Принятие или непринятие правильных действий

Два типа умственной работы (творческая и «механическая»).

В умственной деятельности испытуемых, направленной на поиск решения задачи, иногда можно обнаружить характерную особенность, которая заключается в том, что поисковый процесс определенный период носит как бы «механический» характер. Так, например, испытуемый Г. Б. первые семь попыток реализует с большой скоростью и хотя «глубина» каждой отдельной попытки достаточно велика, на них затрачивается в общей сложности 7 мин., т. е. в среднем по одной минуте на попытку.

В эмоциональном отношении этот период поисковой деятельности является абсолютно нейтральным, а совершенные объективно правильные действия и даже целые последовательности действия не «закрепляются» испытуемым, он легко от них отказывается, переходя к новым попыткам решения. Вызвано это тем, что данные действия не оцениваются испытуемым как значимые, т. е. не несут субъективно значимой информации, эмоционально не окрашиваются, а следовательно, и не закрепляются в сознании испытуемого.

Вообще описанный этап поиска решения задачи представляет собой как бы быстрый механический расчет отдельных вариантов без углубленного анализа начальной ситуации. Испытуемый в данном случае явно не оценил сложности задачи, и когда не удалось решить ее «сходу», перестраивает свою тактику, его поисковая деятельность становится более медленной, временные интервалы между попытками увеличиваются, анализ по выявлению взаимодействия между элементами ситуации теперь уже является более углубленным. И действительно, к реализации 8-й попытки испытуемый приступает по истечении 1 мин. 30 сек. с момента окончания 7-й попытки решения. Далее между 8-й и 9-й попытками мы имеем временной разрыв, равный 1 минуте 35 сек., между 9-й и 10-й — 20 сек., между 10-й и 11-й — 30 сек., между 11-й и 12-й — 45 сек., между 12-й и 13-й — 25 сек. и между 13-й и 14-й попытками — 20 сек. (временные интервалы между попытками представляют собой паузы в речевом отчете испытуемого).

Таким образом, если на реализацию первых семи попыток у испытуемого ушло семь минут, то на реализацию остальных семи попыток, в общей сложности,— 18 мин. (всего испытуемый решал задачу 25 мин.). Следовательно, на такое же количество попыток испытуемый при новой тактике решения тратит в 2,5 раза больше времени, что вызвано, как уже говорилось, более углубленным подходом к задаче. Причем в первых семи попытках испытуемый в общей сложности совершает 59 действий с элементами ситуации, а в последующих семи попытках — 51 действие.




Принятие или непринятие правильных действий - student2.ru

Рис. 10.Испытуемый Г. Б Этюд II Предвосхищающая эмоциональная оценка объективно значимого действия Cdl—g4' («Эмоциональное решение задачи»)

Однако новая тактика ознаменована в первую очередь не более значительной затратой времени (как на все вместе, так и на каждую в отдельности попытку решения), а эмоциональной активацией, которая возникает сразу же, как только меняется тактика поиска решения задачи. Самая первая эмоциональная реакция, имеющая место в поисковой деятельности шахматиста и возникающая перед 8-й попыткой, вызвана переосмысливанием испытуемым совершенных ранее действий, ибо первые три полухода 8-й попытки — это повторение 1-й попытки решения, причем два из них являются объективно верными. Следовательно, начинается формирование

смысла объективно верных действий, которые испытуемый «проскочил» в начальных попытках решения, в связи со своеобразным «механическим» подходом к процессу решения задачи. Действительно, если в 4-й попытке испытуемый не нашел значения проделанной им комбинации, являющейся объективно верной, то в начале 14-й попытки он эмоционально уже решил задачу, хотя в логическом отношении до окончательного решения еще далеко. Эмоциональные механизмы теперь крепко «привязали» испытуемого к определенной последовательности действий и он не в состоянии отказаться от нее. Но это эмоциональное закрепление возникает не сразу, оно подготавливалось на всем протяжении между 7-й и 14-й попытками.

Эмоционально окрашенные действия или целые последовательности действий, как-то: эмоциональная окраска объективно верных действий (Крс8—Ь7! и Jlg6—Ь6+) в 8-й попытке, эмоциональная окраска действий с ладьей (Ле2—е5+ и Ле5—el), содержащих в себе «косвенное» объективно верное значение в 9-й попытке, в 11-й попытке окраска объективно верного действия Ле2—е!!! и, наконец, эмоциональная окраска целой объективно верной последовательности действий в 12-й попытке с использованием ее в 14-й, и создают это эмоциональное закрепление. Они очерчивают определенную узкую зону поиска и концентрируют все внимание и все интеллектуальные усилия испытуемого именно на этом участке решения.

Таким образом, своеобразный тактический прием, примененный испытуемым Г. Б., заключающийся в быстром «механическом» расчете различных вариантов, не способствует нахождению решения субъективно трудной задачи, ибо совершенные объективно верные действия в процессе этого расчета не несут субъективно значимой информации, они как бы «не узнаются» испытуемым и он легко от них отказывается, переходя к новым попыткам решения. В эмоциональном отношении этот период поисковой деятельности испытуемого является нейтральным. Следовательно, можно заключить, что эмоциональное предвосхищение действия (рис. 10) или последовательности действий является необходимым механизмом для их принятия субъектом в качестве травильного» и, наоборот, отсутствие эмоционального предвосхищения может вести к тому, что объективно верные действия и целые последовательности действий «.не узнаются».

Рождение вербального смысла на почве эмоциональных оценок.Как уже говорилось, испытуемыми «не узнаются» объективно верные действия, совершенные в период быстрого «механического» расчета различных вариантов решения, и они легко от них отказываются. Однако случаи «непринятия» этих действий имеют место и не только тогда, когда происходит «механический» расчет. Подобные явления возможны и при углубленном анализе взаимодействия элементов исходной ситуации. «Узнавание» объективно правильных действий особенно затруднено, если они совершаются в аспекте

объективно неверного общего замысла — они могут воспроизводиться неоднократно без нахождения испытуемым их значения, что влечет за собой отказ от этих действий, ибо ищется не «ход» (действие), а значение этого действия, которое должно быть «принято» испытуемым, т. е. должно получить субъективную оценку «правильности».

Действительно, испытуемый Ф. В. при решении 1-го этюда совершает 18 попыток под влиянием объективно неверного общего замысла, и в этот период как раз и происходит «неузнавание» объективно верных и значимых действий. Необходимо заметить, что эмоциональные механизмы значительно сокращают период «непринятия» действия и приводят к формированию его смысла.

Как показывает анализ поисковой деятельности испытуемого Ф. В., 9-я попытка решения начинается с объективно верного действия Крс8—Ь7!, которому предшествует эмоциональная окраска, т. е. испытуемый оценивает этот ход как значимый и оценивает именно на эмоциональном уровне, ибо в вербальном отношении значимость хода никак не отмечается. Кроме того, в 10-й попытке происходит возврат к объективно неверному действию Крс8—с7. Отсюда можно заключить, что твердой убежденности в правильности действия Крс8—Ь7! у испытуемого в 9-й попытке еще нбт. Однако в 11-й попытке смысл и оценка действия Крс8—Ь71 формируются окончательно — испытуемый вербализует свое отношение к этому действию. Кроме того, оно имеет повторную эмоциональную окраску. Таким образом, происходит переход от оценки эмоциональной к оценке вербальной, причем этот переход подготовлен эмоциональными механизмами. Приводим отрывок из истории решения этюдаI испытуемым Ф. В.

«...9-ю попытку решения испытуемый начинает с объективно верного и трудного для нахождения хода Крс8—Ь7!. Далее следует объективно верный ход за черных Jlg6—Ь6+, найденный еще во 2-й попытке. Затем испытуемый делает следующий ход за белых КрЬ7—а7!, который является объективно верным и трудным для нахождения, но считая, что у него две возможности хода белым королем — («...я после шаха в два места могу уйти или на а7, или на с7...»), испытуемый избирает неверное направление — КрЬ7—с7. Фактически можно считать, что ход КрЬ7—а7! испытуемым еще не найден, ибо он не осознал его значения для нахождения решения задачи, т. е. не нашел его смысла, а рассмотрел как одну из возможностей отхода белого короля из-под шаха.

В 9-й попытке происходит как бы приближение испытуемого к объективно верному решению задачи, и он в эмоциональном отношении оценивает значимость этой попытки, несмотря на то, что она не привела его к положительному результату. По окончании реализации попытки испытуемый восклицает:

«...но зерно все же где-то здесь!..» (| —момент возникновения эмоционального возбуждения).

Принятие или непринятие правильных действий - student2.ru

Рис. 11.Испытуемый Ф. В. Этюд I. Возникновение эмоционального возбуждения (с предшествованием) в связи с совершением объективно верного действия Крс8—Ь7!

В момент начала высказывания этой фразы мы имеем учащение пульса с 80 до 100 уд/мин и падение сопротивления кожи на 5,5 ком, причем обе вегетативные реакции возникают одновременно. В период, когда испытуемый приступает к реализации 9-й попытки, происходит значительное эмоциональное возбуждение. Вычитая латентное время реакции, можно утверждать, что это эмоциональное возбуждение предшествует называнию испытуемым первого объективно верного и трудного хода Крс8—Ь7! на 1,5—2 сек.

Принятие или непринятие правильных действий - student2.ru

Рис. 12. Испытуемый Ф. В. Этюд I. Вторичное возникновение эмоционального возбуждения в связи с совершением объективно верного действия Крс8—Ь7! (Эмоциональная активация предшествует моменту совершения действия на 25 сек.)

Эмоциональная активация выражается в учащении пульса с 70 до 98 уд/мин и в падении сопротивления кожи на 5 ком, причем наблюдается полное совпадение обеих вегетативных реакций, как по моментам возникновения и окончания, так и по форме кривой (рис. 11).

10-я попытка, которую испытуемый начинает на этот раз опять с объективно неверного хода Крс8—с7, представляет собой комбинацию из 2-й и окончания 9-й попыток. Эмоциональной окраской

не сопровождается. После реализации 10-й попытки вывод: «...Но тогда он здесь свободно прикроется...» Следовательно, результат попытки — неудовлетворительный.

Когда испытуемый приступает к 11-й попытке решения, он уже окончательно убежден в правильности первого хода, который им делается в 9-й попытке: «...Да1 Король на Ь7. Вот как действительно надо ходить — король на Ь7...»

Надо сказать, что смысл действия Крс8—Ь7! испытуемый, по сравнению с другими объективно трудными действиями, формирует довольно быстро и это вызвано тем, чтаоно было эмоционально окрашено при первом его совершении. Интересен тот факт, что вторичная эмоциональная окраска хода Крс8—Ь7! предшествует его называнию на значительно большее время, чем в первом случае, где предшествование равно 1,5 сек., а во втором случае оно равно 25 сек. Дело в том, что столь значительное эмоциональное предвосхищение во втором случае порождено первичной эмоциональной оценкой действия, а нахождение его смысла в свою очередь порождается вторичной эмоциональной оценкой, которая и возникает на 25 сек. раньше момента окончательного формирования смысла этого действия (рис. 12).

Формирование смысла объективно трудного действия КрЬ7—а7! происходит у испытуемого в конце решения задачи (в 18-й попытке) и связывается с формированием смысла также объективно трудного действия Ле2—el!! В процессе поиска решения задачи испытуемый четыре раза отказывается от совершаемого им хода КрЬ7—а7! и лишь на пятый раз, в 18-й попытке, смысл действия находится и оценивается испытуемым. Столь значительный «латентный период» от первого совершения действия до нахождения его смысла вызван тем, что эмоциональная окраска действия имеет место только при третьем его совершении, т. е. первые два объективно верных действия с этим элементом эмоционально не окрашены. Действительно, механизм «эмоционального наведения» включается значительно позже, чем в случае совершения объективно верного действия Крс8—Ь71, где эмоциональная окраска имеет место при первом же назывании этого хода. Отсюда и столь долгое «непонимание» испытуемым смысла действия, которое он совершает. Однако, как только в силу вступают эмоциональные механизмы, так сразу начинается антагонистический процесс между вербальными и эмоциональными оценками попыток и именно этот конфликт и порождает нахождение смысла совершаемого действия КрЬ7—а7!

Таким образом, если объективно трудное и значимое действие при первом же его совершении носит положительную эмоциональную окраску, то его смысл формируется испытуемым довольно быстро.

В случае, когда объективно трудное и значимое действие при его неоднократном совершении не предвосхищается эмоциональными реакциями, нахождение смысла подобного действия затруднено для испытуемого и в значительной мере отставлено во

времени. Иными словами, вербальный смысл совершаемого действия рождается на почве предвосхищающих эмоциональных оценок.

Выводы.1. Без эмоциональной активации невозможно объективно верное решение субъективно сложных мыслительных задач, хотя наличие этой активации еще не гарантирует достижения объективно верного результата.

2. В процессе поисковой деятельности испытуемых наблюдается момент «эмоционального решения задачи» или снятие неопределенности задачи на основании механизма эмоций, после которого происходит резкое свертывание зоны поиска.

«Эмоциональное решение» значительно опережает интеллектуальное решение, выступая как эмоциональное предвосхищение нахождения основного принципа решения задачи.

3. Взаимосвязь мышления и эмоциональной сферы выступила в нашем исследовании как взаимодействие процессов развития смыслов элементов и действий с ними и «эмоционального развития», кульминационным пунктом которого является «эмоциональное решение задачи».

Ведущая роль собственно интеллектуальных или эмоциональных моментов может быть различной на разных этапах решения одной задачи. Эмоции выступают и как порождение интеллектуальной деятельности и как ее регулятор.

4. При участии эмоциональных механизмов (эмоциональная активация может быть как положительного, так и отрицательного знака) происходит преобразование общего замысла решения задачи (переход от неверного к объективно верному).

5. Для достижения объективно верного решения задачи необходимым условием является совпадение субъективной и объективной шкал ценностных характеристик. При смещении этих шкал решение задачи не достигается.

6. Для того чтобы совершенное действие было принято субъектом в качестве «правильного», необходима его предвосхищающая эмоциональная оценка.

7. На определенных этапах поискового процесса возможно возникновение конфликтных отношений между эмоциональными и вербальными оценками отдельных интеллектуальных операций. Выступая против ошибочных вербальных оценок, эмоции могут выполнять положительную функцию «коррекции» поисковой деятельности, приводящей к объективно верным результатам.


Наши рекомендации