Говорите одно, делаете другое

Базовые материалы:

LaPiere R. Т. (1934). Attitudes and actions. Social Forces, 13,230-237.

Ниже рассматривается проблема, проявившаяся благодаря работе психолога из Стэнфордского университета Ричарда Ла Пьера (Richard LaPiere) — «Социальные установки и поведе­ние». Его исследования, проведенные в 1934 году, стали отправ­ной точкой для весьма значительного числа работ, большего, чем это можно сказать в связи с любым другим из названных в данной книге исследований. Ла Пьер занимался социальными установками (social attitudes) — теми, которые мы имеем по от­ношению к другим людям или группе людей. Представляется логичным, что личностная установка на объект (будь то чело­век или вещь) будет влиять на поведение человека по отноше­нию к объекту. Если свою установку на брюссельскую капусту вы выразите, например, словами: «Фу! Какая мерзость!», то можно предсказать, что, увидев на столе этот маленький зеле­ный овощ, вы откажетесь его есть. Скорее всего, именно так и будет.

На заре развития психологии считалось, что такое соответ­ствие между установкой и поведением действительно во всех случаях, независимо оттого, выражает ли человек свои гастро­номические предпочтения или же высказывает мнение в отно

шении других людей (социальная установка). Поэтому психо­логи и социологи применяли различные вопросники для опре­деления установок и считали, что существующие установки бу­дут детерминировать поведение человека при его реальной встрече с объектом установки.

Ла Пьер попытался выяснить, насколько это допущение справедливо по отношению к социальным установкам. Для на­глядности он использовал такой пример. Исследователь обра­щается к американцу с вопросом: «Вы уступите в трамвае мес­то американке?» (Не забывайте, что шел 1934 год!) Ла Пьер объясняет, что ответ — каким бы он ни был — будет символи­ческим ответом на гипотетическую ситуацию. Поэтому нельзя предсказать, что в действительности будет делать мужчина, ко­гда он лицом к лицу столкнется в переполненном трамвае с ре­альной американской женщиной. До Ла Пьера большинство ис­следователей были уверены, что действительно смогут предска­зать реальное поведение опрашиваемого исходя только из его символической установки, для определения которой они ис­пользовали его ответы на вопросы о гипотетической ситуации. И не только это; психологи даже пытались на основании по­добных ответов предсказывать, как будут развиваться, в общем и целом, отношения между американцами и армянами. Ла Пьер привел доводы в пользу того, что утверждения о прямом соот­ветствии символического поведения (ответы на вопросник) и реального поведения, возможно, вообще ошибочны. Во всяком случае, это соответствие совсем не гарантировано и далеко не так однозначно, как считали его современники.

Точку в этой дискуссии и поставила знаменитая работа Ла Пьера, посвященная исследованиям расовых и этнических предрассудков и дискриминации в американском обществе (еще раз напомним, что это были 1930-е годы). Нельзя сказать, что такие негативные установки не существуют в наши дни, но совершенно очевидно, что 60 лет тому назад дискриминация была общепринятой и вопиющей. Примером может служить общая в те времена линия поведения — не обслуживать в оте­лях и ресторанах членов определенных расовых и этнических групп. Ла Пьер решил использовать это обстоятельство для про­верки своей идеи: установки часто не дают возможности пред­сказывать реальное поведение.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

В 1930—1931 годах Ла Пьер много путешествовал вместе с ки­тайским студентом и его супругой. «Они оба имели привлека­тельную внешность, вызывали симпатию, быстро завоевывали уважение всех, с кем их близко сводил случай» (р. 231). Дело про­исходило в Соединенных Штатах Америки, где тогда существо­вали сильные предрассудки и дискриминация по отношению к представителям народов Азии. По признанию Ла Пьера, он очень волновался перед началом путешествия и позднее, в частности, когда они прибыли в небольшой, но шикарный отель «в малень­ком городке, известном строгой и фанатичной установкой сво­их жителей по отношению к выходцам из Азии» (р. 231). Каково же было его удивление, когда им сразу же были предоставлены номера и обслуживали их быстро и вежливо. Ла Пьер рассказы­вает далее: «Двумя месяцами позже я снова проделал тот же путь, позвонил в этот отель и спросил, могу ли я заказать номер для очень важного джентльмена из Азии. Ответ был четким: "Нет!". Такая ситуация еще более возбудила мое любопытство и заста­вила продолжать исследования» (р. 232).

Идея Ла Пьера состояла в том, что вопреки широко распрост­раненному мнению социальное поведение людей очень слабо связано с социальными установками, когда они выражены вер-бально. Другими словами, то, что люди говорят, — это часто не то, что они делают.

МЕТОД

Исследование состояло из двух частей. Одна из них была по­священа реальному поведению, другая — высказываемым ус­тановкам (символическому поведению).

Наши рекомендации