Данная игра может использоваться при рассмотрении картины.
В: Если я подниму круг красного цвета - вы будете называть те объекты, которые вы видите на картине. Если я покажу вам круг желтого цвета, вы скажите, как эту картину можно назвать. А если я подниму зеленый круг - определите, частью чего является сюжет картины (природный мир, транспорт, домашние животные).
Живая и неживая системы.
В: Кактус. (поднимает зеленый кружок).
Д: Кактус относится к природному миру, к живой системе, к растениям. Он может жить в комнате на подоконнике, а еще он живет в пустыне.
Воспитатель (в старшей и подготовительной группах - ребенок) поднимает красный кружок.
Д:У кактуса есть корни, колючки, цветы у взрослых кактусов.
В: Для чего кактусу колючки?
Д: Чтобы его не срывали, он так защищается.
Воспитатель поднимает желтый кружок.
Д: Кактус нужен для красоты (особенно когда он цветет), кактус дает кислород, а люди дышат кислородом, а еще кактус - это корм для животных в пустыне.
Воспитатель или ведущий - ребенок просит превратиться в кактусы: в цветущий кактус, в кактус, который очень много поливали, кактус в тесном горшке, кактус в пустыне…
В: Дождь. (поднимает желтый кружок).
Д: Дождь очень нужен. Он поливает землю, дает ей влагу и из земли растут цветы, деревья, растения разные. Если идет сильный дождь, то он смывает всю грязь, образуются ручейки, становиться чисто на улице и на дорогах. После дождя свежий и чистый воздух.
Воспитатель поднимает красный кружок.
Д: Дождь живет на улице, он в облаках живет, образуется в атмосфере.
В: К чему относиться дождь?
Д: К природному миру, к неживой системе.
Воспитатель поднимает кружок зеленого цвета.
Д: Дождь - это много-много капелек воды. В каждой капельке живут человечки жидкости.
В: После дождя образовалась лужа на асфальте. Изобразите ее. Капелька дождя попала на листочек. Изобразите ее.
Развитие речи. Грамматический строй речи.
В: Слово "красиво". Поднимает желтый кружок. Что можно обозначить словом "красиво"?
Д: Красивым может быть платье, красивая мама, красивое небо, красивый дом, красивая книга ….
В: Этим слово можно обозначать признак предмета. Воспитатель поднимает красный кружок.
Д: Это слово может жить в предложении, в рассказе, в книге, в речи человека…
Воспитатель поднимает зеленый кружок.
Д: Это слово состоит из звуков, слогов.
Примечание: более простые слова воспитатель предлагает детям разложить на звуки индивидуально со схематическим изображением гласных и согласных звуков или на слоги.
Ознакомление с художественной литературой.
(используется на занятиях по пересказу, при анализе прочитанного произведения, заучивании стихотворения).
В: "Мойдодыр" Чуковского К.И.
Воспитатель поднимает желтый кружок.
Д: Мальчик - грязнуля - главный герой, он не умывался, а его вещи - самовар, утюги, сапоги, кочерга, щетки, мочалка, Мойдодыр - это герои рассказа.
Воспитатель поднимает зеленый кружок.
В: Что есть в нашем рассказе: какие совершаются действия и какими героями, какое настроение у героев при этом.
Д: От мальчика убегают разные вещи: одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня. Мальчик хотел напиться чаю, самовар убежал. Все кружилось и вертелось и помчалось колесом.
Воспитатель просит детей пересказывать близко к тексту.
Шкатулка со сказками (с 4-х лет).
Цель:на развитие речи, мышления, воображения, обогащать словарный запас детей.
Понадобится коробочка с 8-10 (картинками).
Правила игры.
Воспитатель предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же объектом.
Передай другому ( с 4 лет)
Цель:обогащать словарный запас детей, развивать речь, память, внимание, мышление.
Правила игры.
На столе стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например «тапочки», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «тапочки красивые». Картинка передаётся следующему игроку. Другой игрок называет своё слово – сочетание и передаёт другому игроку. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.
Ход игры:
Ребёнок вынимает любую картинку, например «тапочки», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «тапочки красивые» и передаёт следующему игроку. Следующий игрок говорит «тапочки тёплые» и передаёт следующему игроку и т.д.