Технологическая карта внеурочного занятия по теме: «Кто такой исследователь?»

Тема: Кто такой исследователь?
Цель Познакомить учащихся с понятием «исследователь», выявить качества исследователя; рассмотреть основные методы исследования, познакомить с методом исследования: наблюдения.
Задачи 1. Познакомить с понятиями «исследование», «исследовать», «методы исследования», «наблюдение». 2. Познакомить с наблюдением на примере самостоятельной и групповой работы с изображениями. 3. Развивать познавательную активность детей. 4. Способствовать умения работать в коллективе, в группе.
Тип занятия Введение новых знаний
Средства обучения Презентация, раздаточный материал.

План занятия
Этап занятия (с указанием продолжительности этапа) Формируемые УУД (для каждого этапа) Формируемые поисковые и исследовательские умения
I. Организационный момент (1 минута) Личностные: Осознавать свои интересы. · выдвигать и обосновывать гипотезы; · делать выводы и умозаключения; · использовать методов исследования; · взаимопомощи в группе в решении общих задач; · устанавливать отношения.
II. Проверка домашнего задания (5 минут) Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания. Познавательные: Воспроизведение информации.
III. Актуализация знаний учащихся (6 минут)   Познавательные: Воспроизведение информации. Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания; сравнивать разные точки зрения.
IV. Целеполагание (3 минуты) Регулятивные: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, поставить цель.
V. Работа над темой занятия (12 минут) Познавательные: Приводить примеры; устанавливать связи; высказывать предположения. Личностные: Выражать позитивное отношение к процессу. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; работать в группе.
VI. Физкультминутка (1 минута)   Регулятивные: Выполнять движения в соответствии с заданным эталоном
VII. Практическая часть (14 минут)   Регулятивные: Удерживать цель деятельности; анализировать собственную работу. Познавательные: Приводить примеры; устанавливать связи; высказывать предположения. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; работать в группе.
VIII. Итог занятия (2 минуты) Коммуникативные: Излагать своё мнение в диалоге. Личностные: Оценивать собственную учебную деятельность.
IX. Организованный конец занятия (1 минута) Личностные: Воспринимать речь учителя.

Этап внеурочного занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент (1 минута) Приветствие детей. У: Здравствуйте, ребята! Встаньте прямо, расправьте плечи, поднимите головки, улыбнитесь друг другу. Если вы будете внимательны, трудолюбивы, организованы, то у вас всё обязательно получится. Садитесь Проверка готовности к занятию.
II. Проверка домашнего задания (5 минут) У: Давайте поговорим. Кого ты выбрал? Почему? Излагают своё мнение в диалоге.
III. Актуализация знаний (6 минут) Слайд 2 У: Посмотрите на слайд. Это такие же, как и вы: мальчики и девочки, учащиеся школы. Но посмотрите внимательно, что объединяет всех этих ребят? Что они делают? Слайд 3 У: Что значит исследовать? У: Как вы можете объяснить, что такое исследование? У: Исследование - поиск новых знаний, это поиск истины, познание неизвестного, поиск неизвестного, один из видов познавательной деятельности человека. У: Когда человек может проводить исследование? Какие могут быть исследования? У: Что такое научное исследование?     Выдвигают свои предположения Д: Исследуют   Д: Исследовать – подвергнуть изучению, выяснить, осмотреть, изучить что-то.   Д: Научные исследования - это исследования, которые проводят учёные.
IV. Целеполагание (3 минуты) У: Как вы думаете, что позволяет человеку успешно проводить исследование? Какими методами он пользуется? Сегодня мы в этом разберемся. Узнают тему занятия, выражают собственное мнение, предположения.  
V. Работа над темой занятия (12 минут) У: Каждая профессия требует от человека набор каких-то качеств, например, чтобы стать врачом, нужно, чтобы человек был: • Уверенный, заботливый, терпеливый и т.д. У: Подумайте, какими качествами должен обладать исследователь? Почему? У: Давайте с вами выясним, какие качества нужны человеку, чтобы стать настоящим исследователем. У: Я раздам вам карточки с терминами, предлагаю сейчас вам в группах сначала прочитать качества, которые позволят нам стать исследователями. 1 группа: любознательность, целеустремлённость, ясность, чёткость, быстрота ума, способность вникать в суть проблемы, отсутствие чувства юмора. 2 группа: быстрота мышления, гибкость ума, невнимательность, оригинальность мышления. 3 группа: адекватная самооценка, мотивация, способность к мышлению, уверенность в своих силах, лень. 4 группа: решимость идти только вперёд, способность правильно формулировать проблему, медлительность, оптимизм (радостное отношение к делу). 5 группа: способность к восприятию новых идей, готовность рисковать, пассивность (бездействие), плохое мышления. У: Выберете одно самое главное качество исследователя из тех, которые есть на листочке и то, какое нежелательно иметь исследователю. У: Пусть каждая группа озвучит выбранное качество, а я запишу его на доску. Объясните, почему вы выбрали именно его? Слайд 4 У: Сможем ли мы благодаря названным качествам дать определение слову «исследователь?» У: Исследователь – это человек, занимающийся научными исследованиями.   Приводят примеры, выдвигают и обосновывают гипотезы.     Знакомятся с материалом.   Выбор в группах.   Приводят примеры.
VI. Физкультминутка (1 минута)   Вышли мышки как-то раз · Ходьба на месте Поглядеть, который час. · Повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами. Раз, два, три, четыре · Хлопки над головой в ладоши. Мышки дернули за гири. · Руки сжали перед собой и резко опустили вниз Вдруг раздался страшный звон, · Хлопки перед собой. Убежали мышки вон. · Бег на месте. Отдыхают.
VII. Практическая часть (14 минут)   У: Есть много способов получения информации по теме, которая тебя интересует. Способы получения информации иначе называются методами исследования. Какие методы исследования вам уже знакомы? У: Давайте взглянем на них. Слайд 5 (В презентации картинки с методами исследования и словосочетания с названиями методов) У: Обсудите в группе и соотнесите название метода с его изображением. Поочередно называем цифру и букву, которая ей соответствует, начинаем с первого метода: получить информацию у компьютера.   • Получить информацию у компьютера - Е • Подумать - А • Провести эксперимент - Ж • Понаблюдать - В • Посмотреть в книгах, энциклопедиях - Г • Спросить у другого человека (родители, учитель, одноклассники) - Б • Посмотреть по телевизору - Д Слайд 6 У: Давайте проверим. Слайд 7 У: Как вы понимаете, что значит наблюдать? У: Наблюдение – это самый популярный метод исследования, применяемый в большинстве наук. В повседневной жизни обычным человеком наблюдение используется постоянно. Учёные для наблюдений могут использовать различные приборы и приспособления – микроскопы, измерительные приборы. Слайд 8 У: Назовем их.   Слайд 9 У: Что к чему относится? Почему?     У: Сейчас мы с вами попробуем стать наблюдателями. У: Задание 1. Найди 10 отличий на рисунках. У: Задание 2. Придумай в раскрасках 7 различий. У: А в жизни, за какими объектами вы можете наблюдать? У: Закончи фразу: Значит, перед тем как начать исследование, наблюдение, нужно……. Д: Наблюдение, эксперимент и т.д.     Работа в группах.     Приводят примеры.     Д: Бинокль, микроскоп, телескоп, лупа   Выражают собственное мнение. Д: Бинокль – птица, микроскоп – микроб, телескоп – звезды, лупа – муравей.   Работают в парах. Работаю индивидуально. Д: За люди, животными, явлениями природы … Д: Выбрать объект для наблюдения.  
VIII. Итог занятия (2 минуты) 1. О чём новом узнали? 2. Чему научились? 3. Какие качества характера нужно воспитывать у исследователя? 4. За каким объектом будете наблюдать? 5. Как будете фиксировать информацию? У: Мы учились сегодня наблюдать, выбирать объект для наблюдения, узнали, что такое исследование. А на следующем занятии мы научимся задавать вопросы при проведении исследования. Делают выводы и умозаключения.
IX.Организованный конец занятия (1 минута) У: Спасибо вам за занятие. Уборка рабочих мест.





Качества исследователя

1 группа: любознательность, целеустремлённость, ясность, чёткость, быстрота ума, способность вникать в суть проблемы, отсутствие чувства юмора.

2 группа: быстрота мышления, гибкость ума, невнимательность, оригинальность мышления.

3 группа: адекватная самооценка, мотивация, способность к мышлению, уверенность в своих силах, лень.

4 группа: решимость идти только вперёд, способность правильно формулировать проблему, медлительность, оптимизм (радостное отношение к делу).

5 группа: способность к восприятию новых идей, готовность рисковать, пассивность (бездействие), плохое мышления

Задание 1. Найди 10 отличий на рисунках.

Технологическая карта внеурочного занятия по теме: «Кто такой исследователь?» - student2.ru

Технологическая карта внеурочного занятия по теме: «Кто такой исследователь?» - student2.ru

Задание 2. Придумай в раскрасках 7 различий.

Технологическая карта внеурочного занятия по теме: «Кто такой исследователь?» - student2.ru

Приложение 6

Наши рекомендации