В ходе работы над магистерской диссертацией магистрант должен
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ
Общие положения
Магистр - это образовательно-квалификационный уровень выпускника магистратуры, который получил углубленные специальные навыки и знания инновационного характера, имеет практический опыт их применения для решения профессиональных проблемных задач в области, определяемой направлением и программой подготовки. Магистр должен обладать широкой эрудицией, фундаментальной научной базой, владеть методологией научных исследований, современными информационными технологиями, методами получения, обработки, хранения и использования научной информации, быть способным к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.
В соответствии с ФГОС ВПО магистерская программа включает в себя две составные части - образовательную и научно-исследовательскую. Содержание научно-исследовательской работы магистра определяется индивидуальным планом.
Магистрант, выполнивший все требования учебного плана, а также установленный в соответствии с индивидуальным планом работы объем научных исследований и прошедший практику, допускается к итоговой аттестации. Итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен. Требования к выпускной квалификационной работе устанавливаются решением ученого совета вуза.
Выпускная квалификационная работа в соответствии с основной образовательной программой магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации. Магистерская диссертация представляет собой самостоятельную логически завершенною выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач направления подготовки магистра.
При подготовке магистерской диссертации ее автор должен показать свою способность и умение самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.
Магистерская диссертация, как работа научного содержания, должна иметь внутреннее единство и отображать ход и результаты разработки выбранной темы. Магистерская диссертация, с одной стороны, имеет обобщающий характер, поскольку является своеобразным итогом подготовки магистра. С другой стороны - это самостоятельное оригинальное научное исследование.
Магистерская диссертация, её тематика и научный уровень должны отвечать образовательной программе обучения, а также содержанию магистерской программы. Результаты работы над магистерской диссертацией должны свидетельствовать о том, что ее автор способен надлежащим образом вести научный поиск, видеть профессиональные проблемы, знать общие методы и приемы их решения.
Подготовка магистерской диссертации предполагает:
· систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по направлению магистерской подготовки, их применение при решении конкретных научно-исследовательских задач;
· развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой исследования и экспериментирования при решении научных проблем и вопросов;
· выяснение подготовленности магистранта для самостоятельной работы в учебном или научно-исследовательском учреждении.
В магистерской диссертации ее автор должен показать, что он владеет навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности и обладает компетенциями, предусмотренными ФГОС 3+.
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, самостоятельно обучаться новым методам исследования (ОК-1);
способен свободно пользоваться русским языком и одним из иностранных языков как средством делового общения (ОК-2);
способен приобретать и использовать на практике знания, умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-3);
способен проявлять инициативу, брать на себя ответственность в условиях риска и принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях (ОК-4);
способен использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОК-5);
способен управлять знаниями в условиях формирования и развития информационного общества: анализировать, синтезировать и критически резюмировать и представлять информацию (ОК-6);
способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-7).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
· общепрофессиональными:
способен исследовать современные проблемы и методы прикладной информатики и научно-технического развития информационно-коммуникационных технологий (ПК-1);
способен исследовать закономерности становления и развития информационного общества в конкретной прикладной области (ПК-2);
способен на практике применять новые научные принципы и методы исследований (ПК-3);
способен к профессиональной эксплуатации современного электронного оборудования в соответствии с целями ООП магистратуры (ПК-4);
· научно-исследовательская деятельность:
способен использовать и развивать методы научных исследований и инструментария в области проектирования и управления информационными системами в прикладных областях (ПК-5);
способен формализовывать задачи прикладной области, при решении которых возникает необходимость использования количественных и качественных оценок (ПК-6);
способен ставить и решать прикладные задачи в условиях неопределенности и определять методы и средства их эффективного решения (ПК-7);
способен проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований (ПК-8);
способен исследовать применение различных научных подходов к автоматизации информационных процессов и информатизации предприятий и организаций (ПК-9);
· аналитическая деятельность:
способен проводить анализ экономической эффективности ИС, оценивать проектные затраты и риски (ПК-10);
способен выбирать методологию и технологию проектирования ИС с учетом проектных рисков (ПК-11);
способен анализировать данные и оценивать требуемые знания для решения нестандартных задач с использованием математических методов и методов компьютерного моделирования (ПК-12);
способен анализировать и оптимизировать прикладные и информационные процессы (ПК-13);
способен проводить маркетинговый анализ ИКТ и вычислительного оборудования для рационального выбора инструментария автоматизации и информатизации прикладных задач (ПК-14);
· проектная деятельность:
способен применять современные методы и инструментальные средства прикладной информатики для автоматизации и информатизации решения прикладных задач различных классов и создания ИС (ПК-15);
способен проектировать архитектуру и сервисы информационных систем предприятий и организаций в прикладной области (ПК-16);
способен проектировать информационные процессы и системы с использованием инновационных инструментальных средств, адаптировать современные ИКТ к задачам прикладных ИС (ПК-17);
способен принимать эффективные проектные решения в условиях неопределенности и риска (ПК-18);
· организационно-управленческая деятельность:
способен формировать стратегию информатизации прикладных процессов и создания прикладных ИС в соответствии со стратегией развития предприятий (ПК-19);
способен организовывать работы по моделированию прикладных ИС и реинжинирингу прикладных и информационных процессов предприятия и организации (ПК-20);
способен управлять информационными ресурсами и информационными системами (ПК-21);
способен управлять проектами по информатизации прикладных задач и созданию ИС предприятий и организаций (ПК-22);
способен организовывать и проводить переговоры с представителями заказчика и профессиональные консультации на предприятиях и в организациях (ПК-23);
способен в условиях функционирования ИС брать на себя ответственность за выполнение производственных задач ИТ-служб, эффективно использовать современные приемы и методы работы с ИТ-персоналом (ПК-24);
· производственно-технологическая деятельность:
способен использовать передовые методы оценки качества, надежности и информационной безопасности ИС в процессе эксплуатации прикладных ИС (ПК-25);
способен использовать международные информационные ресурсы и стандарты в информатизации предприятий и организаций (ПК-26);
способен использовать информационные сервисы для автоматизации прикладных и информационных процессов (ПК-27);
способен интегрировать компоненты и сервисы информационных систем (ПК-28).
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ
Общие положения
Магистр - это образовательно-квалификационный уровень выпускника магистратуры, который получил углубленные специальные навыки и знания инновационного характера, имеет практический опыт их применения для решения профессиональных проблемных задач в области, определяемой направлением и программой подготовки. Магистр должен обладать широкой эрудицией, фундаментальной научной базой, владеть методологией научных исследований, современными информационными технологиями, методами получения, обработки, хранения и использования научной информации, быть способным к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.
В соответствии с ФГОС ВПО магистерская программа включает в себя две составные части - образовательную и научно-исследовательскую. Содержание научно-исследовательской работы магистра определяется индивидуальным планом.
Магистрант, выполнивший все требования учебного плана, а также установленный в соответствии с индивидуальным планом работы объем научных исследований и прошедший практику, допускается к итоговой аттестации. Итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен. Требования к выпускной квалификационной работе устанавливаются решением ученого совета вуза.
Выпускная квалификационная работа в соответствии с основной образовательной программой магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации. Магистерская диссертация представляет собой самостоятельную логически завершенною выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач направления подготовки магистра.
При подготовке магистерской диссертации ее автор должен показать свою способность и умение самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.
Магистерская диссертация, как работа научного содержания, должна иметь внутреннее единство и отображать ход и результаты разработки выбранной темы. Магистерская диссертация, с одной стороны, имеет обобщающий характер, поскольку является своеобразным итогом подготовки магистра. С другой стороны - это самостоятельное оригинальное научное исследование.
Магистерская диссертация, её тематика и научный уровень должны отвечать образовательной программе обучения, а также содержанию магистерской программы. Результаты работы над магистерской диссертацией должны свидетельствовать о том, что ее автор способен надлежащим образом вести научный поиск, видеть профессиональные проблемы, знать общие методы и приемы их решения.
Подготовка магистерской диссертации предполагает:
· систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по направлению магистерской подготовки, их применение при решении конкретных научно-исследовательских задач;
· развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой исследования и экспериментирования при решении научных проблем и вопросов;
· выяснение подготовленности магистранта для самостоятельной работы в учебном или научно-исследовательском учреждении.
В магистерской диссертации ее автор должен показать, что он владеет навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности и обладает компетенциями, предусмотренными ФГОС 3+.
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, самостоятельно обучаться новым методам исследования (ОК-1);
способен свободно пользоваться русским языком и одним из иностранных языков как средством делового общения (ОК-2);
способен приобретать и использовать на практике знания, умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-3);
способен проявлять инициативу, брать на себя ответственность в условиях риска и принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях (ОК-4);
способен использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОК-5);
способен управлять знаниями в условиях формирования и развития информационного общества: анализировать, синтезировать и критически резюмировать и представлять информацию (ОК-6);
способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-7).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
· общепрофессиональными:
способен исследовать современные проблемы и методы прикладной информатики и научно-технического развития информационно-коммуникационных технологий (ПК-1);
способен исследовать закономерности становления и развития информационного общества в конкретной прикладной области (ПК-2);
способен на практике применять новые научные принципы и методы исследований (ПК-3);
способен к профессиональной эксплуатации современного электронного оборудования в соответствии с целями ООП магистратуры (ПК-4);
· научно-исследовательская деятельность:
способен использовать и развивать методы научных исследований и инструментария в области проектирования и управления информационными системами в прикладных областях (ПК-5);
способен формализовывать задачи прикладной области, при решении которых возникает необходимость использования количественных и качественных оценок (ПК-6);
способен ставить и решать прикладные задачи в условиях неопределенности и определять методы и средства их эффективного решения (ПК-7);
способен проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований (ПК-8);
способен исследовать применение различных научных подходов к автоматизации информационных процессов и информатизации предприятий и организаций (ПК-9);
· аналитическая деятельность:
способен проводить анализ экономической эффективности ИС, оценивать проектные затраты и риски (ПК-10);
способен выбирать методологию и технологию проектирования ИС с учетом проектных рисков (ПК-11);
способен анализировать данные и оценивать требуемые знания для решения нестандартных задач с использованием математических методов и методов компьютерного моделирования (ПК-12);
способен анализировать и оптимизировать прикладные и информационные процессы (ПК-13);
способен проводить маркетинговый анализ ИКТ и вычислительного оборудования для рационального выбора инструментария автоматизации и информатизации прикладных задач (ПК-14);
· проектная деятельность:
способен применять современные методы и инструментальные средства прикладной информатики для автоматизации и информатизации решения прикладных задач различных классов и создания ИС (ПК-15);
способен проектировать архитектуру и сервисы информационных систем предприятий и организаций в прикладной области (ПК-16);
способен проектировать информационные процессы и системы с использованием инновационных инструментальных средств, адаптировать современные ИКТ к задачам прикладных ИС (ПК-17);
способен принимать эффективные проектные решения в условиях неопределенности и риска (ПК-18);
· организационно-управленческая деятельность:
способен формировать стратегию информатизации прикладных процессов и создания прикладных ИС в соответствии со стратегией развития предприятий (ПК-19);
способен организовывать работы по моделированию прикладных ИС и реинжинирингу прикладных и информационных процессов предприятия и организации (ПК-20);
способен управлять информационными ресурсами и информационными системами (ПК-21);
способен управлять проектами по информатизации прикладных задач и созданию ИС предприятий и организаций (ПК-22);
способен организовывать и проводить переговоры с представителями заказчика и профессиональные консультации на предприятиях и в организациях (ПК-23);
способен в условиях функционирования ИС брать на себя ответственность за выполнение производственных задач ИТ-служб, эффективно использовать современные приемы и методы работы с ИТ-персоналом (ПК-24);
· производственно-технологическая деятельность:
способен использовать передовые методы оценки качества, надежности и информационной безопасности ИС в процессе эксплуатации прикладных ИС (ПК-25);
способен использовать международные информационные ресурсы и стандарты в информатизации предприятий и организаций (ПК-26);
способен использовать информационные сервисы для автоматизации прикладных и информационных процессов (ПК-27);
способен интегрировать компоненты и сервисы информационных систем (ПК-28).
В ходе работы над магистерской диссертацией магистрант должен
1. Формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний.
2. Выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования.
3. Обобщать, систематизировать и теоретически осмысливать эмпирический материал.
4. Обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных.
5. Вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий.
6. Владеть иностранными языками в той мере, какая необходима для самостоятельной работы над нормативными источниками и научной литературой.
7. Представить итоги проведенного исследования в виде письменной работы, оформленной в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.
Процесс выполнения магистерской диссертации включает следующие этапы:
· выбор темы, назначение научного руководителя;
· изучение требований, предъявляемых к данной работе;
· согласование с научным руководителем плана работы;
· изучение литературы по проблеме, определение целей, задач и методов исследования;
· непосредственная разработка проблемы (темы);
· обобщение полученных результатов;
· написание работы;
· рецензирование работы;
· защита и оценка работы.