Глава 12. Язык (II): слова и чтение
Опознание слов: когнитивно-анатомический подход 411
сической обработки; уже получены некоторые данные в этой области (Posner et al., 1989; Gazzaniga, 2000). В результате этих исследований нам, возможно, удастся связать причудливые отклонения в мышлении и языке шизофреников с анатомией коры, особенно нарушения в системе внимания, связанной с передними отделами мозга.
В этом разделе я попытался проследить процесс лексической обработки с теоретической и эмпирической точек зрения. Можно с удовлетворением отметить, что реальные успехи были достигнуты в исследовании обоих направлений; к счастью, эти уровни, очевидно, поддерживают друг друга, а не находятся в состоянии дезинтеграции. Я уверен, что это утешительный вывод для когнитивных психологов и исследователей мозга, которые решают проблему лексической обработки с разных точек зрения. Теперь мы переходим к теме орфографии и передачи значения при чтении.
Рис. 12.13. Результаты ПЭТ-сканирования, определяющие области зрительной и слуховой обработки слов.
Показаны две области: латеральные отделы коры (1 ) и медиальная часть (2). Области обработки зрительно предъявленных слов обозначены треугольниками (а), области семантического анализа - кругами (s), a области, связанные с активизацией внимания, - квадратами или шестиугольниками. Закрашенные фигуры указывают области в левом полушарии, а незакрашенные - в правом. Область, активизированная при повторении слов, предъявленных на слух (как в экспериментах на оттенение), обведена пунктирной линией (б). Источник: Petersen et al., 1988
Глава 12. Язык (II): слова и чтение
Рекомендуемая литература 419
Рекомендуемая литература
Описание исследований опознания слов и букв вы найдете в сборнике под редакцией Монти и Сендерза «Движения глаз и психические процессы» (Eye Movement and Psychological Processes), а также в книге Рейнера и Поллацека «Психология чтения» ( The Psychology of Reading).Рекомендую том 4 (№ 5) журнала Psychological Science, в котором содержится ряд статей, посвященных исследованию чтения с позиций междисциплинарного подхода, включая ПЭТ-сканирование, регистрацию движений глаз и коннекционистские статьи. В превосходных книгах Краудера «Психология чтения» (The Psychology of Reading)и Джаста и Карпентера «Психология чтения и понимание языка» (The Psychology of Reading and Language Comprehension)вы найдете краткий обзор данной темы, а также детальный анализ текущего состояния исследований чтения. Многочисленные специальные журналы по этой теме можно найти в научных библиотеках.
ГЛАВА 13. Когнитивное развитие
Мы будем непрерывно вести поиск, И в конце всех наших исканий Мы должны прибыть туда, откуда начали, Дабы впервые познать начало.
Т. С. Элиот
Что такое онтогенетическое развитие? Как оно изучается?
Кем был Жан Пиаже и в чем состоит его главный вклад в психологию ? Кем был Лев Выготский и в чем состоит его главный вклад в психологию?
Как исследования близнецов способствовали изучению влияния наследственности на интеллект?
В каком возрасте младенцы начинают обращать внимание на лица?
Воспоминания какого возраста сохраняются дольше всего?
Когда у младенцев формируются понятия и как это продемонстрировать?
Имеют ли дети воображение? Могут ли они формировать прототипы?
Онтогенетическое развитие 421
Глава 13. Когнитивное развитие
существ, начинаясь еще до рождения и заканчиваясь моментом смерти; однако в этой главе мы сосредоточимся главным образом на когнитивном развитии на начальном этапе жизни человека.
Психология развития
Интерес к когнитивно-психологическим исследованиям, охватывающим всю жизнь человека, изначально возник благодаря плодотворной работе выдающегося швейцарского психолога Жана Пиаже, а также теоретическим разработкам русского ученого Льва Семеновича Выготского. О жизни и деятельности Пиаже написано столько, что мы не будем повторяться. Однако жизнь и научная деятельность Выготского менее известны; далее в этой главе мы вкратце расскажем о его жизни и работе. Для создания общей схемы ознакомления с данной темой не менее важны и новые идеи, и научные данные, значительно расширившие наше понимание факторов, вовлеченных в когнитивное развитие.
Нейрокогнитивное развитие
Нейрокогнитивный подход к когнитивной психологии развития (иногда называемый нейробиологией развития)подчеркивает роль развития мозга и вызванных этим изменений в когнитивной сфере. Нейробиологический подход к изучению