Вегетарианцы юные и пожилые: различные мотивации
Молодые люди не только более склонны к вегетарианству в сравнении с другими возрастными группами, у них на это имеются и другие причины. Юные вегетарианцы куда чаще мотивированы идеями о благосостоянии животных и куда реже — заботами о своем здоровье.
Одно исследование недавно проводилось на детях в возрасте от 6 до 10 лет. Каждый из 16 детей, которые самостоятельно стали вегетарианцами, сделал это по причине беспокойства о животных. Несколькие из них также не любили вкус мяса, а один был мотивирован еще и заботой о своем здоровье (Хуссар и Харрис, 2010).
Подростки-вегетарианцы тоже куда чаще, чем более зрелые люди, аргументируют отказ от мяса защитой животных и окружающей среды (Исследование TRU; Прибис, 2010; Тимко, 2012; Бирдсворт и Брайман, 1999). Согласно результатам одного исследования, вдобавок к заботе о благосостоянии животных, важными мотиваторами для людей выступали чувство отвращения от мяса и социальное давление (Совет по исследованиям в области защиты животных, “Почему вегетарианец или почему нет”).
Забота о здоровье, похоже, выходит на первое место среди причин перехода на вегетарианство, стоит только взять возрастную категорию «людей от 45 лет и старше» (МакНейр, 1998). Авторы крупномасштабного американского исследования от 2012 года обнаружили, что на почти 2/3 пожилых вегетарианцев, которые называют в качестве причины отказа от мяса заботу о здоровье, приходится всего около 1/3 молодых вегетарианцев (Хеверсток и Форгейз, 2012).
Авторы лишь одного исследования пришли к заключению, что забота о здоровье так же важна, как животные, для подростков-вегетарианев (Перри, 2001). Кроме того, исследование обнаружило кое-что удивительное: контроль веса был главной мотивацией среди респондентов.
Итоги исследований, проведенных на студентах и молодых специалистах, как правило, давали понять, что только 3% из них мотивированы желанием следить за своим весом (Совет по исследованиям в области защиты животных, “Почему вегетарианец или почему нет”; Тимко, 2012; Совет по исследованиям в области защиты животных, “Дополнения”; Кертис и Комер, 2006). В ходе этого исследования лишь 1 из 5 респондентов в возрасте от 11 до 18 лет заявлял, что отказался от мяса, чтобы похудеть (Перри, 2001).
Тот факт, что молодые вегетарианцы больше озабочены положением животных и окружающей средой и в куда меньшей степени — здоровьем, вносит любопытную ноту: этические вегетарианцы, вероятно, более склонны, чем вегетарианцы по здоровью, оставаться вегетарианцами в долгосрочной перспективе.
Почему? Потому что вегетарианцы по здоровью — это, грубо говоря, возрастная категория, и речь здесь идет о людях более преклонного возраста, которым свойственно некорректно позиционировать себя вегетарианцами. В свою очередь, этические вегетарианцы обычно моложе, а молодым людям присуща более высокая точность в определении себя, как вегетарианцев.
Мы не должны забывать, что здесь играет роль не мотивация, а возраст человека. Насколько мы можем судить, подросток-вегетарианец по здоровью и подросток этический вегетарианец одинаково склонны придерживаться растительной пищи.
Почему веганы делают это
Как и положено людям молодым, веганы больше подвержены мотивации заботы о животных. Также они с большей вероятностью вдохновляются на переход соображениями защиты окружающей среды.
По результатам исследования от 1998 года становится понятно, что веганы были вдвое больше, чем вегетарианцы, склонны упоминать заботу о животных, как главный движущий фактор изменения питания и образа жизни (МакНейр, 1998). Онлайн-опрос, проведенный в том же году, дал аналогичные результаты: если вегетарианцы были больше мотивированы вопросами здоровья, то веганов скорее беспокоило положение животных («Потребители любят без мяса»). Итоги нескольких других исследований тоже показывают, что веганам больше, чем вегетарианцам, присуща этическая мотивация (Совет по исследованиям в области защиты животных, “Почему вегетарианец или почему нет”; Сталер, «Сахар»).
Авторы исследования от 2012 года обнаружили, что веганы были в большей степени озабочены благосостоянием животных, а также экологической и политической обстановкой вокруг пищевых предпочтений. Аналогичную долю внимания они уделяли и своему здоровью (Хеверсток и Форгейз, 2012).