Отзыв руководителя дипломной работы
ПОДГОТОВКА, ОФОРМЛЕНИЕ, ЗАЩИТА
Учебно-методические рекомендации
для студентов очной и заочной форм обучения
психолого-педагогического факультета
специальности «Психология»
Брест
БрГУ имени А.С. Пушкина
УДК 159.9 (07)
ББК 88.3я73
М42
Рекомендовано редакционно-издательским советом
учреждения образования
«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»
Автор
кандидат психологических наук, доцент
Е.И. Медведская
Рецензенты
кандидат психологических наук, доцент
Е.А. Бирюкевич
кандидат психологических наук, доцент
Г.В. Лагонда
Медведская, Е.И.Дипломные работы по психологии: подготовка, оформление, защита : учебно-метод. рекомендации. для студентов очной и заочной форм обучения психол.-пед. фак. cпециальности «Психология» / Е.И. Медведская ; Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина, Психол.-пед. фак. – Брест : Изд-во БрГУ, 2011. – 70 с.
Настоящие рекомендации подготовлены в соответствии с методическими указаниями коллегии Министерства образования. В содержании представлены основные нормативы, предъявляемые к данному типу квалификационных работ, и проанализированы наиболее типичные ошибки студентов на различных этапах их выполнения.
Предназначены для студентов психолого-педагогического факультета, научных руководителей и рецензентов дипломных работ.
УДК 159.9 (07)
ББК 88.3я73
М42
© УО «Брестский государственный
университет имени А.С. Пушкина, 2011
СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ . . . . Определение темы работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Задание на дипломную работу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Выполнение дипломной работы: обязанности студента и руководителя . Предварительная защита дипломной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Отзыв руководителя дипломной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Рецензирование дипломной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Защита дипломной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Критерии оценивания дипломной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ЭТАПЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ . Постановка проблемы и анализ литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Определение типа исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Планирование эмпирического исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Проведение исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Обработка данных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Обсуждение и интерпретация результатов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Достоверность полученные данных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Титульный лист . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Реферат . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Содержание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Определения, обозначения и сокращения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Основная часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ . . . . . . . . . . . . . Общие требования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Построение работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Нумерация страниц работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Иллюстрации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Таблицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Примечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Уравнения и формулы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Ссылки на источники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение А. Задание на дипломную работу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложение Б. Отзыв на дипломную работу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложение В. Рецензия на дипломную работу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложение Г. Образец оформления титульного листа . . . . . . . . . . . . . Приложение Д. Пример оформления реферата . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложение Е. Образец оформления содержания . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложение Ж. Правила оформления списка использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . Приложение Е. Образец оформления титульного листа приложения как самостоятельного документа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дипломная pабота является квалификационной работой выпускника вуза. Она выступает как фоpма итоговой аттестации, отpажающая пpо-фессиональную подготовленность студента к самостоятельной pаботе по специальности. Дипломная pабота пpедставляет собой законченную научно-исследовательскую pаботу, выполненную студентом самосто-ятельно под pуководством ведущих специалистов кафедpы и публично защищенную на заседании Госудаpственной экзаменационной комиссии (ГЭК). По уровню выполнения и защиты дипломной работы ГЭК делается заключение о возможности присвоения выпускнику соответствующей квалификации.
Основными обучающими и развивающими задачами выполнения дипломной работы выступают:
♦ систематизация, расширение и закрепление теоретических знаний по специальности;
♦ совершенствование умений решения конкретных научно-практических задач;
♦ развитие навыков ведения самостоятельной исследовательской работы;
♦ формирование у студента творческого подхода к решению научно-практических проблем.
Как правило, дипломная работа является прикладной по своему содержанию (т.е. ее результаты находят применение главным образом в практике, при решении частных практических проблем) и эмпирической по характеру (т.е. основывается на самостоятельно полученных студентом фактах, его систематических наблюдениях или экспериментальной работе).
Настоящие рекомендации содержат ответы на основные, актуальные при выполнении дипломного исследования, вопросы: Какие формальные процедуры (и когда?) должна пройти дипломная работа до защиты? Как спланировать и провести научное исследование? Как правильно отразить ход и результаты проведенного исследования в виде текста дипломной работы? Как грамотно оформить текст дипломной работы?
В методических рекомендациях приняты следующие условные обозначения:
▼: ВНИМАНИЕ, обсуждаются некие принципиальные моменты.
▬ : ОШИБКИ. По аналогии с дорожным знаком, запрещающим движение, сигнал: «Так делать неправильно!»
☻: ОБРАЗЕЦ правильной формулировки. Знак «Так делать правильно!»
Кроме того, курсивом (выборка, операционализация и др.), выделены понятия, при необходимости уточнения которых следует обращаться к справочным материалам (Интернет-источникам, словарям и т.п.).
ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ
ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Определение темы работы
Тематика дипломных работ должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития соответствующих отраслей психологической науки. При ее определении необходимо учитывать реальные задачи науки, образования и культуры, ориентируясь на Перечень приоритетных научных исследований Республики Беларусь.
Студент может предложить для дипломной работы собственную тему с соответствующим обоснованием необходимости ее разработки.
Формулировка темы должна быть по возможности краткой (как, правило, в пределах 7 + 2 слов) и содержать в себе точное указание на проблему и предмет исследования.
Тематика дипломных работ обсуждается в начале учебного года на заседаниях кафедр (сентябрь), на заседании Учебно-методической комиссии факультета (сентябрь) и утверждается на Совете факультета. Тема дипломной работы и научный руководитель закрепляются за студентом по приказу ректора на основании представления кафедр и деканата.
В случае необходимости тема дипломной работы может корректироваться (но не меняться кардинально). Делается это не позднее, чем за три месяца до ее защиты (март). Процедура утверждения новой темы дипломной работы аналогична вышеописанной: на заседании кафедры рассматривается вопрос об изменении темы и обоснование данного решения руководителем работы. На основании представления кафедры по приказу ректора тема дипломной работы может быть уточнена.
Задание на дипломную работу
После утверждения темы научный руководитель составляет для студента индивидуальное задание по выполнению дипломной работы (Приложение А). В этом задании должны быть отражены сроки начала и окончания всех этапов исследования. При определении содержания и графика выполнения научной работы учитывается не только специфика объекта и предмета исследования, но и индивидуальные особенности студента-дипломника. Задание подписывается руководителем, студентом и утверждается заведующим кафедрой. Бланк задания вместе с дипломной работой представляется в ГЭК.
Выполнение дипломной работы:
обязанности студента и руководителя
Студент, являющийся автором квалификационной работы, несет полную ответственность за правильность данных и сделанные в работе выводы.
В обязанности научного руководителя дипломной работы входят:
– разработка задания на дипломную работу;
– оказание помощи студенту в разработке календарного плана-графика выполнения работы;
– рекомендации студенту по выбору необходимых источников по теме научной работы и инструментарию эмпирического исследования;
– проведение консультаций;
– контроль за выполнением плана-графика работы;
– проверка выполненной работы и подготовка отзыва.
При несоблюдении студентом плана-графика работы научный руководитель обязан представить докладную на имя заведующего кафедрой. На основании данной докладной записки студент приглашается на заседание выпускающей кафедры с отчетом, на основании которого фиксируется степень готовности дипломной работы. Выписка из протокола заседания кафедры предоставляется декану факультета.
Предварительная защита дипломной работы
Является одним из этапов выполнения работы. Сроки проведения предзащиты определяются распоряжением по факультету (как правило, это конец марта – начало апреля). Для предзащиты дипломных работ создается комиссия из трех квалифицированных сотрудников кафедры с целью определения степени готовности / не готовности представления работ к официальной защите. Информация о результатах предварительных защит подается заведующими кафедрами в деканат.
Защита дипломной работы
Проводится на открытом заседании ГЭК, т.е. на защите могут присутствовать все желающие: студенты младших курсов, магистранты, аспиранты, преподаватели, научные руководители, рецензенты. Процедура защиты представлена следующими этапами:
♦ информация председателя ГЭК о дипломнике (Ф.И.О., тема, научный руководитель);
♦ доклад студента (5–7 минут);
♦ вопросы членов ГЭК (и любого из присутствующих на защите) по теме работы и ответы студента на них;
♦ отзыв научного руководителя: либо выступление, либо зачитывание;
♦ оглашение рецензии на дипломную работу: либо выступление рецензента, либо зачитывание рецензии;
♦ ответы дипломника на замечания или поставленные в рецензии вопросы;
♦ обсуждение членами ГЭК на закрытом заседании отметок, при выставлении которых учитываются: 1 – качество текстовой части работы (содержание и оформление); 2 – отзыв научного руководителя; 3 – рекомендуемая рецензентом отметка; 4 – качество защиты автора работы;
♦ оглашение результатов защиты.
Государственная комиссия по итогам защиты дипломных работ может также рекомендовать: разместить информацию о результатах исследования в республиканской базе данных лучших дипломных проектов и научных работ студентов; рекомендовать выпускнику продолжение дальнейшего обучения в магистратуре (аспирантуре) и др.
После защиты дипломная работа хранится в университете. При необходимости (например, для внедрения результатов работы в практику) с нее снимается копия.
Баллов
Тему исследования отличает очевидная актуальность и новизна, соответствие приоритетным направлениям научных исследований.
В теоретической части адекватно отражено состояние проблемы, раскрыты теоретические и практические аспекты исследования. Анализ целостный и структурированный, служит обоснованию необходимости дальнейшего исследования темы.
В практической части исследованияпроведен полный количественный и качественный анализ фактов, событий, статистических данных и т.п., имеется графическое и табличное представление результатов. Сделаны содержательные выводы, намечены перспективы дальнейших исследований.
Дипломная работа в целом представляет собой целостное исследование. Теоретическая и практическая части связаны между собой. Сделаны практические выводы и намечены направления возможной дальнейшей исследовательской работы над темой.
Оформление работы полностью соответствует требованиям.
В отзыве руководителя отмечается проявление студентом выраженного интереса к теме, самостоятельность и организованность, тщательность при проведении исследования.Поставленные задачи полностью решены. Продемонстрированы высокие способности к исследовательской деятельности.
Рецензентом рекомендуется высокая отметка, в рецензии отсутствуют замечания по содержанию и логике работы.
В ходе процедуры защиты студент высказывал собственную точку зрения на проблему, продемонстрировал свободную ориентацию в проблеме исследования, уверенное и последовательное изложение результатов, умение полно и ясно отвечать на поставленные вопросы.
Дополнительные требования: студент участвовал в научно-прак-тических конференциях любого ранга, имеет не менее двух публикаций (публикации могут находиться в пакете редакции) или актов внедрения результатов исследования.
Баллов
Тему исследования отличает определенная актуальность и новизна.
В теоретической части представлено адекватное отражение состояния проблемы, проанализированы теоретические и практические аспекты исследования, причем анализ целостен и структурирован, служит обоснованию необходимости дальнейшего исследования темы.
В практической части исследованияпроведен полный количественный и качественный анализ фактов, событий, статистических данных и т.п., имеется графическое и табличное представление результатов. Сделаны обоснованные выводы, что свидетельствует о полном и глубоком изучении студентом основной и дополнительной литературы, но недостаточно выражен творческий подход при её интерпретации и формулировке выводов.
Дипломнаяработа в целомпредставляет собойзаконченное исследование, введение и заключение соответствуют предъявляемым требованиям. Теоретическая и практическая части связаны между собой.
Оформление работы полностью соответствует требованиям.
В отзыве руководителя отмечается проявление студентом интереса к теме, самостоятельность и организованность, тщательность при проведении исследования.Поставленные задачи полностью решены. Продемонстрированы высокие способности к исследовательской деятельности.
Рецензентом рекомендуется высокая отметка, в рецензии отсутствуют замечания по содержанию и логике работы, однако отмечаются некоторые погрешности оформления.
В ходе процедуры защитыстудент продемонстрировал свободную ориентацию в проблеме исследования, уверенное и последовательное изложение результатов, умение отвечать на вопросы по содержанию работы.
Дополнительные требования: студент участвовал в научно-прак-тических конференциях любого ранга, имеет как минимум одну публикацию (публикация может находиться в пакете редакции) или акт внедрения результатов.
Баллов
Актуальность темы исследования недостаточно обоснована.
В теоретической части адекватно отражено состояние проблемы, раскрыты теоретические и практические аспекты исследования. Анализ целостный и структурированный, служит обоснованию необходимости дальнейшего исследования темы.
В практической части исследованияпроведен полный количественный и качественный анализ фактов, событий, статистических данных и т. п., имеется графическое и табличное представление результатов. В работе сделаны содержательные выводы, однако при этом допущены единичные несущественные ошибки в интерпретации итогов исследования.
Дипломная работа в целом представляет собой законченное исследование, в котором есть введение и заключение. Теоретическая и практическая части связаны между собой. На основании полученных данных сделаны практические выводы.
Оформление работы: имеются погрешности (до 3 замечаний).
В отзыве руководителя отмечается проявление студентом интереса к теме, самостоятельность и организованность, тщательность при проведении исследования.Поставленные задачи полностью решены. Продемонстрирован достаточный уровень развития способностей к исследовательской деятельности.
Рецензентом рекомендуется высокая отметка, высказано несколько несущественных замечаний.
В ходе процедуры защиты студент продемонстрировал, что он ориентируется в проблеме исследования и полученных результатах, может их логично изложить, способен ответить на вопросы по существу.
Баллов
Тематика исследования не имеет выраженной актуальности.
В теоретической части представлен анализ теоретических исследований, однако он имеет односторонний характер. Отсутствуют некоторые значимые для раскрытия темы ссылки.Теоретический анализ недостаточно полный.
В практической части исследованиядопущены некоторые неточности в анализе фактов, событий, статистических данных и т.п., которые, тем не менее, не повлияли существенным образом на качество сделанных выводов. Допущены ошибки в формулировке выводов.
Дипломная работа в целом оставляет впечатление целостного исследования, во введении и заключении отмечаются незначительные нарушения логики построения, однако отсутствуют существенные неточности и недоработки.
Оформление работы: имеются неточности и несущественные ошибки (до 3 замечаний).
В отзыве руководителя отмечается проявление интереса к теме, самостоятельность и организованность. Студент не нуждался в стимулировании и строгом контроле со стороны научного руководителя.Поставленные задачи исследования в основном решены. Продемонстрирован достаточный уровень развития способностей к исследовательской деятельности.
Рецензентом высказано более трех замечаний.
В ходе процедуры защитыстудент продемонстрировал, что он ориентируется в проблеме исследования, может логично изложить его результаты и отвечать на вопросы.
Баллов
Тематика исследования не имеет выраженной актуальности.
В теоретической части сделан анализ теоретических исследований, но обоснование проблемы отсутствует. Отсутствуют некоторые значимые для раскрытия темы ссылки.Теоретический анализ отличается недостаточной системностью.
В практической части исследованиядопущены неточности и некоторые ошибки в анализе фактов, событий, статистических данных и т.п., которые, тем не менее, существенным образом не повлияли на качество сделанных выводов. Присутствуют единичные существенные ошибки в интерпретации результатов исследования и формулировке выводов.
Дипломная работа в целомоставляет впечатление целостного исследования, хотя между частями работы есть определенная несогласованность. Во введении и заключении нет существенных ошибок.Присутствует определенная спорность в формулировке объекта и предмета исследования. Имеются несущественные отклонения от стиля научного изложения материала.
Оформление работы: имеются неточности и большое число несущественных ошибок (более 3).
В отзыве руководителя отмечается проявление некоторого интереса к теме, организованность деятельности. Студент не нуждался в стимулировании и строгом контроле со стороны научного руководителя.Поставленные задачи исследования в основном решены. Студент не проявил склонности к научной деятельности.
Рецензентом высказаны несущественные замечания по содержанию и логике построения работы.
В ходе процедуры защитыстудент продемонстрировал,что он ориентируется в проблеме исследования и может отвечать на поступающие вопросы.
Баллов
В теоретической части представлен фрагментарный анализ источников, в котором нет целостности и чёткой структурированности. Анализом не охвачен целый ряд существенных для понимания проблемы теоретико-эмпирических исследований.
В практической части исследованиядопущенынеточности в формулировке цели и задач выборки иллюстрационного материала. Анализ фактов, событий, статистических данных и т. п. неполный, что свидетельствует о поверхностном уровне усвоения студентом основной и дополнительной литературы и наличии существенных ошибок в её интерпретации и формулировке выводов.
Дипломная работа в целомхарактеризуется несогласованностью теоретической и практической частей, имеются существенные недоработки во введении и заключении.
Оформление работы: имеются неточности, погрешности и существенные ошибки (не более 3).
В отзыве руководителя отмечается отсутствие самостоятельности, необходимость в регулярном контроле со стороны преподавателя. Указаны постоянные нарушения студентом плана-графика выполнения работы. Студент не регулярно являлся на консультации. Поставленные задачи исследования решены частично. Студент не проявил способностей к научно-исследовательской деятельности.
Рецензент отмечает определенные нарушения логики построения работы, недостаточную полноту теоретического анализа и обоснованность выводов по результатам эмпирической части исследования.
В ходе процедуры защитыобнаружилась слабая ориентация в проблеме. Студент не всегда был способен отвечать на вопросы.
Балла
В теоретической части анализ научных источников поверхностный, ограниченный констатацией фактов. Анализом не охвачен целый ряд существенных для понимания проблемы теоретико-эмпирических исследований.
В практической части исследованиянедостаточно определен методологический аппарат. Допущенысерьезные неточности: проявляется ограниченность в охвате проблемы, анализ фактов, событий, статистических данных и т. п. неполный, что свидетельствует о низком уровне исследовательских умений студента. Присутствуют существенные ошибки в интерпретации материалов исследования и формулировке выводов.
Дипломная работа в целомхарактеризуется логической несогласованностью теоретической и практической частей. Введение и заключение формальны и не выполняют своей функции в структуре работы. Работа явно имеет поверхностный характер, отличается большим количеством опечаток и нарушений научного стиля изложения.
Оформление работы: отмечаются неточности, погрешности и большое число существенных ошибок (более 3).
В отзыве руководителя отмечается безынициативность, необходимость в регулярном контроле со стороны преподавателя. Руководителем отмечались нарушения плана-графика выполнения работы (докладная записка). Студент не регулярно являлся на консультации. Поставленные задачи исследования решены частично. Студент не проявил способностей к научно-исследовательской деятельности. Руководителем указано, что соответствующая квалификация может быть присвоена студенту при условии успешной защиты.
Рецензентом высказан ряд существенных замечаний по логике построения работы в целом и ее структурных частей. Отмечается непоследовательность теоретического анализа и отсутствие аргументированных выводов. Рекомендуется низкая отметка.
В ходе процедуры защитыобнаружилась слабая ориентация в проблеме, нарушение логики изложения. Студент не смог ответить на ряд вопросов.
Балла
В теоретической части представлено перечисление отдельных источников. Отсутствует обоснование проблемы исследования. В изложении имеются множественные фактические ошибки.Анализ основной и дополнительной литературы носит фрагментарный характер.
В практической части исследованияпроявляется ограниченность в охвате проблемы, сделан неправильный анализ фактов, событий, статистических данных и т.п. Имеются множественные существенные ошибки в их интерпретации.
Дипломная работа в целомхарактеризуется отсутствием связи между теоретической и практической частями работы. Одна (теоретическая или практическая)или обе существенные части работы не могут быть оценены положительно. Присутствует грубое нарушение логики научной работы. В тексте отмечено большое количество грамматических и стилистических ошибок.
Оформление дипломной работы грубо не соответствует требованиям.
В отзыве руководителя отмечается необходимость в строгом контроле со стороны преподавателя. Нарушения плана-графика выполнения работы обсуждались на заседаниях кафедры. Студентом игнорировались рекомендации и замечания руководителя. Поставленные задачи исследования в основном не решены. Студент проявил пренебрежение к научно-исследовательской деятельности. Продемонстрировано неумение пользоваться специальной литературой и неспособность к ее анализу. Руководителем указано, что соответствующая квалификация не может быть присвоена студенту.
Рецензентом рекомендуется отметка ниже положительной. Отмечается несоответствие содержания дипломной работы заданию. Фиксируются грубые нарушения логики построения работы. Высказываются сомнения в достоверности полученных результатов. Подчеркивается отсутствие в работе практической значимости, невозможность использования ее результатов.
В ходе процедуры защитыбыло обнаружено, что студент самостоятельно не ориентируется в содержании работы, не может объяснить существо проблемы, не может отвечать на поступающие вопросы.
Балла
В теоретической части представлено простое перечисление отдельных источников вне всякой связи между ними. В изложении имеются множественные фактические ошибки.
В практической части исследованияанализ материалов представлен эпизодически. Имеются множественные существенные ошибки интерпретации полученных данных. Сделаны неверные выводы.
Дипломная работа в целомхарактеризуется отсутствием связи между теоретической и практической частями работы. Обе существенные части работы (и теоретическая, и эмпирическая) не могут быть оценены положительно.
Оформление дипломной работы грубо не соответствует требованиям.
В отзыве руководителя отмечается необходимость в строгом контроле со стороны преподавателя. Нарушения плана-графика выполнения работы обсуждались на заседаниях кафедры. Студентом игнорировались рекомендации и замечания руководителя. Поставленные задачи исследования в основном не решены. Студент проявил пренебрежение к научно-исследовательской деятельности. Продемонстрировано неумение пользоваться специальной литературой и неспособность к ее анализу. Руководителем указано, что соответствующая квалификация не может быть присвоена студенту.
Рецензентом рекомендуется отметка ниже положительной. Отмечается несоответствие содержания дипломной работы заданию. Фиксируются грубые нарушения логики построения работы. Указывается на недостоверность полученных результатов, что делает невозможным ее применение в практике.
В ходе процедуры защитыбыло обнаружено, что студент самостоятельно не ориентируется в содержании работы, не может объяснить и не понимает существо проблемы и не может отвечать на поступающие вопросы.
Балл
В теоретической частиимеется перечисление отдельных источников вне всякой связи между ними. Отсутствует обоснования выбора темы и проблемы исследования. Анализ основной и дополнительной литературы неполный и носит фрагментарный характер. В изложении имеются множественные фактические ошибки. Текст можно охарактеризовать как безграмотный.
В практической части исследования(если она представлена студентом) отсутствуют цели и задачи, анализ фактов, событий, статистических данных и т.п.
Дипломная работа в целомне может быть признана целостным исследованием из-заотсутствия одной из существенных (теоретической или практической)частей работы.
Оформление дипломной работы грубо не соответствует требованиям.
В отзыве руководителя отмечается необходимость в строгом контроле со стороны преподавателя. Нарушения плана-графика выполнения работы обсуждались на заседаниях кафедры. Студентом игнорировались рекомендации и замечания руководителя. Поставленные задачи исследования не решены. Студент проявил пренебрежение к научно-иссле-довательской деятельности. Продемонстрировал неумение пользоваться специальной литературой и неспособность к ее анализу. Работа не является самостоятельно полученным результатом и выполнена не самим студентом. Руководителем указано, что соответствующая квалификация не может быть присвоена студенту.
Рецензентом рекомендуется отметка ниже положительной. Отмечается несоответствие содержания дипломной работы заданию. Фиксируются грубые нарушения логики построения работы. Указывается на недостоверность полученных результатов, что делает невозможным ее применение в практике.
В ходе процедуры защитыбыло обнаружено, что студент самостоятельно не ориентируется в содержании работы, не может объяснить и не понимает существо проблемы, не может отвечать на поступающие вопросы или отказывается отвечать.
▼ВНИМАНИЕ
Ошибки (или неправильности в действиях и мыслях) принято разделять на погрешности, несущественные и существенные ошибки.
Погрешностями при оценке знаний и компетенций выпускников считаются неточные выражения.
Несущественные ошибкиопределяются неполнотой ответа– неточности определения понятий (неполный охват основных признаков определяемого предмета или замена одного или нескольких из основных признаков второстепенными), неточности формулировок законов, правил, принципов и основных теорий, недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена основных вопросов второстепенными).
Существенными (грубыми) ошибками считаются – подмена понятий в определениях основных категорий, формулировках законов, правил, положений теории, непонимание сущности явлений, используемых понятий, законов, теорий и области их применения, незнание фундаментальных понятий и категорий, неумение выделять главное, делать выводы и обобщения, неумение применять теоретические знания для объяснения явлений и решения практических задач.
В ПСИХОЛОГИИ
Любая научная работа (в том числе и дипломная) имеет два основных этапа создания, принципиально отличающихся друг от друга. Первый этап – это собственно исследование, второй этап – представление полученных результатов в виде научного текста. Данный раздел посвящен первому из названных этапов.
Цель научного исследования заключается в получении достоверных выводов. Поэтому в истории науки выработаны определенные нормативы (как мышления, так и проведения самого исследования), которые направлены на контроль достоверности результатов и правильности сделанных на их основе обобщений. Именно правильность выводов, обеспечиваемая соблюдением принятых в науке нормативов – это и есть итог дипломного исследования и основной критерий его оценивания.
Психологические исследования могут быть разных типов. Дипломные работы в основном представляют собой эмпирические исследования, т.е. такие, в которых осуществляется реальное взаимодействие субъекта (студента) и объекта изучения (различных параметров психической реальности других людей). Поэтому далее представлены основные нормативы планирования и проведения именно эмпирических исследований.
В психологии
Вариантов эмпирических исследований много. Корреляционные и экспериментальные выступают только одними из них. Поэтому вы никогда не ошибетесь, назвав свое исследование просто эмпирическим (конечно, если в нем действительно присутствовало взаимодействие с объектами своего изучения, а не просто реферирование литературных источников). Однако, прежде чем его обозначать как корреляционное или экспериментальное, следует это тщательно обосновать, обозначив основные звенья логической цепочки: гипотеза – метод – выводы.
Чтобы назвать свое исследование корреляционнымнадо как минимум положительно ответить на следующие вопросы.
♦ В гипотезе предполагается наличие связи между переменными.
♦ Эти переменные количественно измеряются.
♦ В выводах утверждается о наличии связи между измеренными переменными.
Чтобы назвать свое исследование экспериментальнымнеобходимо утвердительно обосновать следующее.
♦ В гипотезе предполагается наличие причинно-следственной связи между переменными.
♦ Одна из переменных (независимая) обязательно изменяется или управляется исследователем, т.е. осуществляется функциональный контроль.
♦ Другая переменная (зависимая) обязательно измеряется.
♦ По времени независимая переменная предшествует зависимой переменной.
♦ Осуществлялся специальный контроль за тем, чтобы зависимая переменная изменялась именно под воздействием независимой переменной, а не в результате действия неких других переменных (побочных, дополнительных и др.).
♦ В выводах утверждается о независимой переменной как причине, а о зависимой – как о следствии.
Планирование эмпирического исследования
Этот этап необходим для получения научно-обоснованных и достоверных результатов исследования.Грамотное планирование позволяет избежать многих трудностей при репрезентации своей работы.
Принятие решения о подходе: номотетическом или идиографическом. Применительно к психологии данные понятия были впервые использованы Г. Оллпортом. Номотетический подход направлен на поиск общих закономерностей. Он осуществляется на больших выборках (такими выборками в психологии традиционно считаются группы от 30 человек и более). Ограничение данного подхода заключается в опасности абсолютизации статистически выявленных норм. Идиографический подход направлен на описание уникальных и единичных феном