Технологическая карта внеурочного занятия по теме: «Кто такой исследователь?»
Тема: Кто такой исследователь? | |
Цель | Познакомить учащихся с понятием «исследователь», выявить качества исследователя; рассмотреть основные методы исследования, познакомить с методом исследования: наблюдения. |
Задачи | 1. Познакомить с понятиями «исследование», «исследовать», «методы исследования», «наблюдение». 2. Познакомить с наблюдением на примере самостоятельной и групповой работы с изображениями. 3. Развивать познавательную активность детей. 4. Способствовать умения работать в коллективе, в группе. |
Тип занятия | Введение новых знаний |
Средства обучения | Презентация, раздаточный материал. |
План занятия
|
Этап внеурочного занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент (1 минута) | Приветствие детей. У: Здравствуйте, ребята! Встаньте прямо, расправьте плечи, поднимите головки, улыбнитесь друг другу. Если вы будете внимательны, трудолюбивы, организованы, то у вас всё обязательно получится. Садитесь | Проверка готовности к занятию. |
II. Проверка домашнего задания (5 минут) | У: Давайте поговорим. Кого ты выбрал? Почему? | Излагают своё мнение в диалоге. |
III. Актуализация знаний (6 минут) | Слайд 2 У: Посмотрите на слайд. Это такие же, как и вы: мальчики и девочки, учащиеся школы. Но посмотрите внимательно, что объединяет всех этих ребят? Что они делают? Слайд 3 У: Что значит исследовать? У: Как вы можете объяснить, что такое исследование? У: Исследование - поиск новых знаний, это поиск истины, познание неизвестного, поиск неизвестного, один из видов познавательной деятельности человека. У: Когда человек может проводить исследование? Какие могут быть исследования? У: Что такое научное исследование? | Выдвигают свои предположения Д: Исследуют Д: Исследовать – подвергнуть изучению, выяснить, осмотреть, изучить что-то. Д: Научные исследования - это исследования, которые проводят учёные. |
IV. Целеполагание (3 минуты) | У: Как вы думаете, что позволяет человеку успешно проводить исследование? Какими методами он пользуется? Сегодня мы в этом разберемся. | Узнают тему занятия, выражают собственное мнение, предположения. |
V. Работа над темой занятия (12 минут) | У: Каждая профессия требует от человека набор каких-то качеств, например, чтобы стать врачом, нужно, чтобы человек был: • Уверенный, заботливый, терпеливый и т.д. У: Подумайте, какими качествами должен обладать исследователь? Почему? У: Давайте с вами выясним, какие качества нужны человеку, чтобы стать настоящим исследователем. У: Я раздам вам карточки с терминами, предлагаю сейчас вам в группах сначала прочитать качества, которые позволят нам стать исследователями. 1 группа: любознательность, целеустремлённость, ясность, чёткость, быстрота ума, способность вникать в суть проблемы, отсутствие чувства юмора. 2 группа: быстрота мышления, гибкость ума, невнимательность, оригинальность мышления. 3 группа: адекватная самооценка, мотивация, способность к мышлению, уверенность в своих силах, лень. 4 группа: решимость идти только вперёд, способность правильно формулировать проблему, медлительность, оптимизм (радостное отношение к делу). 5 группа: способность к восприятию новых идей, готовность рисковать, пассивность (бездействие), плохое мышления. У: Выберете одно самое главное качество исследователя из тех, которые есть на листочке и то, какое нежелательно иметь исследователю. У: Пусть каждая группа озвучит выбранное качество, а я запишу его на доску. Объясните, почему вы выбрали именно его? Слайд 4 У: Сможем ли мы благодаря названным качествам дать определение слову «исследователь?» У: Исследователь – это человек, занимающийся научными исследованиями. | Приводят примеры, выдвигают и обосновывают гипотезы. Знакомятся с материалом. Выбор в группах. Приводят примеры. |
VI. Физкультминутка (1 минута) | Вышли мышки как-то раз · Ходьба на месте Поглядеть, который час. · Повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами. Раз, два, три, четыре · Хлопки над головой в ладоши. Мышки дернули за гири. · Руки сжали перед собой и резко опустили вниз Вдруг раздался страшный звон, · Хлопки перед собой. Убежали мышки вон. · Бег на месте. | Отдыхают. |
VII. Практическая часть (14 минут) | У: Есть много способов получения информации по теме, которая тебя интересует. Способы получения информации иначе называются методами исследования. Какие методы исследования вам уже знакомы? У: Давайте взглянем на них. Слайд 5 (В презентации картинки с методами исследования и словосочетания с названиями методов) У: Обсудите в группе и соотнесите название метода с его изображением. Поочередно называем цифру и букву, которая ей соответствует, начинаем с первого метода: получить информацию у компьютера. • Получить информацию у компьютера - Е • Подумать - А • Провести эксперимент - Ж • Понаблюдать - В • Посмотреть в книгах, энциклопедиях - Г • Спросить у другого человека (родители, учитель, одноклассники) - Б • Посмотреть по телевизору - Д Слайд 6 У: Давайте проверим. Слайд 7 У: Как вы понимаете, что значит наблюдать? У: Наблюдение – это самый популярный метод исследования, применяемый в большинстве наук. В повседневной жизни обычным человеком наблюдение используется постоянно. Учёные для наблюдений могут использовать различные приборы и приспособления – микроскопы, измерительные приборы. Слайд 8 У: Назовем их. Слайд 9 У: Что к чему относится? Почему? У: Сейчас мы с вами попробуем стать наблюдателями. У: Задание 1. Найди 10 отличий на рисунках. У: Задание 2. Придумай в раскрасках 7 различий. У: А в жизни, за какими объектами вы можете наблюдать? У: Закончи фразу: Значит, перед тем как начать исследование, наблюдение, нужно……. | Д: Наблюдение, эксперимент и т.д. Работа в группах. Приводят примеры. Д: Бинокль, микроскоп, телескоп, лупа Выражают собственное мнение. Д: Бинокль – птица, микроскоп – микроб, телескоп – звезды, лупа – муравей. Работают в парах. Работаю индивидуально. Д: За люди, животными, явлениями природы … Д: Выбрать объект для наблюдения. |
VIII. Итог занятия (2 минуты) | 1. О чём новом узнали? 2. Чему научились? 3. Какие качества характера нужно воспитывать у исследователя? 4. За каким объектом будете наблюдать? 5. Как будете фиксировать информацию? У: Мы учились сегодня наблюдать, выбирать объект для наблюдения, узнали, что такое исследование. А на следующем занятии мы научимся задавать вопросы при проведении исследования. | Делают выводы и умозаключения. |
IX.Организованный конец занятия (1 минута) | У: Спасибо вам за занятие. | Уборка рабочих мест. |
Качества исследователя
1 группа: любознательность, целеустремлённость, ясность, чёткость, быстрота ума, способность вникать в суть проблемы, отсутствие чувства юмора.
2 группа: быстрота мышления, гибкость ума, невнимательность, оригинальность мышления.
3 группа: адекватная самооценка, мотивация, способность к мышлению, уверенность в своих силах, лень.
4 группа: решимость идти только вперёд, способность правильно формулировать проблему, медлительность, оптимизм (радостное отношение к делу).
5 группа: способность к восприятию новых идей, готовность рисковать, пассивность (бездействие), плохое мышления
Задание 1. Найди 10 отличий на рисунках.
Задание 2. Придумай в раскрасках 7 различий.
Приложение 6