Результаты тестовых испытаний «умственной одаренности» младенческих возрастов (Ф.Кюльман, 1912 г.)
Возраст | Содержание задания | Критерий выполнения |
3 месяца | 1. Поднесение руки или предмета ко рту. Вложить в правую руку кубик или другой легкий предмет. Наблюдать, потянет ли ребенок его в рот. Повторить то же с левой рукой. Если опыт не удался, наблюдать, не будет ли ребенок подносить руку ко рту 2. Реакция на звук. Хлопнуть в ладоши по одному разу у каждого уха. Повторные хлопки с интервалом не менее 1 минуты 3. Координация глазных яблок. Держать ребенка спиной к свету. Перемещать перед глазами крупный блестящий предмет в разных направлениях. Расстояние от лица — 75 см. 4. Слежение за предметом в боковом поле зрения. Держать ребенка спиной к свету Медленно вводить в поле зрения крупный светящийся предмет из-за спины ребенка 5. Моргание. Резкие движения перед глазами | Движение направленно, а не случайно Реакция в форме вздрагивания или другого движения Правильная координация, перемещение глаз к краям глазных щелей Поворот головки или глаз Начинает моргать |
6 месяцев | 1. Удержание головки и сидение. Посадить ребенка, положив под спинку подушку | Удерживает головку вертикально. Сидит в течение 5—10 секунд |
г
Продолжение табл. 1.1
Возраст | Содержание задания | Критерий выполнения |
2. Поворот головы на звук. Держать за правым и левым ухом по телеграфному ключу на расстоянии 60 см. Быстро пощелкать одним, затем другим. При неудаче повторить опыт с колокольчиком или окликая ребенка 3. Отведение большого пальца. Вкладывание карандаша или кубика размером 2—3 см в ладонь ребенка 4. Удержание предмета в руке. Вкладывание в руки кубика, мячика и т.п. 5. Движения рук в направлении к предмету. Протянутый яркий предмет в пределах достижения ребенка | Более или менее быстрый поворот головы в сторону звука Предмет должен быть сжат всеми пятью или большим и указательным пальцами Удержание более длительное, чем при рефлекторном схватывании Уверенное протягивание руки к предмету | |
12 месяцев | 1. Стояние и сидение. Ребенка усаживают и оставляют без поддержки и опоры, затем ставят на пол 2. Речь. Повторение слогов вслед за взрослым или самостоятельно 3. Подражательные движения Помахать на расстоянии 60 см от лица ребенка погремушкой, затем вложить ее в руку. При невыполнении задания потрясти рукой ребенка 4. Рисование. Карандашом сделать несколько штрихов по бумаге. Дать карандаш ребенку. При невыполнении поводить рукой ребенка 5. Предпочтение. Из ряда знакомых предметов выяснить, какой предпочитает. Затем опыт повторить | Стоит 5 секунд, сидит 2—3 минуты Самостоятельное произнесение или повторение 2—3 слогов Безошибочное повторение движений Стремление воспроизвести штрихи. Отсутствие бесцельных движений Повторное предпочтение отдельных предметов |
18 месяцев | 1. Умение пить 2. Самостоятельная еда 3. Речь | Питье частыми глотками, а не всасывание Попытки самостоятельно пользоваться ложкой и вилкой Произнесение простых слов («Папа», «мама», |
Окончание табл. 1.1
Возраст | Содержание задания | Критерий выполнения |
4. Оплевывание. Положить в рот кусочек хлеба, смоченный в уксусе 5. Распознавание. Узнавание нарисованных предметов | «да», «нет») Понимание вопросов без сопровождения жестикуляцией Активное сплевывание Интерес к отдельным картинкам, свидетельствующий о знании предметов | |
24 месяца | 1. Показ названных предметов. Демонстрация восьми картинок с изображениями различных предметов 2. Подражательные движения. Поднять перед ребенком руки вверх. Предложить ему сделать то же. Похлопать в ладоши. Предложить повторить. Заложить руки за голову. Предложить сделать то же самое 3. Выполнение простых поручений. Перекатывание мячика. Повторить действие с расстояния 4,5 м. Предложить ребенку бросить мяч, затем поднять его и положить на стол 4. Копирование круга. На глазах ребенка начертить один-два круга. Предложить выполнить задание самостоятельно. При неудаче повторить показ, ведя рукой ребенка 5.Разворачивание конфеты | Должны быть названы и показаны пять из восьми предметов Правильное воспроизведение двух-трех движений Воспроизведение действий Самостоятельное вычерчивание круга Разворачивание перед тем, как положить в рот |
Таблица 1.2
Результаты практического решениянаглядной задачи (по Г.А.Урунтаевой и Ю.А.Афонькиной)
Возраст | Используемые предметы | Описание практических задач | Обработка данных | |
мыслительные процессы | сенсорные процессы | |||
1 год—1 год 6 месяцев | Вспомога-тельные предметы | 1. «Найди колечко». В ряд лежат параллельно друг другу тесемки (толстые нити,веревоч- | Наблюдают, способен ли ребенок обнаружить и ис- | Оценивают, развито ли восприятие соперемеще- |
г
Продолжение табл. 1.2
Возраст | Используемые предметы | Описание практических задач | Обработка данных | |
мыслительные процессы | сенсорные процессы | |||
ки) одинаковой длины, к одной из которых привязано кольцо. Предлагают ребенку достать кольцо. 2. «Прокати матрешку». На тележке стоит матрешка. Вокруг вертикального штыря, находящегося на краю тележки, перекинута тесьма, концы которой повернуты к ребенку и идут параллельно друг Другу | пользовать готовые межпредметные связи | ния предметов, как ребенок эмоционально реагирует на при-ближение пред мета -цели | ||
1 год 6 месяцев—2 года | Простейшие орудия | 1. «Достань колечко». На противоположен от ребенка стороне стола лежит колечко, рядом — палочка. Ребенку предлагают достать колеч-ко,не трогая его руками. 2. «Что в трубке лежит?» В прозрачной трубке лежат шарики или другие мелкие игрушки. Рядом находится палочка. Предлагают ребенку достать шарики | Выясняют, удается ли ребенку установить взаимосвязь между предметом и орудием | Определяют доступность восприятия предметов в динамике их соперемеще-ния; учитывает ли ребенок форму, пространственное положение предметов |
1 год 6 месяцев—2 года 6 месяцев | Специализированные орудия | 1. «Поехала кукла в гости». На столе стоит тележка с куклой. На тележке имеется вертикально закрепленный стержень. Рядом лежит палочка с кольцом на конце. Предлагают ребенку прокатить куклу, не трогая тележку руками 2. «Ловись рыбка». В тазу с водой плавают пластмассовые рыбки,рядом лежит сачок.Пред-лагают ребенку поймать рыбок | Анализируют, способен ли ребенок достичь результат, учитывая особенности орудия, форму и положение предмета | Отмечают, способен ли ребенок использовать орудие, которое перемещается в разных направлениях, учитывая форму предметов |
Окончание табл. 1.2
Возраст | Используемые предметы | Описание практических задач | Обработка данных | |
мыслительные процессы | сенсорные процессы | |||
3. «Достань шарики». В высокой прозрачной банке плавают шарики, рядом лежит черпа-чок.Предлагают ребенку достать шарики | ||||
2—3 года | То же | Перед ребенком стоит одноцветный прямоугольный кубик с отверстиями. В отверстия кубика нужно вставить втулки с плоскими шляпками (рукой втулки до самой шляпки плотно вставить в отверстие трудно и нужно забить молотком). Предлагают детям вставить втулки | Выявляют, как ребенок устанавливает связь между несколькими предметами для объединения их в целое посредством орудия | Оценивают, как ребенок воспринимает предметы в динамике со-перемеще-ний, воздействий и изменений, а также особенности выделения частей и целого |
Таблица 1.3 Шкала умственного развития Бине-Симона (вариант 1911 г.)
Возраст | Содержание задания |
3 года | 1. Показать свои глаза, нос, рот 2. Повторить предложение, включающее до шести слогов 3. Повторить по памяти два числа 4. Назвать нарисованные предметы 5. Назвать свою фамилию |
4 года | 1. Назвать свой пол 2. Назвать несколько показываемых предметов 3. Повторить ряд из трех однозначных чисел 4. Сравнить длину показанных линий (3 задачи) |
5 лет | 1. Сравнение (попарно) тяжести (3—12 г, 15—6 г, 3—12 г) 2. Срисовать квадрат 3. Повторить слово из трех слогов 4. Решить головоломку 5. Сосчитать четыре предмета |
6 лет | 1. Определить время дня 2. Назвать назначение нескольких предметов обихода 3. Срисовать ромб 4. Сосчитать тринадцать предметов 5. Сравнить с эстетической точки зрения два лица (три задания) |
Окончание табл. 1.3
Возраст | Содержание задания |
7 лет | 1. Различить правую и левую стороны 2. Описать картинку 3. Выполнить несколько поручений 4. Назвать общую стоимость нескольких монет 5. Назвать показанные четыре основных цвета |
8 лет | 1. Сравнить два обьекта по памяти. Установить сходство между ними. 2. Обратный счет от 20 до 1 3. Обнаружение пропусков в изображениях людей (четыре задания) 4. Назвать день, число, месяц, год 5. Повторить ряд из пяти однозначных чисел |
9 лет | 1. Назвать все месяцы 2. Назвать стоимость всех монет 3. Составить из предложенных трех слов две фразы 4. Ответить на три легких вопроса 5. Ответить на пять более трудных вопросов |
10 лет | 1. Ранжирование предметов 2. Воспроизведение фигур 3. Поиск несоответствий в рассказах 4. Ответы на трудные отвлеченные вопросы 5. Составление предложения из трех слов с одним из предложенных в задании |
11 лет | 1. Противостояние внушению при сравнении линий разной длины 2. Составление предложения из трех слов 3. В течение 3 минут произнести 60 слов 4. Определение отвлеченных понятий 5. Восстановить порядок слов (3 задания) |
12 лет | 1. Повторение однозначных чисел 2. Поиск трех рифм к слову «Стакан» 3. Повторение предложений, включающих 26 слогов 4. Объяснение смысла картины 5. Завершение рассказа |
1.5. ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНО-АФФЕКТИВНОЙ СФЕРЫ
Для выявления изменений в эмоционально-аффективной сфере можно использовать различные рисуночные методики, например, методику «Нарисуй человека», «Рисунок семьи» или «Дом, Дерево, человек», с помощью которых хорошо диагностируется тревожность и наличие агрессивных тенденций.
Диагностика наличия страхов
Для диагностики наличия страхов с ребенком можно провести опрос по следующей схеме.
Вначале задается вопрос: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься...»:
1. Когда остаешься один?
2. Заболеть?
3. Умереть?
4. Каких-то детей?
5. Воспитателей?
6. Того, что они тебя накажут?
7. Бабу Ягу, Кащея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча?
8. Страшных снов?
9. Темноты?
10. Волка, медведя, собак, пауков, змей?
11. Машин, поездов, самолетов?
12. Бури, грозы, урагана, наводнения?
13. Когда очень высоко?
14. В маленькй тесной комнате, туалете?
15. Воды?
16. Огня, пожара?
17. Войны?
18. Врачей (кроме зубных)?
19. Крови?
20. Уколов?
21. Боли?
22. Неожиданных резких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет)?
На основе полученных ответов на перечисленные вопросы психолог делает вывод о наличии у детей страхов. Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка — есть важный показатель преневротического состояния. Таких детей следует в первую очередь относить к группе «риска» и проводить с ними специальную коррекционную работу (желательно рекомендовать таких детей проконсультировать у психоневролога).
Все перечисленные страхи можно разделить на несколько групп: «медицинские» (боль, уколы, врачи, болезни); страхи, связанные с причинением физического ущерба (неожиданные звуки, транспорт, огонь, пожар, стихия, война); страхи смерти (себя); страхи животных и сказочных персонажей; страхи кошмарных снов и темноты, социально опосредованные страхи (людей, де-
г
тей, наказания, опоздания, одиночества); «пространственные» страхи (высоты, воды, замкнутые пространства).
Но для того, чтобы сделать безошибочное заключение об эмоциональных особенностях ребенка, психологу необходимо учитывать особенности всей жизнедеятельности ребенка в целом.
Диагностика тревожности
В некоторых случаях целесообразно использовать тест тревожности, который позволяет диагностировать тревожность ребенка в возрасте от 4 до 7 лет по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.
Авторы теста рассматривают тревожность как вид эмоционального состояния, назначение которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне. Повышенный уровень тревожности может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Выявление уровня тревожности позволяет оценить внутреннее отношение ребенка к определенному типу ситуаций и дает косвенную информацию о характере взаимоотношения ребенка со сверстниками и взрослыми, в семье, детском саду, школе. Диагностика уровня тревожности ребенка позволяет скорректировать поведение для того, чтобы не травмировать ребенка и при необходимости провести коррекционную работу с целью формирования адекватного уровня тревожности.
Экспериментальный материал представляет собой 14 рисунков, на которых изображены типичные для жизни дошкольника ситуации:
1. Игра с младшими детьми (ребенок играет с двумя малышами).
2. Ребенок и мать с младенцем (ребенок идет рядом с матерью, которая везет коляску с младенцем).
3. Объект агрессии (ребенок убегает от нападающего на него сверстника).
4. Одевание (ребенок сидит на стуле и надевает ботинки).
5. Игра со старшими детьми (ребенок играет с двумя старшими детьми).
6. Укладывание спать в одиночестве (ребенок идет к своей кроватке, родители сидят в кресле спиной к нему).
7. Умывание (ребенок умывается в ванной комнате).
8. Выговор (мать, подняв указательный палец, строго выговаривает ребенку за что-то).
9. Игнорирование (отец играет с малышом; ребенок стоит в одиночестве).
10. Агрессивное нападение (сверстник отбирает у ребенка игрушку).
11. Собирание игрушек (мать и ребенок собирают игрушки).
12. Изоляция (двое сверстников убегают от ребенка, стоящего в одиночестве).
13. Ребенок с родителями (ребенок стоит между матерью и отцом).
14. Еда в одиночестве (ребенок сидит один за столом, держа в руке стакан).
Каждая из перечисленных жизненных ситуаций выполнена в двух вариантах: для девочки (изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик).
Рисунки предъявляются ребенку психодиагностом в строго перечисленном порядке. Беседа проводится в отдельной комнате. После предъявления рисунка ребенку психолог спрашивает следующее.
1. «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) играет с малышами». (Картинка: «Игра с младшими детьми»).
2. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка, печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом». (Картинка: «Ребенок и мать с младенцем»).
3. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное?» (Картинка: «Объект агрессии»).
4. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) одевается». (Картинка: «Одевание»).
5. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми». (Картинка: «Игра со старшими детьми»).
6. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) идет спать». (Картинка: «Укладывание спать в одиночестве»).
7. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) в ванной». (Картинка: «Умывание»).
8. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное?». (Картинка: «Выговор»).
9. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное?» (Картинка: «Игнорирование»).
10. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное?» (Картинка: «Агрессивное нападение»).
Г
11. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки». (Картинка: «Уборка игрушек»).
12. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное?» (Картинка: «Изоляция»).
13. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой». (Картинка: «Ребенок с родителями»).
14. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) ест». (Картинка: «Еда в одиночестве»).
Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции необходимо чередовать название лица. Не следует задавать ребенку дополнительных вопросов.
Выбор ребенком соответствующего лица (веселого или грустного) и его словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе, подготовленном заранее.
Предлагаемые на рисунках ситуации отличаются по своей эмоциональной окраске.
Так, рис. 1, 5 и 13 имеют положительную эмоциональную окраску.
Рис. 3, 8, 10 и 12 имеют отрицательную эмоциональную окраску.
Рис. 2, 4, 6, 7, 9, 11 и 14 имеют двойной смысл.
Двусмысленные рисунки несут основную проективную нагрузку—то, какой эмоциональный смысл придает им ребенок, указывает на его мироощущение, нормальный или травмирующий опыт общения.
Протоколы каждого ребенка подвергаются качественному и количественному анализу.
Количественный анализ.На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально-негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):
Число эмоционально-негативных выборов
ИТ= ----------------------------------------:-------------------х ЮО %.
По ИТ дети в возрасте от 3,5 до 7 лет подразделяются на 3 группы:
1. Высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
2. Средний уровень тревожности (ИТ от 20% до 50%);
3. Низкий уровень тревожности (ИТот 0 до 20%).
Качественный анализ.Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 (Одевание), рис. 6 (Укладывание спать в одиночестве) и рис. 14 (Еда в одиночестве): дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, с высокой степенью вероятности будут обладать наивысшим ИТ: дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, предложенных на рис. 2 (Ребенок и мать с младенцем), рис. 7 (Умывание), рис. 9 (Игнорирование) и рис. 11 (Уборка игрушек) с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.
Наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения «ребенок — ребенок» (Игра с младшими детьми. Объект агрессии. Игра со старшими детьми. Агрессивное нападение. Изоляция). Здесь имеет место наибольшее число отрицательных эмоциональных выборов, причем старшие дети (5—7 лет) проявляют уровень тревожности выше, чем младшие. Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения «ребенок — взрослый» (Ребенок и мать с младенцем. Выговор. Игнорирование. Ребенок с родителями) и в ситуациях, моделирующих повседневные действия (Одевание. Укладывание спать в одиночестве. Умывание. Уборка игрушек. Еда в одиночестве).
Примечание. Методика показала высокий уровень ее внешней валидности. Уровень тревожности, определяемый на основании методики, высоко коррелирует с уровнем тревожности, полученным на основании отзывов воспитателей и учителей начальных классов (R = 0,56), надежность методики также весьма значительна (г = 0,42).