Переменные мотивации вегетарианцев
Несмотря на то, что мы располагаем очень путаными данными, результаты некоторых исследований показывают, что вегетарианцы обзаводятся, лишаются и меняют свои мотивации по части отказа от мяса.
По итогам одного небольшого исследования оказалось, что 3/4 вегетарианцев переосмысливали причины придерживаться растительной пищи с течением времени. У трети из них появились появились дополнительные мотивы, а 15% попросту утратили имевшуюся мотивацию (Гамильтон, «Поедая смерть»). Авторы другого исследования отметили, что вегетарианцам было свойственно обретать новые мотивы вдобавок к уже имеющимся (Стайлз, 1998). С другой стороны, результаты еще одного исследования показали, что из 145 вегетарианцев и веганов мотивацию поменяли менее 5%. И это несмотря на то, что все они были вегетарианцами или веганами в среднем по 8 лет (Тимко, 2012).
Когда речь заходит о первоначальной мотивации, этические вегетарианцы более склонны придерживаться исходных убеждений. Ученые обнаружили, что только 8% из них позднее изменили свою первоначальную мотивацию придеживаться растительной пищи — против 38% вегетарианцев по здоровью и 75% вегетарианцев с другими мотивациями (Хоффман, 2013).
«Другие» вегетарианцы — те, которые изначально были мотивированы не здоровьем и не этикой — больше предрасположены к смене главной мотивации. По итогам одного исследования, 3/4 людей, отказавшихся от мяса из-за неприятного вкуса или под влиянием вегетарианских друзей или членов семьи, с течением времени обрели другие мотивации. Большинство остались вегетарианцами по этическим причинам, хотя упоминали и факторы здоровья (Хоффман, 2013). Согласно результатам трех исследований, многие вегетарианцы по здоровью со временем стали скорее озабочены вопросами благосостояния животных и окружающей среды (Гамильтон, «Поедая смерть»; Гамильтон, «Причины отвращения»; Фокс и Уард, 2008; Хоффман, 2013). Итоги другого исследования были таковы, что целых 25% тех, кто воздерживался от мяса изначально из-за здоровья, обрели более жесткую этическую позицию, как главный движущий импульс для дальнейшего следования вегетарианскому типу питания (Хоффман, 2013).
Но основную мотивацию меняют не только вегетарианцы по здоровью. Некоторые этические вегетарианцы со временем перестают считать, что есть мясо аморально, но продолжают питаться растительной пищей по причинам заботы о здоровье. Остальные либо забывают вкус мяса, либо остаются вегетарианцами попросту по привычке. Многие этические вегетарианцы в какой-то момент добавляют аспект здоровья к основной мотивации — этике (Розин, 1997; Гамильтон, «Поедая смерть»; Гамильтон, «Причины отвращения»; Хоффман, 2013). Авторы одного исследования обнаружили, что вне зависимости от изначальных причин перехода на вегетарианство, многие из них по мере старения начинали думать в первую очередь о здоровье (Хоффман, 2013).
Другое исследование позволило выявить озабоченность многих вегетарианцев экологической обстановкой. И хотя немногие стали вегетарианцами, волнуясь из-за отрицательного воздействия людей на окружающую среду, многие вегетарианцы в конечном счете добавили этот фактор в свою философию отказа от мяса (Фокс и Уард, 2008). Подобные тенденции подтверждаются и другими исследованиями. Очень небольшое число людей приводят заботу об окружающей среде, как главную причину перехода на вегетарианство, но опросы показывают, что до 47% вегетарианцев упоминают об этом аспекте среди причин оставаться вегетарианцами (Совет по исследованиям в области защиты животных, “Почему вегетарианец или почему нет”; Тимко, 2012; Совет по исследованиям в области защиты животных, “Дополнения”; Бирдсворт и Кейл, 1992).
Добавление новых мотивационных факторов имеет смысл с психологической точки зрения. Как мы убедились ранее, люди часто меняют свои убеждения таким образом, чтобы они соотносились с их поведением. Когда человек становится вегетарианцем, даже если это происходит из-за здоровья, ему намного проще осознать тот факт, что на фермах жестоко обращаются с животными или что вегетарианское питание полезно для планеты. Во-первых, эти убеждения сообразны его поведению. А, во-вторых, поскольку человек не ест мясо, он может принять эту информацию без ощущения того, что он делает что-то плохое.
Если вегетарианцы действительно склонны нагромождать мотивации с течением времени, то это, пожалуй, хороший момент. Наличие дополнительных мотиваций призвано помочь людям укрепить свою убежденность в правильности принятого решения (Совет по исследованиям в области защиты животных, “Почему вегетарианец или почему нет”).