Технологическая карта внеурочного занятия по теме: «Неизвестное в известном»
Тема: Неизвестное в известном | |
Цель | Ознакомить учащихся с правильной постановкой вопросов к исследуемому объекту посредством игры и упражнений. |
Задачи | 1. Научить видеть проблему и находить решения проблемы посредством задания «Посмотрим на мир чужими глазами». 2. Познакомить учащихся с восполняющими и уточняющими вопросами, охарактеризовать их. 3. Научить грамотной работе с текстом, его содержанием, искать и обирать верные вопросы к тексту, отбрасывать и объяснять неверные. 4. Развивать познавательную активность детей. 5. Развивать умения ставить корректные вопрос(ы). |
Тип занятия | Введение нового материала |
Средства обучения | Презентация, карточки, раздаточный материал, предметы (мячик, машина, кукла) |
План занятия
|
Этап внеурочного занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент (1 минута) | Приветствие детей. У: Здравствуйте, ребята! Встаньте прямо, расправьте плечи, поднимите головки, улыбнитесь друг другу. Если вы будете внимательны, трудолюбивы, организованы, то у вас всё обязательно получится. Садитесь | Проверка готовности к занятию. |
II. Актуализация знаний (5 минут) | У: Вспомним, что такое исследование? У: Какими качествами обладает настоящий исследователь? У: Что нужно сделать, прежде чем начать исследование? У: Давайте немного поиграем, сейчас мы будем учиться видеть проблему в различных ситуациях. Проблема – сложный вопрос, задача, требующая разрешения путем исследования. Задание 1. Посмотрим на мир чужими глазами. У: Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги… Слайд 2 У: Вам нужно продолжить этот рассказ при условии, что каждая группа придумает свой вариант окончания: 1. представив себя водителем грузовика, едущего по дороге; 2. представив себя главой …. городского округа; 3. представив себя вороной, сидящей на дереве. Обсуждение придуманных текстов в группах, заслушивание готовых вариантов. У: Какой вывод мы можем сделать? | Д: Исследование - это поиск новых знаний, это поиск истины, познание неизвестного, поиск неизвестного, один из видов познавательной деятельности человека. Д: Наблюдательность, умение рассуждать, задавать вопрос, выделять главное. Д: Выбрать объект исследования. Выявляют проблемы. Д: Одну и ту же возникшую проблему каждый вариант видит и решает по-своему. |
III. Целеполагание (3 минуты) | У: С давних пор человека интересовало всё, что его окружает. Люди задавались вопросами и стремились ответить на них, именно поэтому наша цивилизация развивается, не стоит на месте. У: Определите о чем мы будем говорить на занятии, разгадав кроссворд, и прочитав зашифрованное слово. Слайд 3 1) Черная суровая птица (ворон). 2) Птица мира (голубь). 3) Имеет 8 ног (паук). 4) Длинные волосы на шее некоторых животных (грива). 5) Самый крупный представитель семейства оленьих (лось). 6) Гигант с хоботом (слон). - Наше занятие будет посвящено … - Какие задачи поставим перед собой? | Узнают тему занятия, ставят перед собой задачи. Д: Ворон, голубь, паук, грива, лось, слон. Д: Вопросам |
IV. Работа над темой занятия (16 минут) | У: Исследуемый объект нужно рассматривает с разных сторон, для этого нужно правильно ставить перед собой вопросы. Какие слова мы обычно используем, задавая вопросы? Игра «Неизвестное в известном» 3 группы получают предмет – мяч, машинку, куклу, и должны записать 3-5 вопросов, которые помогут узнать новое о предмете. У: Какой вывод мы сделаем? Что мы искали? У: Мы учились искать неизвестные вещи в известных. Слайд 4 Игра «Угадай, о чём спросили» У: Ученику даётся несколько карточек с вопросами, он читает один вопрос про себя, а ответ даёт вслух. Задача остальных - угадать вопрос. Варианты карточек: • Какой окрас имеют обычно зайцы? • Почему совы охотятся ночью? • Почему космонавты в космосе надевают скафандры? • Почему главная площадь нашей страны называется Красной? • Могут люди жить без компьютера? У: Какой вывод мы можем сделать? У: Вопросы могут быть уточняющими и восполняющими. Уточняющие - предполагают получение от собеседника коротких лаконичных ответов, т.е. «да» или «нет». Восполняющие - вопросы, направленные на получение нового знания. В предложении они начинаются с вопросительных слов: кто? что? где? когда? как? и других вопросов, задавая которые, хотят узнать дополнительную информацию о самом исследуемом объекте | Д: Как? Где? Почему? Когда? и т.п. Работа по группам. Делают вывод. Учатся отбирать корректные вопросы посредством игры. Делают выводы. |
V. Физкультминутка (1 минута) | Зайки серые сидят, Ушки длинные торчат. Вот наши ушки, Ушки на макушке. Вот бежит лисичка, Хитрая сестричка. Прячьтесь,прячьтесь, Зайки-попрыгайки. По лесной полянке Разбежались зайки. Вот такие зайки, Зайки-попрыгайки. | Отдыхают. |
VI. Практическая часть (16 минут) | 3 группы получают одинаковые тексты и вопросы к ним. Задание: прочитать текст, ответить на вопросы к нему, зачеркнуть лишние вопросы Текст Можно сказать так: «Я объяснил другу задачу». А можно сказать: «Я разъяснил другу задачу». Эту же мысль можно выразить по-другому: «Я втолковал другу Сашке задачу». Слова объяснил, разъяснил, втолковал означают одно и то же: сделал что-то ясным, понятным для себя или для другого. Можно ещё сказать так: разжевал и в рот положил. Значит, очень подробно, доступно объяснил, втолковал. Но это выражение и слово втолковал употребляются только в разговорной речи, в быту. В русском языке много слов, которые называют одно и то же, но по-разному. Такие слова называются синонимы и говорят о богатстве русского языка. Вопросы к тексту: 1. Как называют слова, которые называют одно и то же, но по- разному? 2. Почему русский язык называют богатым? 3. Как в тексте найти синонимы? 4. Как в тексте найти метафору? 5. Почему французы картавят? У: Что вы узнали нового? Какой вывод мы можем сделать? У: Вопрос должен опираться на имеющуюся информацию. | По группам работают с текстом. Приводят примеры. Делаю выводы. |
VII. Итог занятия (2 минуты) | - Что вы узнали нового на занятии? - Какие важные задачи ставили перед собой? - Справились ли с этими задачами? - Задайте друг другу вопрос о том, было ли полезно это занятие? Чем? | Делают выводы. |
VIII.Организованный конец занятия (1 минута) | У: Спасибо вам за занятие. | Уборка рабочих мест. |
Задание: прочитать текст, ответить на вопросы к нему, зачеркнуть лишние вопросы
Текст
Можно сказать так: «Я объяснил другу задачу». А можно сказать: «Я разъяснил другу задачу». Эту же мысль можно выразить по-другому: «Я втолковал другу Сашке задачу». Слова объяснил, разъяснил, втолковал означают одно и то же: сделал что-то ясным, понятным для себя или для другого. Можно ещё сказать так: разжевал и в рот положил. Значит, очень подробно, доступно объяснил, втолковал. Но это выражение и слово втолковал употребляются только в разговорной речи, в быту.
В русском языке много слов, которые называют одно и то же, но по-разному. Такие слова называются синонимы и говорят о богатстве русского языка.
Вопросы к тексту:
1. Как называют слова, которые называют одно и то же, но по- разному?
2. Почему русский язык называют богатым?
3. Как в тексте найти синонимы?
4. Как в тексте найти метафору?
5. Почему французы картавят?
Приложение 8