Сознание как научный конструкт 181
этот раздел, мы можем отметить следующее: с точки зрения процедуры мы видим, что экспериментальные исследования структур мозга оказали непосредственное влияние на понимание состояния пациентов с амнезией. С психологической точки зрения мы получили дополнительные доказательства того, что существуют по крайней мере два типа памяти. Наконец, некоторые типы памяти, по-видимому, предполагают сознательное припоминание, тогда как другие этого не предполагают. Таким образом, ряд тщательно организованных исследований как в экспериментальной, так и в клинической психологии продемонстрировали, что роль сознания слишком важна, чтобы ее игнорировать.
Сознание как научный конструкт
Джордж Мандлер (Mandler, 1984) указал, что как ученые, имеющие дело с объективными фактами, мы наблюдаем только отчеты, которые дают люди о своем сознательном опыте. Из этого следует, что ваш субъективный отчет об осознаваемом явлении может не быть тем же самым, что и мой. (Когда вы говорите: «Я люблю смотреть телепередачу "В субботу вечером"», — я предполагаю, что ваша эмоциональная реакция на эту передачу отличается от той, которую вы описываете, говоря: «Я люблю заниматься сексом с моим партнером».) С другой стороны, мы действительно делаем заслуживающие доверия выводы о переживаниях человека, основываясь на таких сообщениях; иначе наш мир был бы еще более хаотичным и человеческое общение отличалось бы неопределенностью.
При изучении восприятии мы всегда рассматриваем вербальные сообщения как описания сознательного опыта. Мы знаем, что сообщения о восприятии соответствуют обостренной чувствительности к множеству физических стимулов. Целые области исследований зависят от этого метода. Заключения о подсознательных процессах также могут быть сделаны на основании объективных наблюдений, хотя люди не могут преднамеренно действовать в соответствии с ними. Самый простой пример — множество воспоминаний, которые в настоящее время не осознаваемы. Вы можете вспомнить сегодняшний завтрак. Но что происходило с этой информацией, прежде чем вы вспомнили о ней? Она все же была представлена в нервной системе, хотя и не осознавалась, в этом-то и состоит проблема. По какой команде мозга невидимое становится видимым? Например, подсознательные воспоминания могут влиять на другие процессы, хотя мы и не осознаем этого. Если сегодня на завтрак вы пили апельсиновый сок, завтра вы можете пить молоко, даже не вспомнив о сегодняшнем соке.
Мы можем собрать данные о подсознательных репрезентациях привычных стимулов, информации до и после воспоминания, автоматических навыках, имплицитном научении, правилах синтаксиса, воспринимаемой без участия внимания речи, предполагаемом знании, подсознательной обработке входящей инфомадии и многих других явлениях. Исследователи все еще спорят об отдельных деталях некоторых из них, но общепризнанно, что при наличии достаточного количества доказательств можно сделать заключение о неосознанных репрезентациях. Важно воспринимать и осознанные, и неосознанные репрезентации как гипотетические конструкты, поскольку лишь тогда мы сможем рассматривать сознание как некую
Глава 5. Сознание
Таблица 5.1. Некоторые хорошо изученные полярности сопоставимых феноменов сознания и подсознания
Связаны с сознанием | Связаны с подсознанием | ||
1. | Эксплицитное познание | 1. | Имплицитное познание |
2. | Непосредственная память | 2. | Долговременная память |
3. | Новые, информативные и значимые | 3. | Привычные, предсказуемые и незначимые |
стимулы | стимулы | ||
4. | Входящая информация сопровождается вниманием | 4. | Входящая информация не сопровождается вниманием |
5. | Информация в фокусе внимания | 5. | Информация на периферии внимания (например, знакомая информация) |
6. | Декларативная память | 6. | Процедурная память |
7. | Надпороговая стимуляция | 7. | Подпороговая стимуляция |
8. | Процессы, требующие сознательных усилий | 8. | Спонтанные/автоматические процессы |
9. | Запоминание | 9. | Знание |
10. | Доступная информация | 10. | Недоступная информация |
11. | Стратегический контроль | И. | Автоматический контроль |
12. | Последовательности структурированных стимулов | 12. | Имплицитно изученные структуры |
13. | Неповрежденная ретикулярная формация и интраламинарные ядра | 13. | Поражение ретикулярной формации и интраламинарных ядер |
14. | Повторение информации в рабочей памяти | 14. | Отсутствие повторения информации в рабочей памяти |
15. | Ходьба и мечтания | 15. | Глубокий сон, кома, успокоение |
16. | Эксплицитные умозаключения | 16. | Автоматические умозаключения |
17. | Эпизодическая память | 17. | Семантическая память |
18. | Аутоноэтичная память (Тульвинг) | 18. | Ноэтичная (понятийная) память |