Сознание как научный конструкт 181

этот раздел, мы можем отметить следующее: с точки зрения процедуры мы видим, что экспериментальные исследования структур мозга оказали непосредственное влияние на понимание состояния пациентов с амнезией. С психологической точки зрения мы получили дополнительные доказательства того, что существуют по крайней мере два типа памяти. Наконец, некоторые типы памяти, по-видимому, предполагают сознательное припоминание, тогда как другие этого не предполагают. Таким образом, ряд тщательно организованных исследований как в экспериментальной, так и в клинической психологии продемонстрировали, что роль сознания слишком важна, чтобы ее игнорировать.

Сознание как научный конструкт

Джордж Мандлер (Mandler, 1984) указал, что как ученые, имеющие дело с объективными фактами, мы наблюдаем только отчеты, которые дают люди о своем сознательном опыте. Из этого следует, что ваш субъективный отчет об осознаваемом явлении может не быть тем же самым, что и мой. (Когда вы говорите: «Я люблю смотреть телепередачу "В субботу вечером"», — я предполагаю, что ваша эмоциональная реакция на эту передачу отличается от той, которую вы описываете, говоря: «Я люблю заниматься сексом с моим партнером».) С другой стороны, мы действительно делаем заслуживающие доверия выводы о переживаниях человека, основываясь на таких сообщениях; иначе наш мир был бы еще более хаотичным и человеческое общение отличалось бы неопределенностью.

При изучении восприятии мы всегда рассматриваем вербальные сообщения как описания сознательного опыта. Мы знаем, что сообщения о восприятии соответствуют обостренной чувствительности к множеству физических стимулов. Целые области исследований зависят от этого метода. Заключения о подсознательных процессах также могут быть сделаны на основании объективных наблюдений, хотя люди не могут преднамеренно действовать в соответствии с ними. Самый простой пример — множество воспоминаний, которые в настоящее время не осознаваемы. Вы можете вспомнить сегодняшний завтрак. Но что происходило с этой информацией, прежде чем вы вспомнили о ней? Она все же была представлена в нервной системе, хотя и не осознавалась, в этом-то и состоит проблема. По какой команде мозга невидимое становится видимым? Например, подсознательные воспоминания могут влиять на другие процессы, хотя мы и не осознаем этого. Если сегодня на завтрак вы пили апельсиновый сок, завтра вы можете пить молоко, даже не вспомнив о сегодняшнем соке.

Мы можем собрать данные о подсознательных репрезентациях привычных стимулов, информации до и после воспоминания, автоматических навыках, имплицитном научении, правилах синтаксиса, воспринимаемой без участия внимания речи, предполагаемом знании, подсознательной обработке входящей инфомадии и многих других явлениях. Исследователи все еще спорят об отдельных деталях некоторых из них, но общепризнанно, что при наличии достаточного количества доказательств можно сделать заключение о неосознанных репрезентациях. Важно воспринимать и осознанные, и неосознанные репрезентации как гипотетические конструкты, поскольку лишь тогда мы сможем рассматривать сознание как некую

Глава 5. Сознание

Таблица 5.1. Некоторые хорошо изученные полярности сопоставимых феноменов сознания и подсознания

Связаны с сознанием Связаны с подсознанием
1. Эксплицитное познание 1. Имплицитное познание
2. Непосредственная память 2. Долговременная память
3. Новые, информативные и значимые 3. Привычные, предсказуемые и незначимые
  стимулы   стимулы
4. Входящая информация сопровождается вниманием 4. Входящая информация не сопровождается вниманием
5. Информация в фокусе внимания 5. Информация на периферии внимания (например, знакомая информация)
6. Декларативная память 6. Процедурная память
7. Надпороговая стимуляция 7. Подпороговая стимуляция
8. Процессы, требующие сознательных усилий 8. Спонтанные/автоматические процессы
9. Запоминание 9. Знание
10. Доступная информация 10. Недоступная информация
11. Стратегический контроль И. Автоматический контроль
12. Последовательности структурированных стимулов 12. Имплицитно изученные структуры
13. Неповрежденная ретикулярная формация и интраламинарные ядра 13. Поражение ретикулярной формации и интраламинарных ядер
14. Повторение информации в рабочей памяти 14. Отсутствие повторения информации в рабочей памяти
15. Ходьба и мечтания 15. Глубокий сон, кома, успокоение
16. Эксплицитные умозаключения 16. Автоматические умозаключения
17. Эпизодическая память 17. Семантическая память
18. Аутоноэтичная память (Тульвинг) 18. Ноэтичная (понятийная) память


Наши рекомендации