Значение исследования и последующих открытий

Исследование Фридмана и Розенмана имело решающее зна­чение в истории психологических исследований по трем основ­ным причинам. Во-первых, оно было одним из первых систе­матических исследований, точно установившим, что присущие человеку поведенческие паттерны могут внести значительный вклад в развитие серьезных заболеваний. Это послужило сиг­налом для врачей, что для успешного прогноза, лечения и пре­дотвращения болезни недостаточно учитывать только лишь ее физиологические аспекты. Во-вторых, данное исследование по­ложило начало новой линии научного изучения связи между по­ведением и КН, что дало толчок появлению новых исследова­тельских статей. Понятие личностного типа А и связь типа с КН были детализированы до того уровня, что стало возможным предотвращать возникновение сердечного приступа у людей из группы повышенного риска.

Третий отсроченный результат исследования Фридмана и Розенмана — это важная роль в создании и развитии относи­тельно новой отрасли наук о поведении человека, названной психологией здоровья. Психологи здоровья изучают все аспек­ты здоровья и медицины с позиции психологических факторов улучшения и поддержания состояния здоровья, предотвра­щения и лечения болезней; психологические аспекты причин заболеваний, а также рассматривают всю систему охраны здо­ровья.

Очень важно упомянуть еще об одной работе. В 1976 году Розенман и Фридман опубликовали результаты большого ис­следования, длившегося 8 лет. Выборка насчитывала 3000 че­ловек, у которых перед началом исследования не был обозна­чен диагноз сердечной недостаточности и которые соответство­вали поведенческой модели типа А. В сравнении с субъектами типа Б вероятность возникновения КН у этих мужчин была в 2 раза больше, они значимо больше страдали от тяжелых сер­дечных приступов, а сосудистые проблемы встречались у них в 5 раз чаще. И возможно, даже более важно то, что тип А яв­лялся прогностическим фактором развития КН, не зависевшим от других факторов, таких как возраст, уровень холестерина, кровяное давление и курение (Rosenman et al,, 1976).

Вы спросите, почему? Какие именно характеристики типа А способствуют развитию КН? Наиболее признаваемый ответ — тип А реагирует на стрессовые ситуации чрезмерным физиоло­гическим возбуждением. Это крайнее возбуждение заставляет тело производить больше гормонов, таких как эпинефрин (ад­реналин), а также повышает частоту сердечных сокращений и кровяное давление. Со временем эти гиперреакции на стресс повреждают артерии, что, в свою очередь, приводит к сердеч­ной недостаточности (Matthews, 1982).

СОВРЕМЕННЫЕ РАЗРАБОТКИ

Фридман и Розенман, вместе и по отдельности, сохранили роль ведущих исследователей в области личности и поведен­ческих характеристик в связи с КН. Их статьи, которые мы об­судили, как и более поздние работы, цитируются в широком ряде исследований, опубликованных во многих странах. По­нятие типа А было детализировано, отработано и применено во многих областях, одни из которых представляются логично связанными с рассматриваемой тематикой, а другие удивляют.

Например, в одном из исследований рассматривалась связь между поведением типа А и вождением автомобиля (Реггу& Baldwin, 2000). Результаты не оставили никаких сомнений, что «Вы не должны позволять своим друзьям типа А садиться за руль!» Была выявлена четкая связь между личностным типом А и увеличением числа происшествий на дороге: больше аварий, штрафов, больше проявлений нетерпеливости и гнева на доро­ге и больше случаев рискованных действий. Можете пройти тест на принадлежность к типу А (вопросы в конце статьи), перед тем как в следующий раз сядете за руль!

В одном голландском исследовании изучали матерей, родив­ших первенцев (Vanljzendoorn et al., 1998). Мамы годовалых де­тей прошли тест на тип А/Б. Затем, через 18 месяцев, исследо­ватели наблюдали, как они играют со своим ребенком (тогда уже достигшим возраста 2,5 года). Результаты показали, что приемы обращения с маленькими детьми вызывают стресс и что большинство мам (81%) вели себя в соответствии с пове­денческим типом А. Взаимная преданность и привязанность

между матерью и ребенком оказались не связанными с лично­стными типами А и Б. Интересно, что матери, которые были ближе к типу А, оказались наиболее чувствительными к эмо­циональным и социальным потребностям своих детей.

И наконец, статья Фридмана и Розенмана за 1959 год по­служила основой исследования отношений между родителями и их детьми-подростками (Forgays, 1996). В этом исследовании анализировались характеристики типа А и семейное окруже­ние на примере 900 испытуемых. Результаты показали, что дети-подростки родителей типа А чаще всего сами принадлежали к этому типу. Это не удивительно, но вновь встает вопрос: приро­да или воспитание? Наследуют ли дети тип А или же они усваи­вают его в процессе воспитания? Форгейз (Forgays) отвечает на этот вопрос в своем исследовании: «Дальнейший анализ выя­вил независимый вклад восприятия влияний семейной среды в развитие ПМТА (поведенческой модели типа А) у подрост­ков» (р. 841). Тем не менее не было бы странным в свете по­следних исследовательских тенденций, если бы изучение усыновленных и близнецов выявило значимое влияние наслед­ственности, генетики на формирование А/Б личностной харак­теристики (о влиянии генетики на личность см. исследование Бошарда главу 1).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Соответствуете ли вы личностному типу А? Откуда вы мо­жете это узнать? Как и в случае с интровертами и экстравер­тами, о чем мы говорили в начале главы, ваша принадлежность к типу А или Б является частью вас самих. Были разработаны специальные тесты, способные определить принадлежность человека к одному из этих типов поведенческой установки. Вы можете приблизительно прояснить ситуацию, просмот­рев список характеристик, и оценить, скольким вы соответ­ствуете:

1. Часто делает сразу много дел.

2. Подгоняет других, призывает закончить мысль.

3. Очень раздражается, когда попадает в автомобильную «проб­ку» или ждет на телефонной линии.

4. Много жестикулирует во время разговора.

5. Не может сидеть, ничего не делая.

6. Говорит очень напористо, часто использует нецензурные вы­ражения.

7. Играеттолькодлятого, чтобы победить, даже в играх с детьми.

8. Проявляет нетерпение, когда наблюдает за тем, как другие выполняют задание.

Если у вас есть подозрения, что вы принадлежите к типу А, вы можете проверить это более достоверно с помощью врача или психолога. На данный момент существует несколько эф­фективных программ, помогающих справиться с проблемой связи поведенческого типа А и серьезных заболеваний. И про­граммы эти появились в основном как реакция на работу Фридмана и Розенмана (см., например: George et al., 1998).

ЛИТЕРАТУРА

Forgays, D. (1996). The relationship between Type-A parenting and adolescent perceptions of family environment. Adolescence, 34(124), 841-862.

Matthews, K. A. (1982). Psychological perspectives on the Type A behavior pattern. Psychological Bulletin, 91, 293—323.

Gearge, I., Prasadaro, P., Kumaraiah, V, & Yavagal, S. (1998). Modification of Type A behavior pattern in coronary heart disease: A cognitive-behavioral intervention program. NIMHANS Journal, 16(1), 29-35.

Perry, A., & Baldwin, D. (2000). Further evidence of associations of Type A personality scores and driving-related attitudes and behaviors. Perceptual and Motor Skills, 91(1), 147-154.

Rosenman, R. H., Brand, R., Sholtz, R., & Friedman, M. (1976). Multivariate prediction of CHD during 8.5-year follow-up in the Western Collaborative Group Study. American Journal of Cardiology, 37, 903-910.

Vanljzendoorn, M., Bakermans-Kranenburg, M., Falger, P., DeRuiter, C., & Cohen, L. (1998). Type A behavior pattern in mothers of infants: An exploration of associations with attachment, sensitive care-giving, and life events. Psychology and Health, 13(3), 515-526.

Один; много...

Базовые материалы:

Наши рекомендации