Погодите-ка, неужто вегетарианцы и впрямь
Спасают столько животных?
Вы можете сказать, что все это крайне любопытно, но ответили ли мы на вопрос, ставший заголовком этого фрагмента? Откуда нам знать, что став вегетарианцем, вы действительно спасете настоящих, живых животных от жизни в страданиях? И ничего ли мы не упустили при калькуляции спасенных животных?
В широком смысле, вполне логично, что когда часть общества становится вегетарианской или начинает есть меньше мяса, число животных, которые будут убиты, пойдет на спад. Как и любой другой продукт, мясо подчиняется законам спроса и предложения. Когда спрос на товар снижается, производители уменьшают объемы его производства. В 2012 году американцы съели на 10% меньше мяса, чем в 2006-ом. В результате в 2012-ом было на сотни миллионов меньше животных, которых бы разводили, выращивали в жестоких фабричных условиях и убивали на бойне.
Но существует и другой закон спроса и предложения, который мы игнорируем. Когда спрос на товар снижается, нежеланные наименования заканчивают свою жизнь на полках. Производители и продавцы хотят продать их, но потребителей, которые были бы готовы их купить, не хватает. И что тогда делают продавцы? Снижают цену. Так что когда падает спрос, за ним следует и цена. А товары по сниженным ценам в свою очередь медленно вновь завладевают спросом.
Что это значит для вегетарианцев? Если вы решите убрать с ваших тарелок 25 килограммов куриного мяса, это вовсе не означает, что в следующем году будет произведено на 25 килограммов меньше. Количество куриного мяса, которое не будет произведено, составит менее 25 кг. Норвуд и Ласк подсчитали истинный эффект, который дает отказ человека от продуктов животного происхождения. Их модель пришла к следующим выводам:
— если вы отказываетесь от 0,45 кг говядины, общее производство говядины в конечном счете сократится до 0,31 кг;
— если вы отказываетесь от 0,45 кг куриного мяса, его общее производство снизится в итоге до 0,34 кг;
— если вы отказываетесь от 0,45 кг свинины, общее производство свинины уменьшится на 0,33 кг;
— если вы отказываетесь от 0,45 кг молока, общее производство молока сократится на 0,25 кг;
— если вы отказываетесь от 0,45 кг яиц, их общее производство упадет на 0,41 кг (Норвуд и Ласк).
Иными словами, удаление продуктов животного происхождения с наших тарелок меняет ситуацию вовсе не так кардинально, как мы полагали. И хотя это правда, что среднестатистический американский всеядный убивает своим выбором 33 сельскохозяйственных животных ежегодно, но когда он становится веганом, это позволяет спасти около 25 животных в год. Став вегетарианцем, он бы спас 23.
Похоже на плохие новости. Но есть и хорошие. То же самое справедливо и для увеличения спроса. То есть, если, скажем, рождаются новые мясоеды, или если ваш сосед решит в этом году съесть на 45 кг курятины больше, то общее увеличение производства составит лишь 34 кг.
Разумеется, на индивидуальном уровне это звучит глуповато. Норвуд и Ласк подсчитали, что если бы американцы съедали на 4500 кг куриного мяса меньше в этом году, то фермеры бы это заметили и в следующем годы произвели бы на 3400 кг куриного мяса меньше. Если это сделает лишь один человек, индустрия этого не заметит.
В этом смысле питаться — это как жертвовать на благотворительность. Допустим, одна некоммерческая организация тратит на вакцинацию каждого ребенка от смертельного заболевания около $20. Означает ли это, что, дав $20, вы можете быть уверены в том, что еще один ребенок будет вакцинирован?
Нет. Благотворительность не будет обналичивать ваш чек, улыбаться и идти делать вакцинацию ребенку за $20. Так стоит ли жертвовать еще? Ну, конечно! Потому что принцип работает, но только в крупных масштабах. Если тысяча человек пожертвует по $20, тогда с наибольшей вероятностью тысяча детей получит вакцинацию. Этих $20.000 хватило бы на то, чтобы открыть новую клинику в какой-нибудь деревне.
То же самое касается и избегания продуктов животного происхождения. Если вы решите отказаться от мяса, неужели ваш местный фермер вырастит и убьет на 28 (или, скорее, на 22, если учитывать колебания спроса и предложения) куриц меньше в следующем году? Нет. Но как только наберется более или менее приличное число людей, которые решат стать вегетарианцами, их коллективный эффект будет замечен. Фермер сократит производство при снижении числа убитых в расчете на каждого новоприбывшего вегетарианца на 22 курицы.
Как исследователь, Джейсон Гэверик Матени отметил, что каждый человек, отказывшийся от мяса, может стать тем счастливчиком, благодаря которому чаша весов будет перевешена. Каждый новый вегетарианец может стать человеком, который приведет общее число бойкотируемых мясных товаров к настолько высокому уровню, что фермеры возьмут это на заметку и сократят число выращиваемых животных (Матени).
Например, допустим, куриные фермеры заметят перемены и сократят производство из-за тысячи людей, отказавшихся от куриного мяса. На этот момент фермеры сократят производство на 22.000 птиц. Невелики шансы, что ваше персональное решение отказаться от мяса доведет ситуацию до этой черты. Вообще, ваши шансы 1 из 1000. Но все-таки если вы настоящий счастливчик, то ваше решение спасет жизни 22.000 кур!
Совершенно очевидно, что этика подсказывает нам единственный вариант — перестать есть курятину. Это хорошо, даже если вы не уверены, что ваш персональный выбор изменит положение вещей. Но когда вы примеряете эти цифры на всех вегетарианцев, живущих в стране, оказывается, что каждый из вас каждый год спасает по 22 курицы от страданий и смерти.
Так поздравляю вас, вегетарианцы, веганы и даже просто люди на диете: вы действительно меняете мир! Поздравляю вот с чем. В результате одного исследования выяснилось, что многие вегетарианцы — даже этические вегетарианцы — не задавались вопросом о том, спасает ли жизни сделанный ими выбор! Они противились мясной индустрии по этическим соображениям и не хотели быть ее частью, даже если бы их пищевые предпочтения не оказывали никакого реального эффекта на жизни животных (Гамильтон, Eating Death).
Теперь, когда мы убедились в наличии влияния вегетарианцев на судьбы животных, давайте разберемся с нашим главным вопросом: кто же все-таки эти люди?!
КТО БРОСАЕТ МЯСО
Демография изменений в питании
Количество вегетарианцев в США исчисляется миллионами. И хотя итоги различных опросов варьируются, в целом около 3% американцев утверждают, что не едят ни красное мясо, ни птицу, ни рыбу. Треть этих вегетарианцев — то есть 1% американцев — говорят, что никогда не едят яйца и молочные продукты. Если эти данные верны, значит, в США проживают 9 миллионов веганов и вегетарианцев. И это не считая миллионов полувегетарианцев, которые существенно сократили количество потребляемого мяса (Совет по исследованиям в области защиты животных, «Вегетарианство в США»; Priority Ventures Group; Совет по исследованиям в области защиты животных, «Сколько вегетарианцев»; «Сколько вегетарианцев», 2003; «Как часто американцы»; «Сколько вегетарианцев», 2000; Сталер, «Сколько вегетарианцев»; «Сколько вегетарианцев», 2009; опрос Time/CNN; Ротбергер, 2012; Ньюпорт).
Как вы догадываетесь, вегетарианцы бывают разных размеров и форм. От детей до пожилых людей, от миллиардеров до получателей пособия, от плотников до профессиональных спортсменов и программистов — вегетарианцы повсюду. И хотя все они уникальные личности, но, как группа, они отличаются от всеядных. Определенные типы людей более склонны стать и быть вегетарианцами, чем другие; вегетарианцы отличаются от мясоедов своими политическими и религиозными убеждениями, личными качествами, психическим состоянием, мировоззрением и многими другими вещами. Эти различия не только любопытны сами по себе, но и обладают информационной ценностью для всех, кто хотел бы вдохновлять людей становиться вегетарианцами.
Почему это важно?
Коммерческие компании, которые хотят, чтобы люди покупали их товары, не дают рекламу случайным порядком. Они фокусируются на своей целевой аудитории, на людях, которые с наибольшей вероятностью отреагируют на их рекламу и с наибольшей вероятностью купят их товары. Nike, например, не станет рекламировать баскетбольные кроссовки в журнале, издаваемом Американской ассоциацией престарелых. Большинство читателей этого журнала едва ли приобретут дорогие высокие кроссовки. Lexus не станет давать рекламу на телеканале с мультфильмами, потому что большинству зрителей этого канала еще нельзя иметь водительские права.
В идеальном мире эти компании могут рекламировать свои товары где пожелают и бесконечно продавать и продавать машины и кроссовки. Но ни они, ни мы не живем в таком мире. У разных людей разные интересы. Поэтому компании намеренно фокусируются на определении своей целевой аудитории, той группы людей, которая с наибольшей вероятностью купит их товары. Люди какого пола, с каким уровнем дохода, какого возраста и какой этнической принадлежности с наибольшей вероятностью купят Lexus? Живут ли они в центре или на окраинах, или в сельской местности, на побережьях или на Среднем Западе? Успех коммерческой компании подразумевает определение целевой аудитории и ее покорение.
И так поступают не только компании. На протяжении следующих за президентскими выборами в США в 2012 году недель газеты сообщали о малоизвестном компоненте, жизненно важном для победы президента Обамы: обширный анализ данных, используемый его кампанией для определения и таргетирования неопределившихся избирателей.
Вот как это выглядело на практике. Сначала команда из 50 аналитиков провела месяцы, собирая информацию о некоторых отдельных избирателях в проблемных штатах (там, где избирателям наиболее присущи сильные колебания между кандидатами). Они собрали все — от возраста и уровня дохода до истории предыдущих голосований и названий журналов, на которые были подписаны эти люди. До 80(!) различных фрагментов информации было собрано о каждом избирателе. На основании полученной информации была создана математическая модель, призванная предсказать, с какой вероятностью любой человек может проголосовать за Обаму. Затем кампания в индивидуальном порядке устремляла свой взор на сотни и тысячи избирателей, которые, согласно модели, сомневались за кого отдать свой голос, но в теории были готовы доверить его кандидату от Демократической партии. Все остальное, как говорится, уже история. Обаме достались почти все проблемные штаты, а потом его ожидало легкое переизбрание.
Если компании, которые фокусируются на целевой аудитории, делают больше денег, а политики, которые идентифицируют своих избирателей, получают больше голосов, то и поборники вегетарианства должны пользоваться аналогичными стратегиями в расчете спасти как можно больше животных. Стоит активистам выяснить, какие группы людей наиболее податливы на вегетарианство, и они могут направить все свои усилия на обработку именно этой категории. Результатом станет более высокий коэффициент привлеченных новобранцев и намного более высокое число спасенных от кошмара животных.
Итак, какого рода люди наиболее склонны стать вегетарианцами?
Возраст
Вегетарианство — это дело молодых. Люди до 30 лет куда более склонны становиться вегетарианцами, чем представители старших поколений. И это не новый феномен: в ходе последних двух десятилетий исследователи неуклонно приходили к аналогичным результатам.
В пределах этих 30 лет существует ли како-либо оптимальный возраст для расставания с мясом? Возможно, но мы этого пока не знаем. Исследования в области вегетарианства сортируют респондентов различными путями. Группы, показавшие наивысшие показатели по числу вегетарианцев, включали такие возрастные рамки, как 18-34, 18-19, 20-29, 18-24, 15-24 и 13-15 лет. Некоторые из них были в 2-3 раза более предрасположены к вегетарианству, чем другие возрастные группы (Совет по исследованиям в области защиты животных, «За сокращение употребления мяса»; «Избавление от мяса»; USA: Research Suggest; Совет по исследованиям в области защиты животных, «Сколько вегетарианцев»; буклет VegSocUK; «Сколько вегетарианцев», 2000; Хаддад и Танцман, 2003; «Американцы выбирают Рональда МакДональда»).
Если мы поглубже погрузимся в эти данные, мы обнаружим, что молодежь, возможно, куда более склонна к тому, чтобы отказаться от мяса, чем люди старшего возраста, нежели предполагают приведенные выше цифры. Большая проблема с исследованиями в области вегетарианства заключается в том, что многие исследователи и интервьюеры попросту спрашивают у людей, вегетарианцы ли они. Им не объясняют, что означает слово «вегетарианец». И, как мы увидим далее в этой главе, большинство людей, называющих себя вегетарианцами, продолжают есть мясо. Это особенно верно, когда речь идет о пожилых.
В результате одного американского исследования выяснилось, что люди 50-летнего возраста и старше говорили о том, что они являются вегетарианцами, не будучи ими, в 2-4 раза чаще, чем это делали люди младших поколений (Хаддад и Танцман). В результате финского исследования, охватившего 25.000 человек, обнаружилось, что люди пожилого возвраста в 10 раз более склонны говорить, что они вегетарианцы, не являясь таковыми, нежели представители группы 18-29-летних (Виннари, 2008).
В результате проведения опроса с подобными погрешностями случается, что результат предполагает, что старшее поколение и люди за сорок наиболее склонны к переходу на вегетарианство (опрос Time/CNN; Совет по исследованиям в области защиты животных, «Сколько вегетарианцев»; Уайт, 1999; Хаддад и Танцман, 2003; Ньюпорт). Дело попросту не в этом. Если мы взглянем на весь спектр исследований и учтем периодически поступающую дезинформацию, все равно станет ясно, что молодые люди куда более подвержены веяниям вегетарианства, чем любые другие возрастные группы.
Теперь, когда мы определились с возрастом, что эта информация означает для поборников вегетарианства? В первую очередь это означает, что юное поколение с большей готовностью пойдет по верному пути, если его на это вдохновить. Иными словами, молодежь представляет собой хорошую целевую аудиторию для активистов. Еще предстоит провести исследования, дабы удостовериться в верности гипотезы, но опыт большинства вегетарианских деятелей предполагает, что все это так. В результате большинство американских поборников вегетарианства фокусируют свое внимание на подростках и студентах.
Тот факт, что юные люди представляют собой идеальную целевую аудиторию, несет хорошие новости. Прежде всего, выходить на молодежь проще, чем на другие возрастные группы. Колледжи, университеты и музыкальные концерты всегда славятся большими скоплениями молодых. А поскольку они более активны в интернете, эту группу проще всего достать через социальные сети. Будучи очень социальными и открытыми для новых идей, представители этой группы с куда большей вероятностью, чем представители других групп, распространят информацию про вегетарианство среди своих сверстников, чтобы убедить их пересмотреть свой тип питания.
Наконец, у молодых вся мясоедская жизнь впереди. Побудив кого-то стать (и оставаться) вегетарианцем в возрасте 15 лет, вы спасете намного больше животных, чем если бы убедили сделать то же самое человека, которому пятьдесят. Кроме того, юные умы, как правило, распирает от идей, которые помогли бы помочь друзьям и родственникам перейти на сторону вегетарианства.
Что в итоге? Когда речь идет о продвижении вегетарианского типа питания, молодежь — идельная аудитория. Концентрация временных, денежных и энергетических ресурсов на том, чтобы побудить представителей этой возрастной группы стать вегетаринцами, поможет спасти намного больше животных, чем если бы посыл был адресован к обществу в целом.
Половые признаки
Женщины намного более предрасположены к вегетарианству, чем мужчины. На троих женщин-вегетарианок приходится всего один мужчина-вегетарианец.
В репрезентативной выборке исследований процент женщин среди вегетарианцев составлял: 45, 50, 63, 63, 67, 67, 67, 74, 75, 75, 78, 78 и 80 (Руби, 2012; Перри, 2001; Сталер, «Сколько молодых»; Совет по исследованиям в области защиты животных, «За сокращение употребления мяса»; опрос Time/CNN; Vegetarian Foods—U.S.; Совет по исследованиям в области защиты животных, «Почему вегетарианец или почему нет»; Совет по исследованиям в области защиты животных, «Сколько вегетарианцев»; Руби и Хайне, 2011; Розин, 2003; Гейл, 2007; Филлипс, 2011; Сантос и Бут, 1996; Бас, 2005).
Женщины-вегетарианки превосходят числом мужчин-вегетарианцев по всему миру. Исследования, упомянутые выше, проводились в США, Канаде, Великобритании, Нидерландах, Австралии и других странах. В рамках одного исследования были собраны студенты из одиннадцати стран Евразии, и среди тамошних представителей вегетарианства женщин оказалось 75% (Филлипс, 2011). Даже в Свазиленде женщины вдвое более охотно открывают для себя вегетарианство, чем мужчины (Йасмин и Мавусо, 2009).
Женщины-вегетарианки также превосходят числом мужчин-вегетарианцев в каждой возрастной группе. Коль скоро мы уже знаем, что молодые люди более склонны не есть мясо, значит молодые женщины должны быть более расположены к вегетарианству, чем любая другая группа возраста и пола. В самом деле, исследователи неизменно обнаруживали, что это именно так (Бирдсворт и Кайл, 2001; Совет по исследованиям в области защиты животных, «За сокращение употребления мяса»; Ли, «Бросая мясо»; USA: Research Suggest; Совет по исследованиям в области защиты животных, «Сколько вегетарианцев»; Хаддад и Танцман, 2003; Большое количество британских вегетарианцев; Морер).
Совершенно очевидно, что молодые женщины — это действительно идеальная целевая аудитория для поборников вегетарианства. В пятой главе мы чуть подробней поговорим о том, почему так важно сфокусироваться именно на них. Мы также разберемся в том, почему между мужчинами и женщинами существует столь большая разница, когда речь заходит об мясоедении.
Один финальный штрих к картине о половой принадлежности: разрыв между полами сокращается, когда дело касается веганства. Число веганов мужского и женского пола кажется примерно равным — как в США, так и в странах Евросоюза (Филлипс, 2011; «Сколько взрослых веганов»).
Уровень дохода
Склонны ли более состоятельные люди становиться вегетарианцами? Трудно сказать.
Результаты некоторых исследований показывают, что люди со средним и высоким достатком более склонны к вегетарианству, но другие исследования не обнаружили никакой корреляции между доходами и вегетарианством (Бирдсворт и Брайман, 2004; Гейл, 2007; «Как часто американцы»; «Общественное мнение / потребительское поведение»). Результаты одного американского опроса и финского исследования даже говорят о том, что люди с наименьшим достатком чаще представлялись вегетарианцами (Виннари, 2010; опрос Time/CNN). Организаторы другого американского опроса выяснили, что вероятность наличия вегетарианцев резко падала в группах, которые зарабатывали $100.000 и больше, однако небольшой размах этого опроса означает, что полученный результат может оказаться статистической ошибкой («Как часто американцы»).
Итак, в настоящий момент невозможно с уверенностью сказать, влияет ли доход на переход к вегетарианству.
Образование
Образование действительно имеет значение. Образованные люди более склонны к вегетарианстству. Очень состоятельное британское исследование было проведено в США, плюс учтем итоги нескольких опросов, и все источники указывают на то, что люди с высшим образованием более склонны отказываться от мяса, нежели люди без высшего образования (опрос Time/CNN; Гейл, 2007; «Как часто американцы»; «Сколько вегетарианцев», 2003). Результаты масштабного финского исследования предполагают, что люди с высоким уровнем образования в 3 раза более открыты для вегетарианства, чем люди с образованием уровнями ниже. Люди со средним уровнем образования заняли место между этими группами. Кроме того, исследователи также выяснили, что менее образованные люди были более предрасположены говорить, что они вегетарианцы, на самом деле будучи мясоедами (Виннари, 2008).
Если вегетарианцы более образованы, чем всеядные, должно ли это означать, что у них более высокие доходы? Ведь образование и уровень дохода тесно связаны. Некоторые исследования подтверждают эту вероятность, но здесь играет роль и выбор карьеры. Вегетарианцы куда больше предрасположены к тому, чтобы работать в некоммерческих, государственных и образовательных сферах, которые обычно платят меньше, чем частный сектор (Гейл, 2007; Фриланд-Грейвз, «Демографическая и социальная ориентация»). Посему вполне возможно, что вегетарианцы, будучи лучше образованными людьми, не делают денег больше, чем их всеядные сограждане.
Этническая принадлежность
Не так просто сказать, какая раса или этническая группа в США более предрасположена к вегетарианству. Результаты опроса Time/CNN показали, что белые предрасположены чуть больше, чем афроамериканцы, и существенно больше, чем представители испаноговорящего населения. Но череда общенациональных опросов, проведенных исследовательской организацией Vegetarian Resource Group, позволила прийти к противоположным выводам. Результаты их опросов, проводившихся каждые несколько лет на протяжении последнего десятилетия, упорно показывали, что испаноговорящее население — это группа людей, с наибольшей вероятностью говорящих о том, что они не едят красное мясо, птицу или рыбу. Афроамериканцы, как правило, идут следом, а белые замыкают тройку. Итоги некоторых опросов показывают большие различия между этническими группами, в других разрыв совсем не велик. Результаты всех этих опросов несут в себе довольно большую относительную величину погрешности («Как часто американцы»; «Сколько вегетарианцев», 2000; «Сколько вегетарианцев», 2009; «Сколько вегетарианцев», 2009; Сталер, «Сколько вегетарианцев»).
Существуют и другие данные, согласно которым белые могут менее охотно отказываться от мяса. Результаты трех различных исследований показали, что афроамериканцы больше верят в пользу для здоровья и другие преимущества вегетарианства («Потребление мяса среди белых»; Раймал, 2002; Калоф, 1999). Выводы других исследователей таковы, что испаноязычные жители вдвое чаще, чем белые, заявляли, что находят альтернативу мясу. Также получилось, что афроамериканцы держат уровень выше среднего по части потребления вегетарианских версий мясных продуктов (Хеллер). Кроме того, и афроамериканцы, и испаноязычные граждане имеют более положительное представление о вегетарианцах, чем белые («Американцы выбирают Рональда Макдональда»).
С другой стороны, более высокий процент вегетарианцев среди афроамериканцев и испаноязычного населения может быть и миражом. Как мы упоминали ранее, люди с более низким уровнем образования более склонны относить себя к вегетарианцам, чем к всеядным. Уровень образования афроамериканцев в США в целом ниже, чем у белых. А испаноговорящие жители имеют самый низкий уровень образования (Бюро переписи населения США). Посему казалось бы высокий процент вегетарианцев среди испаноговорящего населения и афроамериканцев может оказаться неверной величиной.
Это предположение подтверждают результаты крупномасштабного исследования, проведенного в Миннеанаполисе и касавшегося молодежи. Оказалось, что афроамериканские студенты в 3 раза чаще, чем их белые сверстники, заявляли о себе, как о вегетарианцах, при этом употребляя мясо курицы и рыбы (Перри, 2001). Результаты этого исследования показали, что около 2,5% белых студентов, 2% азиатов и 0,5% афроамериканцев действительно являлись вегетарианцами. Аналогичным образом опрос Roper от 1994 года, проводившийся в формате интервью лицом к лицу, позволяет полагать, что хотя афроамериканцы с такой же вероятностью, как и белые, отказались бы от красного мяса, они намного реже соглашались распрощаться с мясом птицы (Сталер, «Сколько вегетарианцев»).
Результаты одного американского опроса от 2013 года, проводившегося путем автоматизированных телефонных звонков, выявили сногсшибательную цифру в 44% испаноговорящих граждан, заявлявших о том, что они являются вегетарианцами или веганами (с аналогичными заявлениями выступали 8% белых и 9% афроамериканцев). Очевидно, многие испаноязычные граждане либо не поняли, что означает «вегетарианец» и «веган», либо не отвечали честно («Американцы выбирают Рональда Макдональда»). Это может послужить объяснением того, почему в рамках других исследований испаноговорящие жители заявляли о себе, как о вегетарианцах, не будучи ими.
Выводы? Трудно сказать наверняка, как выстраиваются в рейтинге афроамериканцы, белые и испаноязычные граждане, когда речь заходит о вегетарианстве. Сложно понять не только кто занимает первое место, но и каковы реальные различия в процентах между этническими группами.
Если суммировать все добытые на сегодняшний день результаты исследований, то вот какое среднее арифметическое мы получим: белые вероятно чуть более предрасположены к тому, чтобы становиться вегетарианцами, нежели афроамериканцы; мы ничего не можем сказать с уверенностью об испаноговорящих жителях.
Конечно же, настоящие лидеры этой таблицы — представители Южной и Восточной Азии: в обеих группах процент вегетарианцев намного выше, чем в каждой из трех вышеперечисленных («Сколько вегетарианцев, 2000; опрос Time/CNN; Спенсер, 2007). Они представляют собой уникальные группы, однако они составляют лишь небольшое меньшинство среди населения США —хотя число представителей Восточной Азии в 2010 году выросло до 5% населения страны, — и их вегетарианство тесно связано с религиозными традициями.
В том же году британские исследователи обнаружили, что не-белое население было куда более склонно к вегетарианству (12% респондентов), чем белое (4%). Большинство не-белых респондентов, которые были вегетарианцами, руководствовались религиозными причинами (Общественное мнение / Потребительское поведение).
География
Среди американцев, живущих на северо-востоке и на западе, больше вегетарианцев, чем среди тех, кто населяет Средний Запад и юг (Сталер, «Как часто американцы»; «Сколько вегетарианцев», 2003; «Сколько вегетарианцев», 2009; Сталер, «Сколько вегетарианцев»; «Американцы выбирают Рональда Макдональда»). Они также более благосклонны к еде, не содержащей мясо (Раймал, 2002). В Великобритании жители Лондона и юга Англии чаще оказываются вегетарианцами; за ними следуют обитатели Восточной Англии и центральных графств. Жители северных районов и Шотландии менее всего склонны отказываться от мяса (буклет VegSocUK).
И в США, и в других странах люди, живущие в городской среде, похоже, более склонны к вегетарианству (Микалак, 2012; Хоек, 2004; Линдерман, 2002; «Сколько вегетарианцев», 2000; Бэйнс, 2007; буклет VegSocUK). Они также больше интересуются альтернативами вроде вегетарианских заменителей мяса (Хоек, 2004; де Боер и Айкинг, 2011). В результате одного американского опроса выяснилось, что 5% людей в крупных городах были вегетарианцами, в сравнении с 2% в пригородах, 2% в сельской местности и 0,5% в маленьких городах («Сколько вегетарианцев, 2000). При этом жители сельских районов меньше всех остальных групп людей верят в то, что вегетарианство как-то помогает животным (Калоф, 1999).
Как выглядит мировая статистика по числу вегетарианцев? Вот как выстраиваются некоторые из стран в этом рейтинге, от наиболее до наименее вегетарианских. Ознакомляясь с цифрами, помните о том, что в большинстве случаев они получены благодаря самопровозглашенному вегетарианству респондентов, и показатели таких самозванных вегетарианцев, как правило, в 2-3 раза превышают истинные числа.
Страна | Самопровозглашенные вегетарианцы (%) | Настоящие вегетарианцы (%) |
Индия | 20-42 | |
Италия | ||
Германия | 8-9 | |
Бразилия | ||
Великобритания | 7-11 | |
США | 2-3 | |
Израиль | ||
Австралия | ||
Швейцария | ||
Нидерланды | 4,5 | |
Швеция | ||
Норвегия | ||
Канада | ||
Австрия | ||
Финляндия | 0,5-1,5 | |
Турция | 2,5 | |
Франция | ||
Бельгия | ||
Новая Зеландия | 1-2 | |
Португалия | 0,3 |
(«Вегетарианцы в мире»; «Вегетарианство по странам»; Priority Ventures Group; Ротбергер, 2012; «Как часто американцы»; «Сколько вегетарианцев», 2003; «Сколько вегетарианцев 2009»; Микалак, 2012; Виннари, 2010; статистика).
Вегетарианцы: они обожают свое мясо!
Возьмемся ответить на вопрос о том, сколько все-таки вегетарианцев в США. Спросите пару сотен американцев, не вегетарианцы ли они, и от 2 до 5 процентов ответят вам «да». Наиболее поздние исследования в этой области выявили цифру, близкую к 7% (Диетц, 1995; Совет по исследованиям в области защиты животных, «Сколько вегетарианцев»). Но так ли это? Действительно ли в стране проживают 20 миллионов вегетарианцев?
К сожалению, нет, и даже не близко к тому. Большинство людей, называющих себя вегетарианцами, едят мясо — и некоторые из них едят его в огромных количествах! От 60% до 90% самопровозглашенных вегетарианцев употребляли плоть животных в последние дни, неделю или месяц (Совет по исследованиям в области защиты животных, «Вегетарианство в США», Уайт, 1999; Корлисс; Барр и Чапман, 2002; Виннари, 2008; Хаддад и Танцман, 2003; Диетц, 1995).
Но понятие «вегетарианства» — это далеко не единственное, что люди привыкли интерпретировать по-своему. Результаты британского исследования от 1990-х показали, что лишь 80% мясоедов считали куриное мясо и бекон мясом, всего 60% полагали за мясо сосиски и бургеры, и только 20% осознавали, что плоть рыбы — это тоже мясо (Хеллер).
Мясо курицы и рыбы — это главные жертвы подобных недоразумений, проявлющихся в опросах и других научных работах. Итоге большинства исследований дают понять, что около 2/3 тех, кто называет себя вегетарианцами, едят курицу, и 80% — рыбу, хотя пара исследований и показали более низкие показатели (Диетц, 1995; Гейл, 2007; Виннари, 2008; Микалак, 2012; Госсард и Йорки, 2003; Астон, 2012; Измирли и Филлипс, 2011; Уайт, 1999; Хаддад и Танцман, 2003; Кризманик). И лишь каждый пятый самопровозглашенный вегетарианец все еще ест красное мясо (Барр и Чапман, 2002; Кризманик).
Слабый луч надежды падает на этих мясоедских вегетарианцев только под тем ракурсом, что по крайней мере они едят меньше мяса, чем среднестатистический человек. В результате одного исследования было установлено, что самопровозглашенные вегетарианцы, которые все еще едят курицу, употребляли всего 30% объемов куриного мяса, в которых курятину привыкли есть полноценные всеядные (Виннари, 2008). Авторам исследования, посвященного здоровью американской нации, проведенного в середине 1990-х, удалось выяснить, что самопровозглашенные вегетарианцы, которые все еще едят мясо, употребляли примерно на 40% меньше красного мяса и на 25% меньше куриного мяса, чем стандартные всеядные.
В общем, эти стремящиеся к вегетарианству люди едят окол 25% меньше мяса, чем всеядные. Этот процент мог бы быть больше, если бы не тот факт, что самопровозглашенные вегетарианцы в целом употребляли примерно вдвое больше рыбы, чем всеядные (Хаддад и Танцман, 2003).
Выводы крупномасштабного финского исследования примерно аналогичны, хоть и не столь драматичны; вегетарианцы, которые ели мясо, употребляли приблизительно на 40% больше рыбы, чем всеядные (Виннари, 2008; Астон, 2012). Исследователи, изучавшие типы питания студентов колледжей, заключили, что всеядные, полувегетарианцы и пескетарианцы ели примерно одинаковое количество рыбы (Форестелл, 2012).
Почему рыба занимает совершенно отдельное место в сознании людей, которые отказываются от других видов мяса? Основная причина: люди испытывают меньше сострадания к рыбам. Они воспринимают рыб, как менее похожих на нас существ, чем другие животные, которых люди привыкли есть. Они представляют их менее умными и менее способными испытывать удовольствие, боль и другие чувства (Харрисон, 2010; Вестбери и Ньюман, 2008). Но у пескетарианцев есть и набор других поводов продолжать есть рыбу. Результаты одного исследования установили, что наиболее распространенные причины отказа завязать с рыбой заключались в том, что: а) они беспокоились о своем здоровье и, поскольку они не ели мясо, они находили употребление рыбы удобным; б) считали, что плоть рыб — это не мясо; в) полагали, что рыбалка — это лучше, чем промышленное животноводство; г) воспринимали стадию употребления рыбы промежуточным пунктом на пути к подлинному вегетарианству (МакФерсон).
Итак, мы разобрались с красным мясом, курицей и рыбой. Но как вегетарианцы — будь они воображаемые или настоящие — соотносятся со всеядными, когда дело доходит до яиц и молочных продуктов? На основании крупномасштабного американского исследования в области здоровья можно сказать, что самопровозглашенные вегетарианцы, которые все еще ели мясо, употребляли такое же количество молочных продуктов, сколько обычные всеядные. Настоящие вегетарианцы употребляли меньше молочных продуктов, чем среднестатистические обыватели, хотя здесь данные могут оказаться обманчивыми, потому что «вегетарианская» группа здесь состояла не только из вегетарианцев, но и из веганов (Хаддад и Танцман, 2003).
Результаты крупномасштабного финского исследования предполагают, что настоящие вегетарианцы, употребляющие мясо «вегетаринцы» и всеядные — все эти группы употребляли одно и то же количество молочных продуктов. Ученые обнаружили лишь небольшое различие в количестве употребляемых яиц: настоящие и самопровозглашенные вегетарианцы употребляли на 5% больше яиц, чем всеядные (Виннари, 2008).
Итоги американского исследования, сфокусированного на студентах медицинского колледжа, сообщают нам, что вегетарианцы употребляли на 25% больше молочных продуктов, чем невегетарианцы (Спенсер, 2007). Исследователи не замеряли общее количество — лишь то, насколько часто человек употребляет молочные продукты. Поскольку данные результаты отличаются от результатов крупномасштабных национальных изысканий, любая истинная разница может быть присуща конкретно этой демографической группе.
Дабы завершить этот в известной степени депрессивный раздел на радостной ноте, вот последняя пикантная подробность о вегетарианцах. Выводы исследований говорят о том, что вегетарианцев становится вдвое больше «при выходе в свет». Несмотря на то, что 3% американцев заявляют о том, что не едят мясо, рыбу или птицу, результаты национальных опросов, проведенных в 1999 и 2008 годах, показывают, что 6-7% американцев говорят, что никогда не едят красное мясо, рыбу или птицу, имея в виду, что не делают этого, когда едят в заведениях («Сколько людей»).
Возможно, это лишь статистические аномалии: исследованиям свойственны погрешности и ошибки до 3 процентных точек. Или, быть может, люди сообщают неверную информацию относительно того, чем они питаются. Но, по идее, результаты исследований хотят сказать, что, ужиная не дома, люди не хотят есть мясные блюда.
Полувегетарианцы
Несмотря на то, что они еще не сделали полного погружения в этичное питание, полувегетарианцы — то есть те, кто ест меньше мяса или отказался от его определенных видов — стали главными игроками в дисциплине «обед без жестокости».
Число людей, которые утверждают, что сократили количество употребляемого мяса, в четыре раза превышает число людей, которые называют себя вегетарианцами. Большинство национальных исследований определяли, что от 1/4 до 1/3 респондентов сообщали, что они сейчас едят мен<