Упражнения на развитие зрительной памяти.
а) Разложите перед ребенком 7—10 картинок. Дайте 10—20 с посмотреть на них. Затем пусть ребенок отвернется и закроет глаза. Поменяйте картинки местами или уберите одну.
Инструкция ребенку: «Посмотри на картинки и постарайся их запомнить. А теперь назови, что изменилось».
Ребенок должен определить, что изменилось. Так проделайте 2—3 раза. Если ребенок угадывал без ошибок (может, с ошибками, но очень старался), похвалите его и дайте ему приз.
б) Разложите 5 карточек с написанными словами. Задание дается на время.
Инструкция ребенку: «Быстро прочитай и запомни, как эти слова расположены. Затем я их перепутаю, а ты должен отгадать, что изменилось».
Для ребенка здесь важен не сам процесс чтения, который ему труден, а факт запоминания слов. Игра в картинки показала ребенку, что он может запомнить их последовательность. Добившись успеха, он будет стараться быстрее прочитать слова, чтобы запомнить, как лежат картинки. А вам надо, чтобы ребенок учился быстрее читать! Вот он и будет читать, не сосредоточивая внимания на самом процессе чтения.
Слова для 1-го чтения | Лук | Мак | Сон | Дуб | Сыр | Кот |
Слова для 2-го чтения | Снег | Роса | Кот | Мак | Рак | Лоб |
Слова для 3-го чтения | Дым | Рот | Рука | Стул | Каша | Хлеб |
Слова для 4-го чтения | Рама | Мама | Кожа | Лужа | Рука | Рыба |
Постепенно увеличивайте ряд слов и отбирайте слова из 2 слогов, затем из 3 слогов. Старайтесь, чтобы усилия ребенка привели к успеху.
Упражнения на развитие слухового восприятия.
• Инструкция ребенку: «Хлопни в ладоши, когда услышишь слово, обозначающее предмет (существительное)»: маска, рыжая, делать, рука, дождь, ветка, хлещет, бежит, окно...
• Инструкция ребенку: «Назови слова, обозначающие предметы, вместе с другими, а я буду отгадывать» (т. е. задание то же, что и предыдущее, но ведущим будет ребенок).
• Инструкция ребенку: «Отгадай слова. А что эти слова значат? Придумай с этими словами предложения». (Вы произносите слова по звукам.)
ш-к-а-т-у-л-к-а
м-а-с-т-е-р
м-а-л-а-х-и-т
Вы говорите ребенку слова, состоящие из 3—4 слогов и не часто используемые в речи. Важно, чтобы ребенок определил слово на слух, понял его значение, составил с ним предложение.
Смысл этого упражнения не только в отгадывании слова, но и в развитии речи, в умении составлять распространенное (многословное) предложение, в котором бы говорилось о красоте природы, доброте человека, чертах характера близких.
Зрительный диктант.
Предъявите ребенку образец написания нескольких слов (предложений), на который наложите непрозрачный лист бумаги так, чтобы было видно одно лишь слово (предложение). Ребенок в течение нескольких секунд читает это слово и запоминает его. Затем вы закрываете листом бумаги данное слово, а ребенок по памяти записывает его в тетрадь, диктуя себе по слогам. За этим следует проверка написанного ребенком, и после этого повторяется запоминание и запись следующего слова или предложения.
Шел сильный дождь.
Машина летела вперед.
Мороз щипал уши.
Визгливая собака замолкла.
Надвигался шторм.
Упражнение на развитие навыков чтения.
Инструкция ребенку: «Сейчас мы с тобой по очереди будем читать сказку (рассказ). Начну читать я, а ты внимательно слушай и следи за текстом. Когда я остановлюсь, ты прочитаешь то, что прочитал(а) я и продолжишь чтение дальше».
Выберите сказку, рассказ из книги вашей домашней библиотеки.
Вы начинаете чтение, затем ребенок читает текст, уже прочитанный вами, и продолжает дальше. Не забудьте спросить его, о чем он читал. Помните, что техника чтения не должна быть самоцелью. Главное — научить ребенка читать, чтобы он получал от этого удовольствие, информацию, понимая смысл читаемого.
Можно для разнообразия читать с ребенком поочередно, по строчкам, по предложениям.
Игры на развитие памяти, тактильного восприятия.
Игра 1.
Предложите ребенку узнать на ощупь с закрытыми глазами предмет (вынимается предмет из коробки или мешочка).
Для развития речи полезно придумывать предложения про каждый предмет: какой он, зачем нужен, что с ним можно делать.
Игра 2.
Определить на ощупь, какая насыпана на блюдце крупа (рис, гречка), соль или сахар, чай или кофе, горох или орехи.
Вариант: Определить на ощупь и поставить по порядку стаканы с водой: горячей, теплой, чуть теплой, холодной.
Игра 3.
Узнать различные предметы, употребляемые в быту, по звуку, который они издают при падении на пол: карандаш, ложка, книга, коробок спичек и др. Ребенок не должен видеть падающего предмета: глаза должны быть закрыты или предметы должны падать за ширмой.