Декомпозиционная схема процессов коммуникационной политики предприятия

Декомпозиционная схема процессов коммуникационной политики предприятия - student2.ru

Рис. Нотация IDEF0 «Коммуникационная политика предприятия» (подпроцессы).

Приложение 3

Когнитивное моделирование инновационного механизма развития организации[46]

Инновационный механизм развития организации (предприятия) представляет собой организационно-экономическую форму осуществления инновационной деятельности и поиска инновационных решений, а также средств стимулирования и регулирования этой деятельности. Инновационный механизм относится к слабоструктурированным системам и поэтому может быть описан, в основном, на качественном уровне. Поэтому здесь целесообразно пользоваться когнитивным моделированием.

Для рассматриваемой ситуации нечеткая когнитивная карта, описывающая инновационный механизм организации, строилась на основе опроса 11 экспертов в области управления инновациями. По их мнению, на инновационную деятельность предприятия влияют следующие факторы (табл. П.3.1).

Таблица П.3.1.

Факторы, влияющие на инновационную деятельность предприятия

  Факторы
Персонал  
1. 2. 3. 4. 5. 6. Квалификация персонала Уровень корпоративной и инновационной культуры Мотивация персонала Творческая активность персонала Сопротивление изменениям Производительность труда
Маркетинг
7.   8. 9. 10. 11.   Качество маркетинговых исследований (поиск новых рыночных предложений) Качество маркетинга инноваций Объем продаж новой продукции Скорость выхода на рынок новой продукции Качество новой продукции
НИОКР
12. 13. 14. 15.   16. Уровень новизны разработок Количество новых разработок Сроки разработки новой продукции Способность к инновациям в производственных процессах Вероятность патентной защиты интеллектуальных разработок
Предприятие
17. 18.   19. 20.   21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. Синергия подразделений Обеспеченность научно-технической и коммерческой информацией Наличие долгосрочной стратегии Соответствие организационной структуры целям предприятия Инвестиции и инновации Конкурентоспособность предприятия Гибкость перехода на новую продукцию Выполнение плана по выпуску новой продукции Наличие резервных мощностей, ресурсов, технологий Доминирование интересов текущего производства Прибыльность новой продукции

На основе установления причинно-следственных связей, а также интенсивности взаимовлияний факторов экспертами была получена следующая когнитивная карта (рис. П.3.1).

Декомпозиционная схема процессов коммуникационной политики предприятия - student2.ru

Рис. П.3.1. Когнитивная карта инновационного механизма предприятия.

Сила взаимовлияния факторов определялась на основе суждений экспертов с помощью следующей шкалы (табл. П.3.2).

Таблица П.3.2.

Элемент шкалы Интерпретация в терминах силы влияния
Влияние отсутствует
0,1 Минимально возможное (практически отсутствует)
0,3 Слабое
0,5 Среднее
0,7 Существенное
0,9 Сильное
Максимально возможное
0,2; 0,4; 0,6; 0,8 Промежуточные уровни

Исследование структуры инновационного механизма предприятия позволяет сделать следующие основные выводы.

В построенной когнитивной карте представлены наиболее важные, непосредственные связи между факторами (концептами), в соответствии с мнением экспертов, а также информация о неявных (опосредованных) взаимных влияниях (основанном на транзитивном замыкании). Так, из рис. П.3.1 видно, что фактор «Квалификация персонала» (1) оказывает положительное влияние на фактор «Качество новой продукции» (11), который в свою очередь влияет положительно на фактор «Объём продаж новой продукции» (9). Таким образом, можно утверждать, что между факторами 1 и 9 также с высокой вероятностью существует причинно-следственная связь. Аналогичным образом можно выделить и более длинные цепочки влияний, например (8-9-27-22-19).

Дальнейшее исследование структуры инновационного механизма основано на вычислении ряда системных показателей соответствующей когнитивной карты, основными из которых являются показатели консонанса и воздействия[47]. Анализ полученных значений показателей позволяет заключить, что наибольшее положительное влияние на систему оказывают факторы «Мотивация» (3), «Произво­дительность труда» (6), «Качество маркетинга инноваций» (8), «Объём продаж новой продукции» (9), «Качество новой продукции» (11), «Вероятность патентной защиты новых разработок» (16), «Соответствие организационной структуры целям предприятия» (20). При этом сами они не испытывают сильного влияния с её стороны. Влияя на вышепе­речисленные факторы, можно «сдвинуть» всю систему в положительную сторону.

Анализ системных показателей когнитивной карты инновационного механизма предприятия позволил выявить как наиболее эффективные, так и нежелательные с точки зрения инновационной политики способы воздействия на него со стороны руководства.

Другой аспект исследования состоит в применении методов динамического анализа развития инно­вационного механизма. Один из таких методов, широко используемый в когнитивном моделировании, основан на импульсных процессах. При этом рассчитываются изменения параметров когнитивной карты во времени, обусловленные некоторыми внешними воздействиями.

На рис. П.3.2 представлены некоторые результаты применения метода при различных внешних воздействиях. Значения по оси ординат во всех случаях относительны, то есть графики отражают сравнительные характеристики изменения состояний факторов при различных внешних воздействиях на ситуацию (при единичных внешних импульсах). Так, рассматривая динамику изменения состояния фактора «Конкурентоспособность», можно, в частности, прийти к выводу, что при достаточном внимании со стороны руководства к повышению квалификации персонала и его мотивации, а также при разработке долгосрочной стратегии развития производства конкурентоспособность предприятия будет возрастать (рис. П.3.2 линия 2). Отсутствие долгосрочной стратегии наряду с нестабильным состоянием внешней среды (линия 3) приводит к снижению конкурентоспособности предприятия.

Таким образом, используя импульсный процесс, специалист по инновационной деятельности может получить прогноз изменения состояния системы при различных стратегиях руководства, что позволяет грамотно выбрать стратегию развития и оценить последствия её реализации.

Декомпозиционная схема процессов коммуникационной политики предприятия - student2.ru

Рис. П.3.2. Изменение фактора «Конкурентоспособность» под воздействием различных влияний.

Обозначения в порядке следования на графике (сверху вниз):

- положительное воздействие на фактор 1;

- положительное воздействие на факторы 1,3 и 19;

- положительное воздействие на факторы 7 и 8;

- положительное воздействие на фактор 13 и 8;

- положительное воздействие на фактор 21;

- положительное воздействие на фактор 13;

- отрицательное воздействие на фактор 19.

Приложение 4

Наши рекомендации