Проект на тему «Русские лапти»
Цель: формирование у детей ценностного отношения к продуктам человеческой деятельности, к истории родного края.
Задачи:
1. Развивать у детей потребность в приобретении новых знаний об истории и способах создания лаптей как национальной крестьянской обуви и других изделий из бересты.
2. Формировать осознанное действенное отношение к продуктам человеческой деятельности, способность видеть красоту и значимость труда.
3. Формировать у детей познавательные умения:
- наблюдать,
- экспериментировать;
- сравнивать и анализировать;
- отражать результаты наблюдений и опытов в разных видах творческой деятельности (музыкальной, художественной, игровой).
4. Углублять и систематизировать знания о способах создания изделий из бересты и возможностях их использования.
Участники проекта: дети подготовительной группы № 9, члены кружка «Знатоки родного города», родители и педагоги ДОУ № 13 как создатели краеведческого музея детского сада.
Организация проекта
1 этап.Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
Проблема исследования.Во время экскурсии по музею ДОУ дети рассматривали, как были одеты крестьяне с. Федосова (территория современного г. Череповца), заинтересовались их головными уборами, одеждой, обувью. Воспитатель обратила внимание на специфику крестьянской обуви – лаптей. Дети заинтересовались их формой, материалом, особенностями изготовления. Возникли вопросы, послужившие основой постановки проблемы: «Почему крестьянам удобно было носить лапти?», «В чем их преимущество перед другой обувью?», «Из чего и как можно изготовить удобные и красивые лапти?»
Гипотеза исследования (выдвигалась в процессе совместного обсуждения воспитателя с детьми, бесед детей с родителями, чтения литературы).
Чтобы изготовить удобные и красивые лапти, необходимо изучить их строение, значение в жизни крестьян прошлых веков; правильно выбрать и подготовить материал (березовое лыко); овладеть умениями плетения из бересты с учетом специфики материала.
В соответствии с проблемой и гипотезой исследования, дети с помощью воспитателя поставили задачи дальнейшего самостоятельного исследования:
1. Познакомиться с внешним видом, структурой, свойствами лаптей как плетеной из бересты крестьянской обуви.
2. Определить значение лаптей в крестьянской жизни прошлых веков: удобство для работы и досуга.
3. Изучить свойства бересты, способы обработки и ее возможности для изготовления различных бытовых изделий: лаптей, шкатулок, корзинок, солонок и т.д.
4. Познакомиться с простейшими приемами плетения из бересты.
Результаты исследования:
- коллекция различных видов бересты (с характеристикой основных свойств);
- характеристика лаптей в сравнении с другими видами обуви;
- алгоритм изготовления лаптей (рассказы о плетении);
- творческие рассказы детей о берестяных изделиях (художественные особенности, возможности использования, история создания и т.д.);
- сборник сказок, рассказов, легенд, пословиц, поговорок, загадок о лаптях (совместная творческая работа педагогов, детей и родителей).
2 этап.Организация исследования в рамках проекта.
Виды исследовательской деятельности.
1. Сбор и систематизация информации о свойствах и использовании лаптей:
- чтение и обсуждение художественных произведений: русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть», Н.А. Некрасов «Мороз – Красный нос»;
- рассматривание иллюстраций вологодского художника А.Ф. Пахомова, анализ одежды крестьян XIX в.;
- сбор и обсуждение пословиц, поговорок, загадок, частушек о лапте (совместно с родителями);
- составление «Лапотного словаря»;
- познавательное занятие на тему: «Вологодский лапоть – красавец среди лаптей».
2. Творческая деятельность детей:
- подготовка и постановка игры-драматизации «Колобок» с использованием атрибутов из бересты (лапти, солонки, хлебницы, корзинки). После просмотра – конкурс для зрителей и участников: «Покажи и расскажи»;
- просмотр кукольного спектакля «Репка» (персонажи – берестяные куклы).
3 этап.Презентация результатов исследовательской деятельности.
- Оформление в музее ДОУ раздела «Береста» (коллекция видов бересты с характеристикой основных свойств каждого вида; описание процесса плетения лаптей с рисунками и схемами; изделия из бересты);
- вечер творческих рассказов детей о берестяных изделиях;
- детская газета «Волшебный лапоть» (лучшие детские рассказы, стихи, рисунки, поделки);
- сборник сказок, рассказов, легенд, пословиц, поговорок, загадок о лаптях (совместная творческая работа педагогов, детей и родителей);
- выставка детских рисунков «Крестьянская одежда»;
- вечер народных игр «Ай да лапоть!».
Приложение 2
Содержание раздела « Формирования ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих у детей старшего дошкольного возраста посредством познавательной деятельности»
Старшая группа