Магистерская диссертационная работа как
МАГИСТЕРСКАЯ
ДИССЕРТАЦИОННАЯ РАБОТА
Симферополь, 2015
УДК 378 (075)
ББК 74.58я7
Печатается по решению Ученого совета Республиканского высшего учебного заведения «Крымский инженерно-педагогический университет» Протокол №12 от 29.06.15 г.
Магистерская диссертационная работа:Учебное пособие / Сост.: Абдулгазис У.А., Абдулгазис Д.У., Умеров Э.Д. – Симферополь: РИО КИПУ, 2015. – 96 с
Рецензенты:
Н.П. Шабанов, к.т.н., доцент кафедры сельскохозяйственной техники Академии биоресурсов и природопользования Крымского Федерального университета имени В.И. Вернадского
И.В. Соболевский, к.т.н., доцент кафедры механизации, энергетики и технического сервиса Академии биоресурсов и природопользования Крымского Федерального университета имени В.И. Вернадского
Магистерская диссертационная работа:Учебное пособие для студентов-магистрантов направления «Профессиональное обучение», по магистерской программе «Сервис и эксплуатация автомобильного транспорта», может быть использован магистрантами обучающимися по программам: «Технология размерной формообразующей обработки», «Охрана труда и безопасность в техносфере» и «Электромеханика и сварка».
В данном учебном пособии предложены рекомендации магистрантам по наиболее важным аспектам написания, оформления и защиты магистерской диссертационной работы по отраслям направления «Профессиональное обучение»
Абдулгазис У.А., Абдулгазис Д.У.,
Умеров Э.Д., 2015.
Содержание
Введение……………………………………………………….. 6 | ||
Раздел 1. 1.1 1.2 1.2.1 1.2.2 1.2.3 1.2.4 1.2.5 1.2.6 1.2.7 1.2.8 1.2.9 1.2.10 1.3 1.3.1 1.3.2 Раздел 2 2.1 2.2. Раздел 3 3.1 3.2 3.3 3.4 Раздел 4 4.1 4.2 Раздел 5 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 5.8 5.9 Раздел 6 6.1 6.2 6.3 6.4 | Подготовка магистерской диссертационной работы.............................. Магистерская диссертационная работа как обобщение и оформление результатов научных исследований магистранта………… Структурная схема научного исследования при подготовке магистерской диссертационной работы…………………….. Структура научного исследования………….. Технология магистерского исследования….. Составление рабочего плана………………… Обоснование актуальности, определение теоретического и практического значения темы исследования, выдвижение гипотезы исследования……………………………………. Формулировка целей и задач исследования, объекта и предмета исследования…………………………………… Теоретические основы исследования………. Оформление диссертации…………………… Основные части работы………………………. Научная новизна магистерской диссертации…………………………………….. Плагиат, подлог, фабрикация результатов.. Основы магистерского диссертационного исследования……………………………………. Основные требования к магистерской диссертационной работы…………………….. Общая схема диссертационного исследования……………………………………. Выбор темы и накопление научной информации для написания магистер-ской диссертационной работы…………… Выбор темы диссертации…………………….. Поиск литературных источников…………… Написание магистерской диссертационной работы…………………. Структура магистерской диссертационной работы…………………….. Подготовка черновой рукописи магистерской диссертационной работы и изложение материалов научных исследований……………………….. Структурирование магистерской диссертационной работы…………………….. Рубрикация текста магистерской диссертационной работы…………………….. Программное обеспечение диссерта-ционных исследований……………………. Общие положения…………………………….. Интернет………………………………………… Оформление магистерской диссертационной работы………………….. Структура, объем и общие правила оформления магистерской диссертационной работы……………………... Представление табличного материала…….. Представление отдельных видов текстового материала…………………………. Представление отдельных видов иллюстрационного материала и формул….. Использование и оформление цитат………. Ссылки в тексте и оформление заимствований………………………………….. Составление и оформление вспомогательных указателей…………………. Оформление приложений и примечаний... Оформление библиографического аппарата…………………………………………. Порядок представления и защиты магистерской диссертационной работы…………………. Порядок представления диссертационной работы к защите………………………………... Порядок защиты магистерской диссертационной работы…………………….. Порядок проведения ГАК по защите магистерской диссертационной работы……………………. Критерии оценки магистерской диссертационной работы…………………….. | |
Библиографический список………………………………... Приложение 1. Словарь научных терминов……………... Приложение 2. Образец титульного листа………………. Приложение 3. Образец задания магистерской диссертационной работы……………………………………. Приложение 4. Примеры библиографического описания………………………………………………………... Приложение 5. Форма аннотации…………………………. Приложение 6. Последний лист магистерской диссертационной работы……………………………………. Приложение 7. Форма отзыва……………………………… Приложение 8. Форма рецензии………………………….. Приложение 9. Форма заявления на утверждение темы магистерской диссертационной работы………….. Приложение 10. Заключение заведующего выпускающей кафедрой о допуске магистерской диссертационной работы к защите………………………... Приложение 11. Примерная структура доклада на защите магистерской диссертационной работы………… Приложение 12. Список публикаций…………………….. |
Введение
Совершенствование подготовки студентов в вузах тесно связано с концепцией реформирования всей системы общего и профессионального образования. При этом стратегия развития образования в нашей стране неразрывно связана с государственной политикой развития России. Министерством образования и науки Российской федерации признана практика получения высшего образования двух ступеней – бакалавриат и магистратура.
Подготовка магистров осуществляется по магистерским образовательным программам в рамках соответствующего направления подготовки. В связи с тем, что в настоящее время такая подготовка приобретает все более массовый характер, в который включились большинство выпускающих кафедр университета, задача регламентации и унификации выполнения, оформления и защиты магистерских диссертаций становится особенно актуальной.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования обязательным составляющим итоговой государственной аттестации выпускников магистратуры является защита выпускной квалификационной работы – магистерской диссертационной работы.
Магистерская диссертационная работа представляет собой результат самостоятельного и дискретного научного исследования, выполненного в качестве квалификационной работы. Отношение к магистерской диссертационной работы должно быть весьма ответственным, так как защитивший диссертацию становится магистром (мастером) наук.
Магистерская диссертационная работа должна обеспечивать закрепление методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности.
В данном учебном пособии сделана попытка дать конкретные рекомендации магистрантам по наиболее важным аспектам написания, оформления и защиты магистерской диссертационной работы по отраслям направления «Профессиональное обучение».
Раздел 1. Подготовка магистерской диссертационной работы
Исследований магистранта
Магистерская диссертационная работа представляет собой выпускную квалификационную работу научного содержания. Она должна соответствовать направлению подготовки магистранта и современному уровню развития науки и техники в данной области знаний, а ее тема должна быть актуальной.
Совокупность полученных в такой работе результатов должна свидетельствовать о наличии у ее автора первоначальных навыков научной работы в избранной области профессиональной деятельности.
Магистерская диссертационная работа имеет свои специфические особенности. Прежде всего, ее отличает от других научных работ то, что она выполняет квалификационную функцию, т. е. готовится с целью публичной защиты и получения соответствующей степени. В этой связи основная задача ее автора – продемонстрировать уровень знаний в данной предметной области и уровень своей научной квалификации и, прежде всего, умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научные задачи.
Диссертационная работа закрепляет полученную магистрантом информацию в виде текстового и иллюстрационного материала, в которых диссертант упорядочивает по собственному усмотрению накопленные научные факты и доказывает научную ценность или практическую значимость тех или иных положений, выносимых на защиту.
Содержание диссертационной работы в наиболее систематизированном виде фиксирует как исходные предпосылки научного исследования по выбранной теме, так и весь его ход и полученные при этом результаты. Причем здесь не просто описываются научные факты, а проводится их всесторонний анализ, обосновывается достоверность результатов исследования, рассматриваются типичные ситуации их проявления, обсуждаются имеющиеся гипотезы, альтернативы и причины выбора одной из них.
Специфично не только содержание магистерской диссертационной работы, но и форма его изложения, которое характеризуется в технических науках – активным применением физического и математического моделирования, средств логического мышления, компьютерных методик исследования и математической статистики.
Для изложения материала диссертационной работы должны быть характерны аргументированность суждений, достоверность и точность приводимых данных. Ее научный уровень всегда должен отвечать магистерской образовательной программе. Выполнение такой квалификационной работы должно решать не только научные проблемы, а служить и свидетельством того, что ее автор научился самостоятельно вести научный поиск, видеть профессиональные проблемы и приемы их решения.
Основные части работы
Каждая структурная составляющая магистерской диссертационной работы имеет свое назначение. Оформляя работу, магистрант должен помнить, что каждая структурная составляющая (содержание, введение, основная часть, заключение, библиография) начинается с новой страницы (листа).
Содержание включает в себя заголовки всех разделов содержащихся в работе. Обязательное требование – дословное повторение в заголовках содержания названий разделов, представленных в тексте, в той же последовательности и подчиненности.
Во введениикратко характеризуется проблема, решению которой посвящена исследовательская работа. Проблема – это теоретический или практический вопрос, ответ на который пока неизвестен, и на который нужно ответить.
Во введении обычно обосновываются актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования, указывается избранный метод (или методы) исследования, сообщается, в чем заключаются теоретическая значимость и практическая ценность полученных результатов.
Актуальность – обязательное требование к любой магистерской диссертационной работы. В применении к магистерской диссертационной работы понятие «актуальность» имеет одну особенность. Магистерская диссертационная работа, как уже указывалось, является квалификационной работой, и то, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения современности, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности темы должно быть немногословным. Достаточно в пределах 1–2 страниц текста показать суть проблемы, из чего и будет видна актуальность темы. Наиболее эффективной работа магистранта окажется в том случае, если рассмотрение выбранной проблемы будет связано с профилем той области знания, в которой он специализируется.
Таким образом, введение – очень ответственная часть магистерской диссертационной работы, поскольку оно не только ориентирует автора в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все ее необходимые квалификационные характеристики.
Степень разработанности проблемы. Краткий обзор литературных источников позволяет автору сделать вывод, что именно данная тема не полностью раскрыта, или раскрыта лишь частично или не в том аспекте, и требует дальнейшей разработки. Во введении необходимо показать недостаточность разработанности выбранной темы исследования в научных и практических исследованиях.
Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство магистранта со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы, критически оценивать, сопоставлять разные концепции, научные направления, методологические подходы, связанные с темой исследования, аргументировано вырабатывать собственную точку зрения.
От формулировки научной проблемы и доказательства того, что та часть этой проблемы, которая является темой данной диссертационной работы, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, уместно перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в связи с этим.
Цель исследования – это мысленное прогнозирование результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования в процессе проведения НИР.
Задачи исследования определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели.
Объект и предмет исследования. Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, которое автор избрал для исследования. Предмет – это то, что находится в границах объекта. Нередко объект исследования определить достаточно сложно из-за множественности понятий, предметов, связей в различных видах деятельности. Определение же предмета исследования – это, прежде всего, уточнение «места и времени» действия. Объект исследования всегда шире, чем его предмет.
Если объект – это область деятельности, то предмет – это изучаемый процесс в рамках объекта исследования.
Именно на предмет исследования должно быть направлено основное внимание магистранта, именно предмет определяет тему работы. Для его исследования (предмета) формулируются цель и задачи.
Часто конкретное исследование начинается с гипотезы.
Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких–либо явлений; это мысленное представление обобщенных положений, основных идей, к которым может привести исследование. Магистрант после предварительного изучения фактов, характерных черт по выбранной теме формулирует предположение о результатах исследования. Рассуждение при этом идет от следствия к причине.
Гипотеза должна быть обоснованной и внутренне непротиворечивой.
Представляются методы исследования, которые будут использованы в процессе выполнения работы и послужат инструментом в добывании необходимого фактического материала. Любой метод – это совокупность приемов.
Например, при исследовании возможно использовать следующие методы:
- изучение и анализ научной литературы;
- изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;
- моделирование, эксперимент, сравнение, анализ и т. д.
Практическая значимость. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности, независимо от того – является данная магистерская диссертационная работа теоретической или экспериментальной.
Необходимо отметить важное правило – введение, как и заключение, рекомендуется писать после полного завершения основной части. До того, как будет создана основная часть работы, реально невозможно написать хорошее введение, так как автор еще не вполне овладел материалами по теме.
Объем введения для магистерской диссертационной работы составляет 5–7 страниц выровненного по ширине компьютерного текста.
Основная часть. Основная часть магистерской диссертационной работы обычно делится на 3 раздела. Они должны быть соразмерны друг другу по объему. Каждый раздел целесообразно разделить на 2–4 подраздела. Предварительная структура основной части работы (разделы, подразделы) определяется еще на стадии планирования. Однако в ходе написания могут возникнуть новые идеи и соображения, которые побуждают не только изменить и уточнить структуру, но и обогатить содержание работы, увеличить ее объем.
Обязательным атрибутом исследования является краткий обзор литературы, который приводится в основной части диссертационной работы. Разделяют обзор первоисточников и обзор собственно литературы. Под первыми понимают тексты, которые являются объектом исследования. Под вторыми – литературные источники, которые используются, но при этом не являются предметом исследования. Умение различать эти две группы источников чрезвычайно важно.
В основной части магистерской диссертационной работы подробно анализируется литература по теме, рассматривается методика и техника исследования, обобщаются результаты. Содержание разделов основной части должно точно соответствовать теме магистерской диссертационной работы, полностью ее раскрывать. Эти разделы призваны показать умение магистранта сжато, логично и аргументировано излагать материал.
Содержанием основной части магистерской диссертационной работы является обзор, анализ литературы по теме, сопоставление различных точек зрения на концептуальное развитие научного направления, в рамках которого проходит исследование, на методологию изучения проблемы.
В основной части приводится обоснование или разработка собственных алгоритмов решения поставленных задач, обоснование достоверности и репрезентативности используемой информации. Другими словами, в основной части приводится теоретическое осмысление проблемы, дается изложение эмпирического и фактического материала. Последовательность изложения того и другого может быть различной. Чаще всего вначале излагаются основные теоретические положения по исследуемой теме, а затем конкретный экспериментальный материал, который аргументировано подтверждает изложенную теорию.
Но возможна и другая последовательность, когда вначале анализируется конкретный материал, а затем на основе этого анализа делаются теоретические обобщения и выводы.
В конце каждого раздела должны быть сформулированы краткие выводы.
Объем основной части выпускной квалификационной работы для магистров – 80-100 страниц.
Заключение. Магистерская диссертационная работа заканчивается заключительной частью. Как и всякое заключение, эта часть выполняет роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования, которая носит форму син теза накопленной в основной части научной и практической информации.
Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы. В заключении, как правило, автор исследования суммирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, подчеркивает элементы научной новизны, их практическую значимость, а также определяет основные направления для дальнейшего исследования в этой области знаний.
Заключение может включать в себя научные и практические предложения, что повышает ценность магистерской диссертационной работы. Но такие предложения должны обязательно исходить из круга работ, проведенных лично магистрантом и внедренных на практике.
Заключительная часть магистерской диссертационной работы представляет собой не простой перечень полученных результатов проведенного исследования, а формулирование того нового, что внесено ее автором в изучение и решение проблемы.
Необходимо иметь в виду, что введение и заключение никогда не делятся на части.
Объем заключения примерно равен объему введения.
Глоссарий.При выполнении учебно-научных работ предусмотрено составление глоссария, он является обязательным компонентом магистерской диссертационной работы.
Глоссарий – толковый (объясняющий) словарь понятий и терминов.
Используя в тексте магистерской диссертационной работы термины, уместно применяя и правильно раскрывая их содержание, автор показывает степень своей включенности в сферу профессии и готовность к научной деятельности.
В глоссарий включаются основные профессиональные термины (а также их английские либо латинские аналоги, в необходимых случаях аналоги на других языках), факты, персоналии, важнейшие даты. Формулировка понятий глоссария должна соответствовать формулировкам в различных словарях, энциклопедиях, справочниках и в документах законодательного характера.
Количественное и качественное содержание глоссария учитывается при оценивании как учебно-научных, так и научно-исследовательских работ обучающихся.
Опыт показывает, что глоссарий магистерской диссертационной работы должен содержать не менее 25 основных понятий и терминов, используемых в контексте исследуемой проблемы (см. приложение 1).
Список использованных источников. является обязательным атрибутом любой учебно-исследовательской работы. Этот список составляет одну из существенных частей магистерской диссертационной работы и отражает самостоятельную творческую работу диссертанта.
Данный список включает библиографические описания всех использованных, цитированных или упоминаемых в работе документов, а также прочитанную литературу по теме, которая оказала существенное влияние на содержание работы.
Для магистерской диссертационной работы данный список должен включать не менее 50 источников.
Список сокращений, если он окажется необходимым в диссертационной работе, должен включать в себя расшифровку наиболее часто упоминаемых в работе сокращенных наименований документов, научно–исследовательских институтов, предприятий, акционерных обществ, понятий, слов и т. д. В тексте магистерской диссертационной работы следует избегать сокращений слов, за исключением общепринятых. Считается, что чем меньше сокращений слов и словосочетаний употребляется в научной работе, тем грамотнее она оформлена.
Приложенияявляются обязательным компонентом выпускной квалификационной работы, в частности, магистерской диссертационной работы. В приложениях следует приводить различные вспомогательные материалы (таблицы, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации, копии постановлений, договоров, инструкции, вспомогательные расчеты и т. п.). С одной стороны, они призваны дополнять и иллюстрировать основной текст, с другой – разгружать его от второстепенной информации. Все материалы, помещенные в приложениях, должны быть связаны с основным текстом, в котором обязательно делаются ссылки на соответствующие приложения.
Приложения не засчитываются в заданный объем работы.
Исследования
1.3.1. Основные требования к магистерской диссертационной работы
Магистерская диссертационная работа является завершенной научно–исследовательской работой и нашедшей практическое применение научно–технической разработкой, выполненной под руководством профессора, кандидата или доцента соответствующей научной специальности, содержащей новое решение актуальной научной задачи, имеющей научное или существенное научно–техническое значение для соответствующего направления подготовки магистра.
Желательно, для более высокой оценки диссертационной работы, чтобы основные научные или наиболее значимые научно–технические результаты, полученные автором магистерской диссертационной работы в процессе ее выполнения, были опубликованы в печатных изданиях в виде статей, тезисов докладов или докладов конференций, симпозиумов и семинаров различного ранга (от университетских до международных), в виде депонированных рукописей, зарегистрированных программ для ЭВМ, а также в виде патентов (или поданных заявок на изобретение). Необходимым минимальным требованием является наличие одной публикации.
Обязательным является выступление автора магистерской диссертационной работы по результатам своих исследований и разработок на научных или научно–технических конференциях не ниже общеуниверситетского ранга. О сделанном докладе и его оценке свидетельствует соответствующая публикация материалов доклада или справка оргкомитета конференции.
Магистерская диссертационная работа является единоличным научным или научно–техническим трудом, написанным на утвержденную актуальную тему, соответствующую магистерской образовательной программе магистранта в рамках выбранного направления подготовки.
Магистерская диссертационная работа представляет собой квалификационную работу, имеющую внутреннее единство, содержащую совокупность научных и научно–технических результатов, научных положений, выдвигаемых автором для публичной защиты и свидетельствующих о личном вкладе автора диссертационной работы в науку и практику в выбранной области исследований и его личных качествах как молодого ученого.
Магистерская диссертационная работа должна отвечать задачам современного развития науки и практики в выбранном направлении подготовки, углубления исследований в соответствующей предметной области, а также в смежных областях знаний.
Тема магистерской диссертационной работы должна быть связана, как правило, с планом основных научных работ выпускающей кафедры или предложена заказчиком подготовки магистра.
Тема магистерской диссертационной работы представляется на утверждение лишь тогда, когда установлены ее актуальность, научное и прикладное значение, имеются необходимые условия для ее выполнения в установленный срок. Но это должно произойти не позднее начала 3 семестра.
В магистерскую диссертацию включаются научные и научно–технические положения автора, их теоретическое обоснование и (или) экспериментальное подтверждение, обоснование выбранной методики исследования, выбранных измерительных приборов и средств вычислительной техники, методики принятия научно–технических решений, а также полученные результаты исследований.
Постановка задачи должна быть конкретной, вытекать из современного состояния вопроса и обосновываться анализом соответствующих опубликованных научных и прикладных работ в данной области. Предложенные автором диссертационной работы пути решения проблемы в целом и конкретных задач должны быть строго аргументированы и критически оценены по сравнению с известными решениями по всем аспектам, в том числе и по эффективности.
Магистерская диссертационная работа может состоять из основного текста с иллюстрациями и приложениями.
В диссертационной работы (или в приложениях к ней) должны приводиться сведения, подтверждающие использование полученных автором магистерской диссертационной работы научных и практических результатов или соображения по их конкретной реализации и использованию научных выводов.
Конкретные темы магистерских диссертаций, соответствующие направлению подготовки магистранта, устанавливаются выпускающей кафедрой.
Подготовка черновой рукописи магистерской диссертационной работы и изложение материалов научных исследований
Черновую рукопись желательно выполнять на стандартных листах бумаги. Такие листы надо заполнять только на одной стороне, чтобы в случае необходимости можно было делать различные текстовые вставки или, наоборот, выкидки, не переписывая страницу заново.
Каждую страницу не заполняйте, оставляйте место для последующих дополнений и изменений. Располагайте записи на странице так, чтобы с одного взгляда было ясно какие идеи или понятия являются основными. Чтобы выделить важную часть текста, используйте цвет, обвод, маркер и другие известные вам способы.
Постоянно следите за тем, чтобы не отклоняться от заданной темы. Увлечься какими-либо одним-двумя аспектами и получить в результате текст, в котором не затронут целый ряд ключевых моментов, чрезвычайно легко.
Продумайте, что вам уже известно по теме работы и чего вы еще не знаете, и должны будете выяснять. Результаты своих размышлений на этом этапе записывайте не полными фразами, а ключевыми словами. Желательно составить развернутый план будущего магистерского исследования. Определите наиболее логичную последовательность изложения. Рассмотрев различные варианты, решите, с чего было бы лучше начать, что должно следовать после этого и т. д.
Введение лучше написать дважды. В начале работы над магистерской диссертацией - когда вы сформулировали цель, определили задачи, основную гипотезу, и в конце, когда вы уже будете точно знать, что у вас получилось.
Далее приступайте к компоновке центральной части работы. Отберите те положения, которые вы собираетесь поместить в центральной части, и запишите каждое из них в виде короткого абзаца (на отдельном листе бумаги или в текстовом редакторе). Черновую версию основной части подготовьте как можно раньше. Чем дольше вы будете работать с черновой версией текста, тем в большей степени вам удастся ее улучшить.
После того как вы вчерне составили большую долю основной части работы, напишите ее заключительную часть. Теперь вы можете быть уверены, что ваше заключение действительно резюмирует содержание работы.
Теперь, когда вы точно знаете, о чем написана работа и в чем состоят выводы, напишите введение, которое должно указывать на то, что вы уже написали, тогда оно автоматически будет соответствовать содержанию.
Затем приступайте к редактированию написанного текста. Нужно при этом стремиться, чтобы каждый абзац содержал самостоятельную мысль. Лучше всего, если по первой фразе абзаца уже будет видно, о чем идет речь.
Отложите на время вашу работу. Такое отвлечение весьма полезно при выполнении любых больших письменных работ. Вернувшись к ней через несколько дней, вы сможете взглянуть объективно на уже написанный текст и, вполне возможно, увидите немало путей улучшения его содержания.
При подготовке текста советуйтесь с вашим научным руководителем. Перед тем как переходить к окончательной обработке черновой рукописи, полезно обсудить основные положения ее содержания со своим научным руководителем.
После того как все необходимые материалы собраны, сделаны обобщения, которые получили одобрение научного руководителя, начинается детальная шлифовка текста рукописи. Проверяются и критически оцениваются каждый вывод, формула, таблица.
Диссертант еще раз проверяет, насколько заглавие его работы и название ее разделов и подразделов соответствует их содержанию, уточняет композицию диссертационной работы, расположение материалов и их рубрикацию.
Общие положения
Бурное развитие информационных технологий, средств и ресурсов информатизации делает их более доступными и разнообразными, что существенно расширяет практику их применения. Эта ситуация требует отражения в диссертационной работы.
Магистрант должен свободно пользоваться компьютером для выполнения широкого круга задач – от написания, редактирования текстовых документов до автоматизированного анализа, а также поиска сведений в компьютерных сетях.
Владение навыками использования информационно-коммуникационных технологий в настоящее время входит в систему ключевых компетенций личности наряду с такими компетенциями, как социальная, культурная, межкультурная, коммуникативная, предпринимательская.
Признавая ценность информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для ООН, Генеральная Ассамблея 20.12.2002 приняла резолюцию 57/295 «Использование информационно-коммуникационных технологий в целях развития», в которой информационные технологии позиционируются в качестве стратегического инструмента в области развития организаций, а также в области эффективного выполнения оперативных задач организаций.
Информационно-коммуникационная компетенция магистра складывается из комплекса навыков, формирование и развитие которых необходимо проводить на многоуровневой основе.
Уровни применения программных продуктов:
- применение информационных технологий для поиска, накопления, оформления информации по теме магистерского исследования - начальный уровень;
- применение информационных технологий для обработки, анализа, группировки, преобразования информации по теме исследования - второй уровень;
- применение информационных технологий для углубленного анализа, расчетов, формирования заключений и отчетов по проблемам или теме исследования - третий уровень;
Направления применения программных продуктов:
- подготовка и редактирование текста (верстка) и распечатка текста работы;
- производство простейших расчетов и анализа, построение графиков, диаграмм;
- специализированные расчеты.
Интернет
Рядовой пользователь сети для поиска нужной информации может воспользоваться поисковыми машинами (Яндекс, Рамблер, Апорт и др.) и тематическими каталогами (Ау, Лист и др.). На сегодня русскоязычных поисковых машин и каталогов более 300.
Большинство организаций используют свой сайт в сети Интернет, принимая участие в работе обменной баннерной сети.
Баннерные сети - самый распространенный вариант online рекламы.
Еще одним вариантом эффективной рекламы в Интернете может быть реклама через е-тail рассылки
Глава 5. Оформление магистерской диссертационной работы
5.1. Структура, объем и общие правила оформления
Материала
Текстовый материал магистерской диссертационной работы весьма разнообразен. К нему помимо рассмотренных выше элементов композиции и рубрикации) обычно относят числительные, буквенные обозначения, цитаты, ссылки, перечисления и т. п., т. е. все то, что требует при своем оформлении знания особых технико-орфографических правил.
Цифровая форма используется так