Типоведение и управление временем
Как и в случае с постановкой целей, наши типы личности влияют на то, как мы воспринимаем время и управляем им. Чтобы на деле показать, как это работает, мы часто разделяем посетителей наших семинаров на группы по каждой паре предпочтений и задаём им вопросы, касающиеся их восприятия времени. Например, мы просим:
– Экстравертов и интровертов – описать, что бы они сделали, если бы у них вдруг появилась куча свободного времени. Экстраверты потратят это время на внешнюю активность – вечеринки, телефонные разговоры, походы по магазинам и все то, что даёт обильный поток впечатлений извне; интроверты же более склонны к тому, чтобы провести время за книгой, спокойными прогулками, любимыми хобби и другими «созерцательными» видами деятельности.
– Сенсориков и интуитов – «описать время». (Сбор информации – это процесс описания вещей, а не их оценки.) Сенсорики достаточно конкретны и буквальны в описании времени, а интуиты пользуются более общими, абстрактными категориями.
– Логиков и этиков – дать определение времени. (Принятие решений – это процесс формулирования и ограничения данных, которые мы собрали.) Логики говорят более объективно (их речь похожа на статью), а этики определяют время через личные, субъективные понятия.
– Рационалов и иррационалов – сказать, что надо делать со временем. Рационалы, предположительно, организуют время и используют его для какого‑то конкретного достижения. Иррационалы более свободно распоряжаются временем: они, скорее всего, пожелают провести его в менее ответственной деятельности – например, в игре.
На всех наших семинарах ответы на эти вопросы (вполне предсказуемо) показывают прямую зависимость от типа. И каждый тип всегда выглядит удивлённым, услышав ответы своей противоположности. К примеру, экстраверты считают, что интроверты выбирают ужасно скучные способы времяпрепровождения. А выбор экстравертов кажется интровертам слишком утомительным.
Ниже приведены ответы, которые были даны участниками одного типичного семинара. Мы никак их не корректировали, дабы сохранить порядок и разнообразие данных ответов.
Например, экстраверты и интроверты ответили на вопрос, чем бы они заняли свободное время, следующим образом:
Что экстраверты и интроверты сделали бы в свободное время
Обратите внимание на обилие ответов экстравертов – столь характерное для них свойство. То же относится и к беспорядочно‑многословным формулировкам. Ознакомившись с ответами экстравертов, интроверты сказали, что все эти занятия им кажутся скучными и утомительными – какой же это отдых? Это и есть ключевое различие в интровертном и экстравертном подходах ко времени. То, что развлекает экстравертов, утомляет интровертов. (И экстраверты, и интроверты продемонстрировали, как обращаются со временем, уже в процессе ответа на вопрос. Интроверты быстро составили свои списки и спокойно ждали, пока все остальные закончат; остальные – то есть экстраверты – могли бы ещё долго продолжать свои списки, если бы мы их не остановили.)
Как сенсорики и интуиты описывают время
Важно отметить два свойства этих списков. Первое – насколько конкретна наибольшая часть слов сенсориков по сравнению со словами интуитов. Второе – из шестидесяти трех слов, присутствующих в этих двух списках, только одно – быстротечное – есть в обоих. Вам может показаться удивительным тот факт, что две группы, выполняя одно и то же задание, использовали два абсолютно разных набора слов, но они всего лишь действовали в соответствии со своим типом. Если сложить оба списка вместе, обе группы, вероятно, согласились бы, что в результате получилось гораздо более исчерпывающее описание времени.
Как логики и этики определяют время
Логики и этики на просьбу дать определение времени отвечали в несколько разной форме. Этики выдавали список, а объективные логики – цельную формулировку.
И снова различия между двумя списками весьма характерны. Объективные логики «определяют ориентиры», а субъективные этики видят «вехи» на «жизненном пути». Слово люди в логическом списке даже не появляется. Логику бы и в голову не пришло использовать такую «слащавую» терминологию при составлении формального определения.