Исследование функций мозжечка и экстрапирамидной системы
1. Выявление статической атаксии в позе Ромберга. Студент просит пациента встать, вытянуть руки вперед, плотно сдвинув ступни ног. Оценивает способность пациента удержать равновесие: определяет наличие степени неустойчивости.
2. Выявление динамической атаксии: проведение пальценосовой пробы. Студент просит пациента вытянуть руки вперед и затем указательным пальцем попасть в кончик носа одной и другой рукой. Оценивает плавность и точность выполнения движений (наличие интенционного тремора, дисметрии).
3. Выявление динамической атаксии: проведение коленнопяточной пробы. Студент просит пациента, лежащего на спине, с открытыми глазами, высоко поднять одну ногу, затем коснуться пяткой этой ноги колена другой ноги, после чего медленно, едва дотрагиваясь до поверхности кожи, провести пяткой вниз по передней поверхности голени. После чего просит выполнмит данную пробу с другой стороны. Оценивает плавность и точность выполнения движений (наличие интенционного тремора, дисметрии).
4. Проведение пробы на диадохокинез. Студент просит пациента согнуть руки в локтевых суставах, развести и слегка согнуть пальцы и в таком положении быстро чередовать пронацию и супинацию кисти (имитировать вкручивание – выкручивание лампочки). Сначала проба выполняется поочередно с одной и с другой стороны, затем синхронно обеими руками. При этом оценивает симметричность выполнения пробы обеими руками, наличие дисдиадохокинеза (замедленность или избыточность движений).
5. Проведение пробы на дисметрию. Студент просит пациента установить вытянутые вперед руки на определенном заданном уровне, затем опустить (или поднять) руки, после чего быстро поднять (или опустить) руки до заданного уровня. При этом оценивает наличие избыточного перемещения рук.
6. Выявление наличия нистагма. Студент просит пациента следить за молоточком оп направлению в стороны, вверх, вниз. При этом оценивает наличие ритмичных толчкообазных движений глазных яблок.
7. Оценка походки. Студент просит пациента пройтись по комнате. При этом выявляет наличие мозжечковой атаксии: походка с широко расставленными ногами, с отклонением в сторону пораженного полушария мозжечка.
8. Определить наличие поражение стриопаллидарной системы.
Студент выявляет у пациента наличие акинетико-ригидного синдрома: тремор (ритмичное дрожание рук, ног или головы), повышение мышечного тонуса по пластическому типу (симптом «зубчатого колеса»), олиго-, брадикинезия, гипомимия, «шаркающая» походка, феномен счета монет, парадоксальные кинезии (в момент аффективных вспышек можетвзбегать по лестнице и т.дт. )
Определение наличия гиперкинетически-гипотонического синдрома: гиперкинезы, снижение мышечного тонуса. Определить тип гиперкинеза: тремор, хорея, тики, атетоз, торсионная дистония.
№ | Критерии шагов задания | Баллы | ||
0-0,1 не выполнил | 0,2-0,3 выполнил с замечаниями | 0,4-0,5 выполнил полностью | ||
Выявление статической атаксии в позе Ромберга. Студент просит пациента встать, вытянуть руки вперед, плотно сдвинув ступни ног. Оценивает способность пациента удержать равновесие: определяет наличие степени неустойчивости. | ||||
Выявление динамической атаксии: проведение пальценосовой пробы. Студент просит пациента вытянуть руки вперед и затем указательным пальцем попасть в кончик носа одной и другой рукой. Оценивает плавность и точность выполнения движений (наличие интенционного тремора, дисметрии). | ||||
Выявление динамической атаксии: проведение коленнопяточной пробы. Студент просит пациента, лежащего на спине, с открытыми глазами, высоко поднять одну ногу, затем коснуться пяткой этой ноги колена другой ноги, после чего медленно, едва дотрагиваясь до поверхности кожи, провести пяткой вниз по передней поверхности голени. После чего просит выполнмит данную пробу с другой стороны. Оценивает плавность и точность выполнения движений (наличие интенционного тремора, дисметрии). | ||||
Проведение пробы на диадохокинез. Студент просит пациента согнуть руки в локтевых суставах, развести и слегка согнуть пальцы и в таком положении быстро чередовать пронацию и супинацию кисти (имитировать вкручивание – выкручивание лампочки). Сначала проба выполняется поочередно с одной и с другой стороны, затем синхронно обеими руками. При этом оценивает симметричность выполнения пробы обеими руками, наличие дисдиадохокинеза (замедленность или избыточность движений). | ||||
Проведение пробы на дисметрию. Студент просит пациента установить вытянутые вперед руки на определенном заданном уровне, затем опустить (или поднять) руки, после чего быстро поднять (или опустить) руки до заданного уровня. При этом оценивает наличие избыточного перемещения рук. | ||||
Выявление наличия нистагма. Студент просит пациента следить за молоточком оп направлению в стороны, вверх, вниз. При этом оценивает наличие ритмичных толчкообазных движений глазных яблок. | ||||
Оценка походки. Студент просит пациента пройтись по комнате. При этом выявляет наличие мозжечковой атаксии: походка с широко расставленными ногами, с отклонением в сторону пораженного полушария мозжечка. | ||||
Определить наличие поражение стриопаллидарной системы. Студент выявляет у пациента наличие акинетико-ригидного синдрома: тремор (ритмичное дрожание рук, ног или головы), повышение мышечного тонуса по пластическому типу (симптом «зубчатого колеса»), олиго-, брадикинезия, гипомимия, «шаркающая» походка. Определение наличия гиперкинетически-гипотонического синдрома: гиперкинезы, снижение мышечного тонуса. Определить тип гиперкинеза: тремор, хорея, тики, атетоз, торсионная дистония. | ||||
Итого | 4,0 |