Упражнение на развитие зрительно-моторной координации.
Инструкция ребенку: «Проведи прямую (волнистую, угловую) линию внутри дорожки».
Упражнения на развитие слухового восприятия, памяти и внимания.
Для данных упражнений вам понадобится коробка с цветными карандашами или фломастерами.
Инструкция ребенку: «Я буду называть звуки, а ты будешь их изображать (писать букву, обозначающую данный звук), выбирая для каждого звука свой цвет карандаша. Ты сам реши, каким цветом ты будешь обозначать тот или иной звук. Но условие такое: если ты дал звуку определенный цвет, то менять его уже нельзя. Например, выбери цветные карандаши для звуков [о], [к], [т]. Сейчас я буду произносить эти звуки по очереди, а ты вспомни цвет карандаша каждого звука и положи его на стол (напиши буквы соответствующим звуку цветом): [к], [о], [т]. Какое слово получилось? [Т], [о], [к] — какое слово получилось теперь?»
Аналогичные задания можно выполнить с большим количеством звуков в слове: «насос — сосна», «мышка — камыш», «кулон — уклон», произносите ребенку звуки с их различным местонахождением в слове.
Занятие 7
Упражнения на развитие внимания, зрительного восприятия, логического мышления.
Инструкции ребенку:
• «Посмотри внимательно, подумай и скажи, какая фигура потерялась?»
(В каждом ряду должны быть круг, треугольник, квадрат.)
• «Продолжи ряд».
Упражнения на развитие внимания.
а) Вернемся к таблицам Шульте. Выберите ту таблицу, в которой ребенок ориентируется лучше (№ 1, 2 или 3, см. здесь).
Инструкция ребенку: «Перед тобой таблица с цифрами. Твоя задача найти, назвать вслух и показать карандашом число. Искать числа, называть и показывать необходимо по порядку, от 1 до 25. Старайся смотреть в центр таблицы, не делать ошибок и работать быстро. Начинай.» Засеките время. Покажите ему его положительные результаты, успехи, которые непременно будут, если вы занимаетесь систематически.
б) Возьмите картинку с множеством изображенных на ней предметов. Покажите ее ребенку и попросите его запомнить их, а после ее предъявления пусть он по памяти назовет как можно больше предметов.
Инструкция ребенку: «Посмотри на картинку и постарайся запомнить все предметы, изображенные на ней. А теперь перечисли предметы, которые ты запомнил».
Упражнение на развитие слухового внимания.
Инструкция ребенку: «Назови, из каких последовательных звуков состоит слово».
Море, сук, ложка, танец, ботинок, метро, базар, станки.
Упражнение на развитие навыков техники чтения.
Предложите ребенку из ряда слов найти заданное слово (например, «снег»).
Инструкция ребенку: «Прочитай слова про себя, найди среди них слово „снег“ и покажи его». (Время фиксируется.)
Вол, утка, пила, три, марка, плотник, замок, картинка, рисуют, астра, пилот, Аня, снег, мяч, рай.
Игры на развитие памяти, моторики, координации.
Игра 1.
Попросите ребенка выполнить с закрытыми глазами какое-то знакомое действие (постелить постель, подмести пол).
Игра 2.
Предъявите детям до 10 предметов, дайте им рассмотреть их, предупредив, что про эти предметы будут заданы разные вопросы (например: какого цвета сумка, что сделано из стекла, что вышито на салфетке и т. д.). Дети должны ответить на все вопросы про рассмотренные ими предметы.
Важно, чтобы ребенок не только отвечал на вопросы, но и сам задавал их. Поменяйтесь с ребенком ролями.