Общая характеристика начального периода школьной жизни ребенка.
Лекция по возрастной психологии
Тема: Психическое развитие и формирование личности
младшего школьника
План
1. Общая характеристика начального периода школьной жизни ребенка.
2. Психологическая характеристика готовности и адаптации ребенка к обучению в школе.
3. Развитие познавательных процессов у младших школьников.
4. Учебная деятельность младших школьников.
5. Особенности общения младших школьников.
6. Развитие личности в младшем школьном возрасте.
Основные понятия
Физическая готовность, объективная и субъективная психическая готовность детей к школе, мотивы учения школьников, произвольность психических процессов, внутренний план действий, рефлексия, уровень притязаний, понятийное мышление, интериоризация, экстериоризация, умение учиться, внутренняя позиция школьника, смысловая ориентировочная основа поступка, обобщение переживаний, синтезирующее восприятие, обучаемость.
Рекомендованная литература
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М., 1998. - 224 с.
2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. - М., 1988. - 208 с.
3. Вікова психологія / За ред. Г.С.Костюка. - К., 1976. - Розділ V.
4. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. - М., 1979. - Гл. IV.
5. Коломинский ЯЛ., Панько У.А. Учителю о психологии детей ше-стилетнего возраста. - М.,1988. - 190 с.
6. Матюхин М.В. Мотивация учення младших школьников. - М., 1984. -СЮ- 136.
7. Мир детства. Младший школьник. - М., 1988. - С. 178 - 190.
8. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. -М., 1998. - С. 7 - 71.
9. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. А.И. Щербакова. - М., 1987. - С. 103 - 121.
Развитие познавательных процессов в младших школьников
Психические процессы младших школьников развиваются интенсивно, но неравномерно. Под влиянием обучения начинается перестройка всех познавательных процессов. Общими характеристиками психических процессов должны стать
· произвольность,
· продуктивность и
· устойчивость.
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Осуществляется интеллектуализация всех психических функций. Формируется новое бескорыстное отношение к знаниям, внутренний план действий. Преобладает наглядно-образное мышление. Обучение строится так, чтобы происходил переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У школьников формируются научные понятия.
Развитие детского интеллекта осуществляется по таким направлениям:
· усвоение и активное использование речи как средства мышления,
· объединение и взаимообогащение всех видов мышления,
· формирование понятий,
· умение мыслить логически.
Восприятие является широким и острым, но мало дифференцированным. Характерным для него является яркая эмоциональность. К окончанию младшего школьного возраста восприятие становится более направленным, возрастает роль организованного наблюдения.
В этот период лучше развито непроизвольное внимание, направленное на все яркое, новое, интересное. Характерной особенностью является слабость произвольного внимания и его неустойчивость.
В возрасте с 6 до 14 лет у детей активно развивается механическая память. Несколько отстает в своем развитии опосредствованная, логическая память. Младшие школьники овладевают логическими приемами запоминания. Память развивается в направлении усиления сознательного управления и увеличения объема смысловой, словесно-логической памяти.
Постепенно совершенствуется воссоздающее воображение и развивается творческое. Формируется теоретическое отношение к языку, язык становится выразительным, интенсивным. Развивается письменная речь.
Происходит расширение знаний и совершенствование умений и навыков ребенка. До окончания периода у большинства детей проявляются как общие, так и специальные способности к разным видам деятельности, увеличиваются индивидуальные различия между детьми.
Лекция по возрастной психологии
Тема: Психическое развитие и формирование личности
младшего школьника
План
1. Общая характеристика начального периода школьной жизни ребенка.
2. Психологическая характеристика готовности и адаптации ребенка к обучению в школе.
3. Развитие познавательных процессов у младших школьников.
4. Учебная деятельность младших школьников.
5. Особенности общения младших школьников.
6. Развитие личности в младшем школьном возрасте.
Основные понятия
Физическая готовность, объективная и субъективная психическая готовность детей к школе, мотивы учения школьников, произвольность психических процессов, внутренний план действий, рефлексия, уровень притязаний, понятийное мышление, интериоризация, экстериоризация, умение учиться, внутренняя позиция школьника, смысловая ориентировочная основа поступка, обобщение переживаний, синтезирующее восприятие, обучаемость.
Рекомендованная литература
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М., 1998. - 224 с.
2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. - М., 1988. - 208 с.
3. Вікова психологія / За ред. Г.С.Костюка. - К., 1976. - Розділ V.
4. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. - М., 1979. - Гл. IV.
5. Коломинский ЯЛ., Панько У.А. Учителю о психологии детей ше-стилетнего возраста. - М.,1988. - 190 с.
6. Матюхин М.В. Мотивация учення младших школьников. - М., 1984. -СЮ- 136.
7. Мир детства. Младший школьник. - М., 1988. - С. 178 - 190.
8. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. -М., 1998. - С. 7 - 71.
9. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. А.И. Щербакова. - М., 1987. - С. 103 - 121.
Общая характеристика начального периода школьной жизни ребенка.
Младшие школьники имеют значительные резервы развития. В этот период происходит активное анатомо-физиологическое созревание организма. Заканчивается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, которое создает условия для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирование и выполнение программ действий. Возрастает подвижность нервных процессов, наблюдается большая, чем у дошкольников, уравновешенность процессов возбуждения и торможение, хотя процессы возбуждения преобладают. Возрастает функциональная роль второй сигнальной системы, слово приобретает обобщенное значение. Существенным образом возрастает физическая выносливость ребенка, но она относительна. Работоспособность младших школьников резко снижается через 25 - 30 мин. урока.
С поступлением ребенка в школу изменяется его социальная ситуация развития. Изменение социальной ситуации развития, которое происходит в младшем школьном возрасте, и изменение ведущего вида деятельности, по мнению Л. С. Выготского, способствует становлению качественно новых отношений между ребенком и коллективом класса, между ребенком и взрослым, который его учит. Определенные отношения со взрослыми и ровесниками формируются на основе того, как ученик учится, выполняет классные поручения, ведет себя в семье, с взрослыми, ровесниками, проявляет или не проявляет готовность выполнять поручения других людей.
Итак, социальная ситуация ребенка зависит от уровня удовлетворения социальных потребностей школьника, которые реализуются в границах взаимодействия "учитель - ученик" и "ученик - ученик".
Это объективное положение ребенка субъективно (более адекватно или менее адекватно) проявляется в его настроении, доминирующих переживаниях, эмоциональном отношении к школе и учебному процессу. П. М. Якобсон отмечает, что школа у младшего школьника вызывает очень много новых видов переживаний, которых не было у дошкольников. Это, вчастности, переживания, связанные с пребыванием в ученической группе, общением с ровесниками, учителем, оценка которого, похвала или замечание являются очень значащими для ученика.
По мнению Д. Б. Эльконина, свою ведущую функцию та или иная деятельность осуществляет наиболее полно в период, когда она формируется. Младший школьный возраст - это период наиболее интенсивного формирования учебной деятельности. Все, что связанно с игрой, для школьника становится менее значащим, чем то, что связанно с учебной деятельностью. Учебная деятельность становится ведущим видом деятельности.
На основе учебной деятельности развиваются основные новообразования младшего школьного возраста:
· произвольность психических процессов,
· развитие внутреннего плана действий,
· рефлексия,
· мотив достижения успеха.
В целом младший школьный возраст не имеет больших трудностей для работы учителя, но вместе с тем надо помнить, что именно в этом возрастезакладываются основы моральной и эмоциональной направленности личности, стиля поведения и деятельности.
Основное противоречие озраста: моральное развитие отстает от интеллектуального.