относительное_размещение движений.
_ ' г'руПпе мОжновыделить~ четыре признака. Признаки этой группы изучаются относительно пространственного размещения различных точек: начала, окончания, соединений и пересечения движений, отдельных элементов букв и букв в целом.
1. _Относительное_^размеш,ение точщ__начала и окончания ^нижйнийп£и^выполнении^1лемеытов письменных знаков.
Размещение точек начала и. окончания движений рассматривается относительно: линии письма, срединной линии письма, верхней линии строки, расположения точек начала и окончания движений относительно друг друга, относительно других элементов. В застрочных элементах точки начала и окончания ' движений рассматриваются, кроме этого, и относительно срединной линии письма надстрочных и подстрочных элементов. Размещение точек окончания и начала движений бывает: выше, ниже, на линии письма, на срединной линии письма, на верхней линии строки, точка начала выше точки окончания или, наоборот, на одном уровне.
2.0тносж£дьлое размещение^1гд^е1<ср^ин^Ш1я_движений при
Bbini^iiOil^^^ ~~—
Точка соединения движения при слитном исполнении элементов
и знаков между собой образуется за счет резкого изменения
направления движения. Точки .средйнения движений по
размещению рассматриваются относительно: линии письма,
срединной . линии письма, других элементов. Размещение
относительно указанных ориентиров бывает: слева, справа, выше,
ниже, внутри, над, под, на и т. д.
3. Относительное раз_мещение_1рцрк пересечения движений при выполненщичисьменных- знаков и их элементов.
Размещение точки пересечения движения изучается относительно: линии письма, срединной линии письма, других элементов, в застрочных элементах и относительно срединной линии, ' письма надстрочных и подстрочных элементов. Размещение бывает: на, выше, ниже, слева, справа, внутри и т. д. Пример описания для трех признаков восьмой группы — «относительное размещение точки пересечения движений при выполнении петли подстрочного элемента буквы «д» — ниже срединной линии письма подстрочного элемента».
4. Относительное размещение движений по вертикали и горизон-^ лаш-при выдшшании пильмб^нь'х знакови их элементов.
В данном признаке йзучается~~~~расТГоггожение отдельных элементов и букв относительно других элементов, букв и различных линий письма.
ЛЕКЦИЯ III |
А) Относительное размещение движений по вертикали при выполнении письменных знаков и их элементов.
Определяется размещение элементов в букве и букв в слове относительно: линии письма, срединной линии письма. Расположение их бывает: выше, ниже и на линии.
Размещение элементов (букв) относительно других элементов букв или букв бывает: выше, ниже, под, над элементом, буквой.
Б) Относительное размещение движений по горизонтали при ' выполнении письменных знаков и их элементов.
Изучается расположение элементов и букв и расстояний между ними в горизонтальной плоскости.
Размещение по горизонтали бывает: справа, слева от элемента, на элементе, около элемента, на определенном расстоянии от элемента.
Оба эти признака довольно часто при их изучении <