Занятие 23. Двор. Домашние птицы и животные
I
1) Беседа по теме:
• Сравни эту картинку с предыдущей и скажи, что изменилось на картинке. Назови всех, кто появился на картинке.
• Посчитай, сколько на картинке цыплят, поросят.
• Как называется дом для собаки? Чем отличается конура от норы?
2) Подбери к названию общего понятия частное: домашние птицы — ..., домашние животные — ... .
3) Объясни, почему животных и птиц называют домашними? А какие еще бывают животные?
4) Назови детенышей животных и птиц: у свиньи — ..., у собаки — ..., у кошки — ..., у курицы — ..., у гуся — ..., у индюка — ... .
5) Объясни, почему так говорят: «Собака — друг человека. Петушок — золотой гребешок».
II
1) Составь предложение со словом «петух».
2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: птицы, гулять, двор, по.
3) Ответь на вопросы:
• Кто сторожит дом? Кто клюет зерно? Кто любит лежать в луже? Кто любит лакать молоко? Кто рано поет песни?
• У петуха перья разного цвета. Перья какие? У собаки длинная шерсть. Собака какая?
4) Вставь пропущенные слова: Сидит кошка ... окошке. Конура ... окошком. Собака сидит ... конуры. Свинья лежит ... луже. Петух сидит ... заборе.
5) Объясни, от каких слов образованы слова: «зернохранилище», «птицефабрика».
III
1) Исправь ошибку: Яйца несут курицу.
2) Объясни, почему так нельзя сказать: Куры улетели в теплые края? Как называются те птицы, которые улетают зимой?
3) Покажи:
• курицу цыпленка, цыпленка курицы;
• свинью поросенка, поросенка свиньи.
4) Выбери лишнее слово, объясни свой выбор:
• индюк, гусь, свинья, курица;
• кошка, собака, свинья, петух.
IV
1) Какой первый звук в словах «кошка», «курица», «конура»? — [к].
2) Дай характеристику звука [к]. — Согласный, глухой, твердый.
3) Назови парный согласный звук. — [г].
4) Сравни, в чем сходство и различие звуков [к] — [г]? — [к] глухой, а [г] звонкий.
5) Подбери слова на звук [к], на звук [г]. Назови последовательно звуки в этих словах. Сколько в них слогов?
6) Послушай и скажи, какие слова получатся (слова произносятся по звукам): к-о-р-ы-т-о, к-о-н-у-р-а, в-о-р-о-т-а, в-о-р-о-н-а.
V
1) Выучи:
Чищу щеткой я щенка,
Щекочу ему бока.
Солнце светит на горе,
Ходят куры на дворе —
Пестрые, приглядные,
Перышки нарядные.
2) Отгадай:
По земле ходит,
А неба не видит. (Свинья.)
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит.
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь.)
Занятие 24. Двор. Домашние животные
I
1) Беседа по теме:
• Сравни картинки, что изменилось?
• Посчитай, сколько нарисовано на картинке животных.
• Какие это животные? Почему их так называют?
• Где были животные? Кто их пас?
• Чем отличаются домашние животные от диких животных?
2) Подбери к названию общих понятий частные: домашние животные — ..., ..., ..., дикие животные — ... .
3) Назови детенышей животных: у коровы — ..., у лошади — ..., у овцы — ..., у козы — ... .
4) Закончи предложение: Корова большая, а коза ... . У овцы шерсть белая, а у барана ... . Жеребенок бегает быстро, а теленок ... .
5) Объясни, почему так говорят: «Корова-кормилица. Конь-огонь».
II
1) Составь предложение со словом «пастух».
2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: птицы, гулять, двор, по.
3) Ответь на вопросы:
• Куда вошли животные? У кого рога? На ком можно ездить? Когда подоят корову? Кому налили воду? Из чего теленок пьет воду?
• У коровы длинные рога. Корова какая? Корова бодается. Она какая? Какую пользу приносит корова?
• Что делает пастух? Кого он пасет?
4) Покажи:
• корову теленка, теленка коровы;
• козу козленка, козленка козы;
• овцу ягненка, ягненка овцы.
5) Объясни, от каких слов образовано слово: «длиннорогая», «парнокопытное», «земледелец».
III
1) Исправь ошибку: Теленок принес корм мальчику.
2) Выбери правильное предложение: Конь ведет мальчика. Мальчик ведет коня.
3) Выбери лишнее слово, объясни свой выбор:
• петух, коза, корова, овца;
• жеребенок, ягненок, коза, теленок.
IV
1) Какой первый звук в словах «корова», «коза», «конь»? — [к].
2) Дай характеристику звука [к]. — Согласный, глухой, твердый.
3) Назови парный согласный звук. — [г].
4) Сравни, в чем сходство и различие звуков [к] — [г]? — [к] глухой, а [г] звонкий.
5) Подбери слова на звук [к], на звук [г]. Назови последовательно звуки в этих словах. Сколько в них слогов?
6) Послушай и скажи, какие слова получатся (слова произносятся по звукам): к-о-з-а, к-о-р-о-в-а.
V
1) Выучи:
Козе принесли букет.
Ну, что же, спасибо за обед.
Услыхав «ку-ка-ре-ку»,
Конь споткнулся на скаку:
Полетела кувырком
Таратайка с седоком.
2) Отгадай:
По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан. (Овца.)
С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова. (Коза.)