Задачи как составная часть различных видов занятий по физике
Решение задач — составная часть большинства уроков по физике. В наиболее распространенном, т.н. «четырехэтапном» уроке с опросом, изложением нового материала, закреплением и заданием на ом решение задач используют как в начале занятия для проверки знаний учащихся, так и в конце — для повторения и углубления изученной темы. Отдельные пояснения о решении задач ученики получают также в связи с домашним заданием. В среднем на уроках этого типа на задачи тратят около 30% учебного времени. Еще большую долю времени занимают задачи на уроках повторения, и, наконец, часть уроков специально посвящают решению задач. Решение задач неразрывно связано и с лабораторными занятиями по физике. Каждая лабораторная работа является, По существу, для учащихся экспериментальной физической задачей. Особенно это относится к проблемному методу, эвристическим, лабораторным работам, предваряющим изучение соответствующего материала на уроке. Особый вид занятий по решению задач работа с раздаточным материалом. Решение задач наряду с изучением теоретического материала составляет важную часть домашних заданий по физике. Очень большое внимание уделяется на факультативных занятиях.
Задачи по физике привлекают учащихся как своим содержанием так и «красотой» методов решения, которые позволяют предвидеть или открывать явления природы или свойства тел.
Решение задач на уроках. Урок объяснения нового материала.
В начале урока данного типа задачи обычно используют для проверки учащихся и закрепления изученного материала. При этом чаще всего применяют следующие приемы: к доске вызывают учеников, которые поочередно решают данные им задачи; несколько учащихся решают задачи в тетрадях или на листочках; перед объяснением нового материала классу дают 10-15 минутную работу.
Данные приемы позволяют оперативно проверять знания школьников, повышают их ответственность за свою работу, экономят время.
Однако эти приемы имеют и свои недостатки. Они занимают наиболее продуктивную часть урока, притом нередко большую, чем планировалось, и на объяснение нового материала остается мало времени. Решение задач, особенно письменно контрольные работы в начале урокам давать нецелесообразно. Задачи в данном случае очень хорошо использовать главным образом для обобщения пройденного, постановки и решения проблемы, которую предстоит рассмотреть на уроке.
Задачи в начале урока перед объяснением нового материала в зависимости от его содержания и методов преподавания задачи могут быть основным средством изучения физических явлений или играть роль иллюстраций.
Урок решения задач. Важное значение при тематическом планировании урока имеет подготовка к уроку учащихся, включающая, прежде всего повторение или пред решением соответствующей задачи.
Урок по решению задач в основном проводят в форме решения задач на доске вызванным учащимся с привлечением всего класса и самостоятельного решения задач в тетрадях. Первую форму занятий используют преимущественно тогда, когда разбирают новые типы задач или учитель должен сообщить сведения о новых методах решения, оформлении записей и т. д., а вторую — при формировании практических умений и навыков, а также для контроля успеваемости учащихся.
При решении задач на доске нужно избегать двух крайностей: когда учитель подсказывает вызванному ученику все действия или решает задачи сам или когда «вытягивает» из учеников ответы, которые им явно не под силу. В результате попусту тратиться время возникает чувство неудовлетворенности, как у учителя, так и у школьников.
Учитель обязан объяснить учащимся принципы решения новых типов задач, показывая образец записи условия, вычислений и выполнения чертежей. В связи с этим возникает вопрос о поборе задач к темам по их сложности. По установившийся традиции, как при изложении теоретического материала, так и при решении задач, используют преимущественно индуктивный метод постепенного накопления, а затем обобщения фактов и правил. Это увеличивает время на обучение и приводит к однобокому развитию познавательных способностей, умений и навыков учащихся. В ряде случаев более экономным в отношении расхода учебного времени является метод дедукции. Этот метод ведет к цели кратчайшим путем, но в школе пользоваться им надо умеренно
После того, как учащиеся усвоили основные понятия, систему единиц и формул, полезно разобрать типовую задачу средней сложности. При решении задач на доске следует максимально активизировать познавательную деятельность всех учащихся, иначе, большая часть урока превратиться для них в пассивное слушание объяснений учителя и ответов вызванных доске одноклассников.
Для повышения познавательной активности учащихся целесообразно использовать следующие общепедагогические средства:
а) постановка цели решения задач, чтобы показать учащимся важность и необходимость изучения данного материала. Например, перед решением задачи на нахождение линейной скорости движущийся по окружности точки можно указать, что аналогичные расчеты должен уметь делать каждый токарь, чтобы определить скорость резания метала, ученый, рассчитывающий скорость спутника по круговой орбите и т д. Следует указывать на важность последующего учебного материала
б) выдвижение гипотезы или нескольких предположений, с тем, чтобы заинтриговать учащихся и приучить их видеть в явлениях различные стороны, предупредить привычку думать по готовому шаблону. Для этого в ряде случаев полезно оформить задачу в виде диалога между учениками или между учеником и учителем
в) использование «занимательных задач». Общеизвестно, с каким интересом и энтузиазмом решают учащиеся задачи на вечерах занимательной физики, физических викторинах и других внеурочных пособий и физических опытов. Чтобы учащиеся лучше поняли физическую сущность задачи или получили при ее решении дополнительных сведений о физических явлениях и приборах, в одних случаях целесообразно использовать наглядные пособия могут являться объектом изучения.
г) правильное сочетание самостоятельной и коллективной работы в классе. Активность мыслительной деятельности учащихся может быть невысокой, если они недостаточно «прочувствовали» условие задачи со всем классом. Готовые же решения или отсутствие решений у отдельных учащихся нужно учитывать при выставлении оценки в конце урока
д) важным является вопрос, кого из учащихся вызывать к доске для решения задачи. Некоторые учителя для экономии времени невольно злоупотребляют вызовом к доске сильных учащихся. Другие, наоборот, стремятся обучить отстающих и чаще всего работают с ними. Но при разборе новой задачи целесообразно вызывать среднего ученика. За сильным учащимся нередко не успевают следить остальные. С другой стороны, затруднения и вынужденные паузы в работе у доски иногда полезны для обсуждения тех или иных вопросов. В ходе такого обсуждения привлекают и слабых учащихся, что побуждает их напряженно работать вместе с классом. Составление задач учащимися — полезный педагогический прием. Некоторые учителя требуют от учащихся на уроках не только исправлять и дополнять ответы своих товарищей, но и задавать им вопросы и несложные задачи по указанным учителем темам. Следующий шаг — самостоятельное составление задач на изученные физические формулы и закономерности (моно на материале опытов и наблюдений, которые они приводят в быту)
е) самостоятельное решение задач. Самостоятельному решению задач посвящают отдельные уроки или их часть. Самостоятельность активность учащихся на таких занятиях во многом зависят от сложности задания. Задание должно быть посильным и вместе с тем интересным, что требует дифференцированного подхода к учащимся.
В конце урока целесообразно проанализировать и обсудить различные способы решения задач и ответы учащихся.
Уроки–повторения. На уроках повторения использует задачи, недостаточно усвоение учащимися, и, кроме того, задачи, позволяющие глубоко уяснить физические явления; задачи, позволяющие обобщать материал темы; комбинированные задачи, объединяющие материал нескольких тем.