Иерархические теории структуры интеллекта
Интеллект и его структура
Однозначное определение интеллекту дать очень сложно, так как до сих пор идет спор о том, что же это такое. На данный момент можно выделить следующие основные подходы.
Интеллект – это то, что измеряется тестами интеллекта.
Интеллект – это обобщенная способность к обучению.
Интеллект – это способность к отвлеченному, абстрактному мышлению.
Интеллект – это то, что обеспечивает эффективность адаптации, поведения в сложной среде.
Психометрическая модель интеллекта базируется на следующих положениях.
1.Допускается существование единой всепроницающей способности, названной общим интеллектом, или G.
2.Общий интеллект имеет биологическую основу, а в соответствии с этим высоко коррелирует с наследственностью и различными психофизиологическими показателями.
3.Тесты интеллекта измеряют биологический интеллект.
Иерархические теории структуры интеллекта
В работах Спирмена и его учеников было выдвинуто предположение о том, что группа различных показателей находится во взаимосвязи, определяя одну способность. Такие перекрывающие друг друга структуры корреляций ведут к так называемым групповым факторам, которые не содержаться во всех показателях способностей, а являются общими для более или менее ограниченных групп тестов. На этой основе развивается иерархическая теория интеллекта, в развитие которой значительный вклад был внесен английским психологом Верноном.
На вершине иерархии находится генеральный фактор, который был определен Спирменом. Затем следуют достаточно широкие групповые факторы вербально-образовательного (v:ed) и практическо-механического интеллекта (r:m) интеллекта. они также могут подразделяться: например, вербально-образовательный фактор состоит из вербального и счетного субфакторов, а практическо-механический – из механико-информационного, пространственного и мануального субфакторов. На низшем уровне иерархии лежат специфические факторы.
Модель интеллекта по Айзенку
Внешфакторная модель интеллекта разработана Г. Айзенком, который примыкает к английской психологической школе, постоянно подчёркивающей значение генерального фактора. Эта модель заимствует определённые схемы Гилфорда, которую Айзенк не без оснований считает недостаточно подтверждённой эмпирически и теоретически. Схематически его модель также выглядит как куб, каждая из плоскостей которого представляет разные модальности: интеллектуальные процессы (мышление, память, восприятие и т.д.), тестовый материал (вербальный, пространственный и т. д.), наконец, то, что получило название «качество» (скорость или сила интеллектуальных процессов). Сила (мощь) интеллекта складывается из настойчивости в выполнении заданий и склонности к проверке ошибок.
Айзенк сам указывал на сходство категории «интеллектуальные операции» с операциями Гилфорда. Также сходны категории «тестовый материал» и «содержание». лишь вместо категории «результат мышления» автор вводит «качество». Айзенк не отрицает существования общего фактора интеллекта, считая, что в его модели представлены в комбинации g-фактор Спирмена, первичные факторы Терстоуна, а также, а также, и в этом, собственно, состоит вклад автора, разложение IQ на скорость, настойчивость и склонность к проверке ошибок. По мнению самого Айзенка, его модель структуры интеллекта наиболее эффективна и «является лучшей из всех, которыми мы располагаем на сегодняшний день».
На самом деле, если бы не тот факт, что именно эта модель задала на длительное время тон в английских исследованиях интеллекта, вряд ли бы она нуждалась в особом упоминании.
Интеллект и питание
Многие из авторов исследований 1980–1990–х гг. стремились изучить влияние на интеллектуальное развитие детей особенностей их питания. К одним из наиболее известных относятся исследование Шоенталера, который изучал на протяжении нескольких лет изменения результатов выполнения Калифорнийского теста достижений в зависимости от условий питания школьников Нью-Йорка. В ходе исследования из пищи детей постепенно устраняли синтетические красители и вкусовые добавки, а также некоторые консерванты. В то же время из питания, также постепенно, исключали продукты, содержащие сахарозу. После изменения диеты коэффициент интеллекта возрос примерно на 51 %.
В 1997 г. Айзенк и Шоенталер по результатам собственной работы (для определения интеллекта использовали прогрессивные матрицы Равенна и некоторые другие невербальные тесты) приходят к следующим выводам.
1.Неадекватные уровни минералов и витаминов в крови приводят к снижению IQ детей ниже оптимального уровня.
2.Добавление в стандартную детскую диету витаминов и минералов может привести к значительному подъёму невербального IQ.
3.Этот эффект подъёма касается только текучего интеллекта (невербальные тесты) и не относится к кристаллизованному интеллекту (вербальные тесты).
4.Чем младше ребёнок, тем больше наблюдаемый эффект. Меньший эффект наблюдается у подростков.
5.Подъём IQ не наблюдается у детей с адекватным уровнем в крови минералов и витаминов.
6.Дефицит витаминов имеет большое значение, чем дефицит минералов, за исключением, возможно, магния и железа.
7.Примерно у 20% детей, имеющих стандартную диету, при добавке витаминов и минералов происходит приращение IQ на 9 единиц.
8.Этот процент имеет тенденцию к повышению в условиях городского гетто и других групп детей, лишенных социальной опеки и т.п.
9.Рассматриваемые эффекты, связанные с пищевыми микродобавками, проявляются на протяжении года и даже дольше.
Рассмотренные исследования подтверждают значимость ранней жизненной стимуляции, в нашем случае богатого витаминами питания, для психического развития детей.
За рубежом периодически обсуждается вопрос о влиянии питания во время беременности на количественные показатели интеллекта. в ряде исследований отмечается, что при недостаточно богатом витаминами питании матерей IQ их детей в 3-4- летнем возрасте был заметно ниже, сравнительно с детьми, чьи матери получили полноценное питание.
В то же время показано, что голодание не ведет к структурным изменениям в мозге, замедляющим последующее интеллектуальное развитие. Правда, эти результаты получены при обследовании лиц с удовлетворительным питанием после рождения. Очевидно, резкое ухудшение питания матери как во время беременности, так и в первые месяцы после рождения может повлечь за собой снижение интеллектуального уровня ребёнка, имеющее, скорее всего, обратимый характер.
Интеллект и его структура
Однозначное определение интеллекту дать очень сложно, так как до сих пор идет спор о том, что же это такое. На данный момент можно выделить следующие основные подходы.
Интеллект – это то, что измеряется тестами интеллекта.
Интеллект – это обобщенная способность к обучению.
Интеллект – это способность к отвлеченному, абстрактному мышлению.
Интеллект – это то, что обеспечивает эффективность адаптации, поведения в сложной среде.
Психометрическая модель интеллекта базируется на следующих положениях.
1.Допускается существование единой всепроницающей способности, названной общим интеллектом, или G.
2.Общий интеллект имеет биологическую основу, а в соответствии с этим высоко коррелирует с наследственностью и различными психофизиологическими показателями.
3.Тесты интеллекта измеряют биологический интеллект.
Иерархические теории структуры интеллекта
В работах Спирмена и его учеников было выдвинуто предположение о том, что группа различных показателей находится во взаимосвязи, определяя одну способность. Такие перекрывающие друг друга структуры корреляций ведут к так называемым групповым факторам, которые не содержаться во всех показателях способностей, а являются общими для более или менее ограниченных групп тестов. На этой основе развивается иерархическая теория интеллекта, в развитие которой значительный вклад был внесен английским психологом Верноном.
На вершине иерархии находится генеральный фактор, который был определен Спирменом. Затем следуют достаточно широкие групповые факторы вербально-образовательного (v:ed) и практическо-механического интеллекта (r:m) интеллекта. они также могут подразделяться: например, вербально-образовательный фактор состоит из вербального и счетного субфакторов, а практическо-механический – из механико-информационного, пространственного и мануального субфакторов. На низшем уровне иерархии лежат специфические факторы.