Эмоции маленького мальчика по имени Альберт
Базовые материалы:
Watson, J. В. & Rayner, R. (1920). Conditioned emotional responses.
Journal of Experimental Psychology, 3, 1—14.
Приходилось ли вам задумываться о том, откуда появляются ваши эмоциональные реакции? Если да, то вы не одиноки в этом. На протяжении всей истории психологии источники эмоций вызывали большой интерес у ученых. Некоторые свидетельства этого представлены в данной книге; мы рассмотрим четыре исследования, которые непосредственно связаны с эмоциональными реакциями (глава 5, Harlow, 1958; глава 6, Ekman and Friesen, 1971; глава 8, Seligman and Meier, 1967; глава 9, Wolpe, 1961). Предлагаемое в этой главе исследование Уотсона и Рейнера, продемонстрировавшее формирование условной эмоциональной реакции, произвело необычайно сильный эффект более 70 лет назад и продолжает оказывать значительное влияние и в наше время. Вам трудно было бы найти учебник по общей психологии или работу, посвященную теориям научения, в которой бы отсутствовало описание полученных ими результатов.
Историческое значение этого исследования заключается не только в полученных данных, но и в новизне психологической «территории», на которую вступили авторы. Если бы мы могли перенестись в прошлое, к началу XX столетия, и увидеть состояние психологии того времени, то мы обнаружили бы, что она почти полностью находилась под влиянием работ Фрейда (о Фрейде см. в главе 8). Психоаналитическая теория Фрейда трактует человеческое поведение, основываясь на идее о том, что мы мотивированы неосознанными инстинктами и подавленными конфликтами, берущими начало в раннем детстве. По теории Фрейда, если говорить проще, поведение и особенно эмоции генерируются интернально посредством биологических и инстинктивных процессов.
В 1920-х годах стало формироваться новое направление в психологии, известное как бихевиоризм, появление и распространение которого стало возможным благодаря работам Пав-
лова и Уотсона. Точка зрения бихевиористов была радикально противоположной психоаналитическим взглядам; согласно утверждениям сторонников этого направления, поведение детерминируется не какими-то внутренними силами, но внешними причинами, а именно различными стимулами, воздействующими на организм из окружающей среды. Другими словами, мы научаемся реагировать эмоциональными состояниями. Уотсон был убежден, что любое человеческое поведение является продуктом научения и обусловливания, и провозгласил в своем знаменитом заявлении 1913 года:
Дайте мне дюжину нормальных здоровых младенцев и возможность организовать для них особый мир и необходимые условия воспитания, и я могу гарантировать, что, взяв одного, случайно выбранного из них, я выращу любого, какого хотите, специалиста: доктора, юриста, художника, торговца и даже нищего и вора (Watson, 1913).
Это был для того времени крайне революционный взгляд. Большинство психологов, как и общественное мнение в целом, не были готовы принять новые идеи такого рода. Особенно это касалось эмоциональных реакций, которые, как считалось, каким-то образом генерируются изнутри. Таким образом, Уотсон задался целью продемонстрировать, что эмоции могут быть экспериментально обусловлены.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
Уотсон рассуждал следующим образом: если стимул, который автоматически продуцирует у вас определенную эмоциональную реакцию (например, страх), регулярно воспринимается одновременно с чем-то другим, например крысой, то крыса будет ассоциироваться в вашем мозге с состоянием страха. Другими словами, в результате вы будете «обусловлены» бояться крыс. Он утверждал, что у нас нет врожденной боязни крыс и что подобные страхи являются результатом научения посредством обусловливания. Эти идеи послужили теоретической основой для его самого знаменитого эксперимента с «маленьким Альбертом Б.».
РЕЗУЛЬТАТЫ
Экспе^мент проводился с 1 1 -месячным мальчиком Альбертом Б.,вз/гым для исследования из больницы, где, будучи сиротой, онвоспитывался с самого рождения. Мальчик оценивался (]i и<следователями, и персоналом) как физически и эмо-ционадьнэ совершенно здоровый ребенок. С тем чтобы выясн?ть,вызывают ли у Альберта страх какие-либо стимулы, ему по£аз!вали белую крысу, кролика, обезьяну, собаку, различные марки с волосами и без волос, белую вату. Реакции Альберта Hi стшулы наблюдались и фиксировались с особой тща-тельносты». Ребенок проявлял интерес к различным животным и другим сбъектам,» тядажя за ними, иногда дотрагивался до них, нонисогда не проявлял ни малейшего страха. Поскольку ни одиь изэтих объектов не вызывал страха, они были обозначены как митральные стимулы.
На следующей фазе эксперимента предполагалось определить, мдоо ли продуцировать у Альберта реакцию страха по-средствзм ромкого шума. Все люди, и особенно дети, обнару-живаютрегкдию страха на неожиданные громкие звуки. Так как для так(>й реакции не требуется никакого научения, громкий звук обсзндают как безусловный стимул. В данном эксперименте ударяли полотком по стальному брусу, находящемуся сзади от ребеька В ответ на этот звук ребенок вздрагивал, пугался и начинал гр>мко плакать.
Итак- сргуация была подготовлена для проверки идеи о том, что эмониястраха у Альберта может быть обусловлена. На самом делг гроверка обусловливания не проводилась, пока ребенку н( исполнилось 1 1 месяцев. У исследователей были колебания поповоду того, этично ли у ребенка экспериментально формировать реакцию страха. Но они приняли решение продол»ат1 эксперимент, основываясь на рассуждении, которое в дагьнмшем оценивалось как сомнительное в этическом плане. (£тсг вопрос в связи с общими моральными проблемами данн<>го1сследования будет обсуждаться далее в настоящей
главе.)
Когдг эютеримент начался, исследователи показали Альберту бе.1ук крысу и одновременно воздействовали громким звуком, рнйале Альберт заинтересовался крысой и потянулся к ней, чтобд потрогать ее. Раздавшийся в это время громкий
звук заставил Альберта вздрогнуть и вызвал у него испуг. Эту процедуру повторили три раза. Неделю спустя все повторилось снова. После того как описанная процедура была повторена в общей сложности семь раз, крысу показали Альберту без всякого шума. Как вы, вероятно, уже догадались, теперь при виде крысы Альберт стал проявлять сильнейший страх. Он громко плакал, отворачивался, переворачивался на другой бок, чтобы не видеть крысу, и, наконец,,•стал уползать прочь так быстро, что исследователям пришлось броситься к нему, чтобы схватить, прежде чем ребенок доползет до края стола! Была сформирована условная реакция страха на объект, который неделей раньше не вызывал никаких опасений. Затем исследователи решили установить, будет л» зтот^обусловленный» страх переноситься на другие объекты. На психологическом языке подобный перенос обозначается термином генерализация. Если Альберт будет проявлять страх по отношению к похожим объектам, то усвоенное поведение будет считаться генерализованным. Через неделю было проверено тестирование и установлено, что Альберт испытывает страх перед крысами. Затем, чтобы проверить генерализацию, Альберту показали объект, похожий на крысу (белого кролика). По словам авторов эксперимента: «Моментально начались негативные реакции. Он отстранился от животного, насколько это было возможно, захныкал, брызнули слезы. Когда кролика приблизили к мальчику вплотную, ребенок спрятал свое лицо в матрасик, потом поднялся на четвереньки и стал уползать прочь с громким плачем» (р. 6). Напомним, Альберт не боялся кролика до того, как произошло обусловливание, и у него не формировалась специально реакция страха именно по отношению к кролику.
В течение этого дня маленькому Альберту показывали собаку, шубу, комок ваты. Он реагировал на все эти объекты страхом. Одним из самых широко известных тестов на генерализацию, сделавшим этот эксперимент таким знаменитым, стала маска Сайта Клауса. Реакция? Да... страх!
Еще через пять дней Альберт был протестирован снова. Результаты представлены в табл. 3.1.
Другой аспект условных эмоциональных реакций, интересовавший Уотсона, — это вопрос о том, происходит ли перенос такой эмоции с одной ситуации на другие.
Таблица 3.1