Исследование чувствительности (поверх, глубокой, слож)
Навыки по неврологии
Навыки по психиатрии и наркологии
Опишите психический статус больного с Опийной наркоманией
Анамнез жизни:– наркоман опийный(героин, опий)
Анамнез болезни:Начал употреблять героин с зимы 2009 года. В течение нескольких месяцев практиковал интраназальное употребление наркотика. «Из-за дороговизны такого потребления» летом того же года впервые ввел около 1 мл раствора героина внутривенно, испытал «более сильные, чем раньше» приятные ощущения. С лета 2012 г. перешел на ежедневное внутривенное употребление. Впервые испытал состояние наркотической усталости, а затем и состояние лишения осенью 2012. Несколько раз лечился на дому. «Ломки» по своей тяжести «были терпимыми». Периоды воздержания составляли 2-3 недели. Сколько-нибудь заметного роста толерантности якобы не происходило. На госпитализацию согласился под давлением родственников.
Внешний вид и поведение. .Характерен внешний вид опийных наркоманов, особенно при длительном периоде наркотизации: больные выглядят значительно старше своего возраста, кожные покровы сухие, бледные с характерным желтушным оттенком, какой бывает при заболеваниях печени; многочисленные морщины на лице, раннее полысение; волосы и ногти становятся тусклыми, ломкими, теряют свой блеск. Очень характерно разрушение зубов (кариес и выпадение), часто выпадают все зубы. Для наркоманов характерно также падение массы тела вплоть до выраженного истощения (дефицит массы тела может достигать 7—10 кг и более). Очень типичны изменения вен после многочисленных инъекций наркотика: они утолщены и выглядят как толстые жгуты. По ходу таких вен могут быть видны многочисленные рубцы после нагноений и абсцессов и отмечается снижение чувствительности; иногда происходит полная облитерация русла вен. Часты флебиты. Наиболее грубые изменения вен наблюдаются при употреблении самодельных опийных препаратов.
Ощущение и восприятиеПо описанием больных, через 1 мин после приема внутрь или «прямо на игле» при в\в введении «из живота и груди по телу во все стороны разливается мягкая обжигающая волна, доходящая до кончиков пальцев и макушки», оно распространяет по телу «томное приятное жжение» Возникающее ощущение вызывает недоумение своей необычностью , даже некоторый « восхищенный страх от такой волшебной мощи» Бывает ощущение бодрости, стремление к деятельности. Через 2ч активность пониж. окружающее блекнет и перестает быть интересным, охватывает безразличие и нарастает сонливость.
Сознание. Сознание остается ясным. Только при передозировке развиваются оглушение, сопор, кома.При употреблении очень больших дозировок наркотика (З г и более героина в сутки) сумеречное помрачения сознания
Мышление.Деформация мышления отражается в речи и включают наркологическую тематику которая обслуживает ведущую доминанту «нарко-доминирующее мышление», персеверация
Эмоционально-волевая сфера.изучение расстройств эмоциональной сферы показало наличие достоверных различий в частоте случаев специфических расстройства зрелой личности (Р60), депрессивных эпизодов (Р32), рекуррентных (РЗЗ) и хронических аффективных расстройств (Р34), равнодушны к окружающим, не испытывают привязанности к окружающим, раздражительный , настр подавленное
Памятьмнестические нарушения во время ОАС во многом объясняются ослаблением активного внимания, выраженной утомляемостью и истощаемостью, однако возможность содержательного, через рисунок, логического опосредования помогает больному вспомнить необходимое слово. Отмечается преобладание логической памяти (опосредованной, с помощью пиктограммы) над механической.
Интеллект.Аддиктивный интеллект( я вам все расскажу о наркотиках, «Я больший нарколог чем ваши врачи)
Двигательная сфера при одурмвнивании двигательная сфера нарушена, мимика оживлённая, в позе Ромберга пошатывание.
Опишите психический статус больного с Корсаковским синдромом
Анамнез жизни
Развивается при: тяжелых интоксикациях, инфекционных заболеваниях, разных видов гипоксии, опухоли головного мозга, нарушении кровообращения мозга, при получении черепно-мозговых травм. При дефиците тиамина (витамина В1 ). Дефицит витамина B1 распространен среди людей, страдающих от алкогольной зависимости. Также распространен среди людей, с нарушенным всасыванием – синдромом мальабсорбции.
Анамнез болезни.Отрицает наличие заболевания.
Внешний вид и поведение
Опрятный. Доброжелательный. Мимика живая. На обращенную речь реагирует быстро. На вопросы отвечает по существу. Темп речи нормальный.
Ощущения и восприятие
Особое значение имеет расстройство восприятия времени, причем нарушается не элементарное чувство времени, а в основном расположение событий во времени, т. е. утрачивается хронологический порядок.
Сознание
Ясное.резко нарушена ориентировка во времени, причем больные часто не могут назвать не только числа, дня недели, месяца и года, но и времени года. Он не может себе представить, как долго находится в больнице, не может вспомнить, когда произошло данное событие — сейчас или год назад. Больным себя не считает.
Мышление
Последовательное, темп нормальный. Высказывания и умозаключения логичны. Мышление их большей частью вызывается не внутренней потребностью, а внешними впечатлениями: начнут с ним говорить - он начинает говорить, увидит вещь - сделает свое замечание, но сам ничем не интересуется.
Эмоционально-волевая сфера
Выражение лица и мимика адекватные. Снижение уровня побуждений, волевой активности, в связи с чем предоставленные сами себе они могут часами оставаться бездеятельными. Интересов решительно никаких нет, кроме интересов физических: поесть, попить, поспать, покурить. У них преобладает апатический или апатико-эйфорический фон настроения.
Память
Фиксационная амнезия - расстройства памяти на текущие события, больной не может вспомнить, пообедал он или нет, хотя только что убрали со стола. Если лицо, с которым он говорил минуты за две до данной минуты, снова войдет и спросит, видел ли он его, больной отвечает: “Нет, кажется, не видел”. память ограничивается только тем, что было до начала болезни, то же, что было после начала болезни, больной совершенно не помнит.
Псевдореминесценции - нарушение хронологии в памяти, при котором отдельные, имевшие место в прошлом события переносятся в настоящее, Так, больные, давно находящиеся в больнице, говорят о том, что недавно «пришли с работы», «были в гостях у родственников».
Конфабуляции - ложные воспоминания, при расспросе о текущей жизни сообщают вымышленные истории, нередко фантастического содержания («путешествовал по странам Африки и Азии, встречался с абиссинским негусом», «летал на космическом корабле» и др.).
Ретроградная амнезия - события, непосредственно предшествующие заболеванию, нередко охватывающие недели, месяцы и даже годы, могут полностью выпадать из памяти больного.
Интеллект
Больным свойственна та или иная степень интеллектуальной недостаточности, которая выражается в ослаблении продуктивности, стереотипности и монотонности суждений, выраженной зависимости их от внешних впечатлений, неспособности замечать противоречия в собственных высказываниях, обнаруживать несовместимость ложных воспоминаний с реальностью. Арифметические задачи решает без затруднений. Не может сформулировать значение пословиц.
Двигательная сферане нарушена. Жесты и произвольные движения естественные.
Внешний вид и поведение
Поведение больных определяется имеющимися галлюцинаторно-бредовыми расстройствами. Мимика живая. Выражение лица с быстрой сменой эмоций. Речь быстрая, эмоциональная, состоит из немногочисленных, отрывочных, коротких фраз или слов. На все происходящее вокруг больные реагируют отдельными репликами. Речевой контакт с больными затруднен, хотя получить односложные ответы иногда можно.
Ощущения и восприятие
Преобладают множественные и подвижные истинные зрительные иллюзии и галлюцинации: насекомые, животные, люди. Видения могут принять фантастически-неправдоподобный облик (черти, чудища). Гипнагогические галлюцинации. Зрительные галлюцинации то единичны, то множественны, сценоподобны и, отражая определенные ситуации, калейдоскопически сменяют друг друга. Нередко отмечаются слуховые, обонятельные, термические, тактильные галлюцинации, парестезии. Часты расстройства схемы тела, ощущения изменения положения тела в пространстве — все качается, вращается, падает. Всегда нарушается чувство продолжительности времени в сторону его резкого удлинения.
Сознание
Помрачение сознания. Больные обычно ложно ориентированы в месте и времени (будучи в больнице, считают, что находятся дома, на работе и т. д.), но ориентированы в собственной личности.
Мышление
Бред при алкогольном делирии отрывочен и отражает галлюцинаторные расстройства. По содержанию это чаще всего бред преследования. Бредовые высказывания не подкрепляются аргументами.
Эмоционально-волевая сфера
Настроение крайне изменчиво. В течение короткого времени сменяются страх, благодушие, недоумение, удивление, отчаяние, юмор. Мимика оживленная.
Память
Содержание делирия амнезируется либо целиком, либо фрагментарно. Некоторые делириозные переживания в памяти сохраняются. Какое-то, обычно непродолжительное, время больной может считать их событиями, происшедшими в действительности,— так называемый резидуальный бред.
Интеллект.Оценить невозможно из-за того, что пациент не доступен контакту.
Двигательная сфераБольные обычно непрерывно в движении или чем-то заняты в соответствии с господствующими в данный момент галлюцинациями и аффектом. При страхе и устрашающих видениях они бегут, прячутся, отбиваются, стряхивают с себя насекомых, отмахиваются, что-то тянут изо рта. В других случаях деловито отдают распоряжения, осведомляются о чем-то, обращаются к мнимым и действительным собеседникам, куда-то собираются идти. Некоторые производят последовательные, однообразно повторяемые действия, имеющие отношение к домашней работе или профессии — так называемый профессиональный делирий.
Внешний вид и поведение
Опрятный. Мимика живая. На обращенную речь реагирует быстро. На вопросы отвечает по существу. Темп речи нормальный.
Ощущения и восприятие
Нормальные или обыкновенные ощущения и явления часто интерпретируются больным как анормальные и неприятные, причем внимание обычно фокусируется на одном или двух органах или системах организма. следует отметить парестезии - ощущения онемения, покалывания, ползания мурашек и т.п., не обусловленные внешними раздражителями. Далее следуют психалгии - боли, обусловленные не каким-то конкретным поражением, а являющееся следствием физиологического повышения болевого порога. Это обычные боли без реальных оснований, нередко множественные. Другим таким элементом являются сенестоалгии - боли, которые отличаются более причудливым и своеобразным характером. Например, головные боли здесь уже жгучие, стреляющие, пронизывающие, колющие. Далее следуют сенестопатии - тоже возникающие спонтанно и крайне тягостные ощущения, не соответствующие по локализации конкретным анатомическим образованиям. Для сенестопатий характерны новизна и разнообразие ощущений; больные затрудняются точно описать их. И, наконец, синестезии - ощущения неясного тотального физического неблагополучия или недомогания со своеобразными, с трудом поддающимися описанию нарушения моторной сферы (неожиданная физическая слабость, покачивание и неуверенность при ходьбе, тяжесть или пустота в теле).
СознаниеЯсное. Считает себя больным
МышлениеПоследовательное, темп нормальный. .Больной может назвать предполагаемое соматическое заболевание или дефект тела, тем не менее степень убежденности в наличии заболевания обычно меняется от консультации к консультации, причем пациент считает более вероятным то одно заболевание, то другое.
Эмоционально-волевая сфера Страх смерти. Испуганное лицо.
Память.Не нарушена.
Интеллектсохранен
Двигательная сферане нарушена. Жесты и произвольные движения естественные.
Эхо - симптомы
ПамятьВ момент интоксикации обостряются эмоциональные переживания («волнение любви», по Ж. Буке): давно забытые сцены вновь предстают перед глазами наркомана в мельчайших деталях. Возвращается память о дорогих его сердцу существах. Если же он испытывает к кому-нибудь отвращение, то антипатия превращается в жгучую ненависть.
При большой длительности гашишной наркомании (более 5 лет)отмечаются рассеянность, снижение памяти и сообразительности, заметное нравственное снижение, потеря трудоспособности, утрата прежних социальных связей, пренебрежение семейными обязанностями, равнодушие и грубость по отношению к близким..
ИнтеллектГашишизм развивается эмоциональную тупость, понижает интеллект и технические функции, ослабляет нравственные чувства;
К концу десятилетия систематической наркотизации отмечается выраженная интеллектуальная и нравственная деградация.
Двигательная сферане нарушена. Жесты и произвольные движения естественные. В момент интоксикации - эхопраксия
Навыки по неврологии
Исследование чувствительности (поверх, глубокой, слож)
1. Исследование поверхностных видов чувствительности: болевая чувствительность. Положение пациента горизонтальное. Студент наносит легкие уколы в симметричных точках правой и левой половины тела пациента. При этом просит пациента сообщить о своем ощущении («остро» или «тупо»). После чего определяет уровень нарушения чувствительности и тип нарушения чувствительности: мононевритический, корешковый, полиневритический, проводниковый спинальный, проводниковый стволовой, корковый.
2. Исследование поверхностных видов чувствительности: температурной чувствительности. Студент использует две пробирки с горячей (температура воды 40-50о) и холодной водой (температура воды не выше 25о). Исследование проводят раздельно для тепловой и холодовой чувствительности. В симметричных точках правой и левой половины тела пациента наносит прикосновения пробирками с водой. При этом просит пациента сообщить о своем ощущении («холодное» или «горячее»).
3. Исследование глубоких видов чувствительности: тактильной чувствительности. Положение пациента горизонтальное. Студент наносит кисточкой или ватой прикосновения в симметричных точках правой и левой половины тела пациента. При этом просит пациента сообщить о своем ощущении («чувствую» или «не чувствую»).
4. Исследование глубоких видов чувствительности: суставно-мышечного чувства. Положение пациента горизонтальное. Студент объясняет пациенту какие движения будет производить (вверх-вниз, кнаружи-кнутри), затем просит пациента закрыть глаза. После чего производит пассивные движения в суставах, начиная с концевых фаланг кистей и стоп, затем переходя к прокисмальным суставам. При этом просит пациента определить направление произодимого движения.
5. Исследование глубоких видов чувствительности: чувство веса. На вытянутую руку пациента студент накладывает гири либо предметы разного веса. При этом оценивает способность пациента различить разницу веса предметов.
6. Исследование глубоких видов чувствительности: чувство давления. Студент надавливает пальцем в области исследуемой мышцы пациента. При этом оценивает способность пациента отличить прикосновение от давления и разницу между надавливанием разной силы.
7. Исследование сложных видов чувствительности: двумерно-пространственное чувство. Студент просит пациента закрыть глаза, затем тупым предметом на коже пациента рисует цифры, буквы или простые фигуры (треугольник, квадрат, круг). При этом просит пациента распознать фигуры с закрытыми глазами.
8. Исследование сложных видов чувствительности: стереогностическое чувство. Студент просит пациента закрыть глаза, затем дает ему в руки предмет и просит назвать предмет и охарактеризовать его качества (форму, плотность, мягкость).
Информация для экзаменатора: оцените, пожалуйста, с учетом приведенных ниже критериев практические навыки студента при исследовании чувствительности.
Время – 6 минут.
№ | Критерии шагов задания | Баллы | ||
0-0,1 не выполнил | 0,2-0,3 выполнил с замечаниями | 0,4-0,5 выполнил полностью | ||
Исследование поверхностных видов чувствительности: болевая чувствительность. Положение пациента горизонтальное. Студент наносит легкие уколы в симметричных точках правой и левой половины тела пациента. При этом просит пациента сообщить о своем ощущении («остро» или «тупо»). После чего определяет уровень нарушения чувствительности и тип нарушения чувствительности: мононевритический, корешковый, полиневритический, проводниковый спинальный, проводниковый стволовой, корковый. | ||||
Исследование поверхностных видов чувствительности: температурной чувствительности. Студент использует две пробирки с горячей (температура воды 40-50о) и холодной водой (температура воды не выше 25о). Исследование проводят раздельно для тепловой и холодовой чувствительности. В симметричных точках правой и левой половины тела пациента наносит прикосновения пробирками с водой. При этом просит пациента сообщить о своем ощущении («холодное» или «горячее»). | ||||
Исследование глубоких видов чувствительности: тактильной чувствительности. Положение пациента горизонтальное. Студент наносит кисточкой или ватой прикосновения в симметричных точках правой и левой половины тела пациента. При этом просит пациента сообщить о своем ощущении («чувствую» или «не чувствую»). | ||||
Исследование глубоких видов чувствительности: суставно-мышечного чувства. Положение пациента горизонтальное. Студент объясняет пациенту какие движения будет производить (вверх-вниз, кнаружи-кнутри), затем просит пациента закрыть глаза. После чего производит пассивные движения в суставах, начиная с концевых фаланг кистей и стоп, затем переходя к прокисмальным суставам. При этом просит пациента определить направление произодимого движения. | ||||
Исследование глубоких видов чувствительности: чувство веса. На вытянутую руку пациента студент накладывает гири либо предметы разного веса. При этом оценивает способность пациента различить разницу веса предметов. | ||||
Исследование глубоких видов чувствительности: чувство давления. Студент надавливает пальцем в области исследуемой мышцы пациента. При этом оценивает способность пациента отличить прикосновение от давления и разницу между надавливанием разной силы. | ||||
Исследование сложных видов чувствительности: двумерно-пространственное чувство. Студент просит пациента закрыть глаза, затем тупым предметом на коже пациента рисует цифры, буквы или простые фигуры (треугольник, квадрат, круг). При этом просит пациента распознать фигуры с закрытыми глазами. | ||||
Исследование сложных видов чувствительности: стереогностическое чувство. Студент просит пациента закрыть глаза, затем дает ему в руки предмет и просит назвать предмет и охарактеризовать его качества (форму, плотность, мягкость). | ||||
Итого | 4,0 |