Мотивация просоциального поведения
Просоциальное поведение– позитивное, конструктивное, социально полезное поведение; противоположность асоциального поведения.
Одним из важных приобретений среднего детства является способность ребенка мотивировать свое поведение моральными соображениями, долгом, альтруистическими установками . Многие психологи единодушны во мнении, что способность ребенка проявлять моральные чувства представляет собой качественно новый тип мотивации, обусловливающий и качественно новый тип поведения школьника.
Известно, что уже в младенческом возрасте дети способны испытывать дистресс на звук человеческого плача, а позднее выказывать эмпатию, заботу и участие к другому человеку. Однако подлинно альтруистическое поведение им еще недоступно.
Е. Staub разделяет понятия просоциального поведения ребенка и его альтруистического поведения . Под просоциальным поведением он понимает любое поведение, направленное на выгоду как производящего действие, так и принимающего его, например, такое поведение, как кооперация. Альтруизм же имеет более узкое значение, и им будет считаться только то действие, которое направлено на интересы другого человека, без ожидания своей выгоды (Underwood B., Moore B. S., 1982).
Альтруизм(от лат. alter – другой) – система ценностных ориентаций личности, при которой центральным мотивом и критерием нравственной оценки являются интересы другого человека или социальной сообщности.
Большинство психологов как в рамках психоаналитической, так и когнитивной традиций рассматривают альтруизм как достаточно позднее образование, возникающее у ребенка примерно в 6–7 лет . Пиаже датировал появление настоящей кооперации как просоциального поведения примерно в возрасте 7 лет и утверждал, что оно возникает вследствие развития способности ребенка видеть мир с позиции другого человека. Многочисленные эксперименты также обнаружили, что именно в этот период большинство детей способно демонстрировать просоциальное поведение.
Исследования
Так, например, исследования Wright показали, что дети 8 лет более щедры, чем дети 5 лет , когда их просили позволить другу поиграть с более привлекательной из двух игрушек. В экспериментах Ugurel-Semin только 33 % детей 4– 6-летнего возраста поделились лишним орешком с другом, в то время как из 7 – 10-летних – 77 % и из 11 – 16-летних – 100 % (Rushton J. Ph., 1982). Дж. Найт вместе со своими коллегами из университета Аризона обнаружил, что 6 – 9-летние дети чаще других огорчаются, когда кто-то опечален или подвергается издевательствам. После просмотра видеофильма о сгоревшей девочке эти дети проявляли наибольшее великодушие и сочувствие, когда им предлагали внести часть заработанных ими в ходе исследований средств в фонд детей, пострадавших от пожаров (Майерс Д., 1997).
На основании всего сказанного выше можно сделать вывод, что просоциальное поведение не является врожденным качеством ребенка, а приобретается им в ходе возрастного развития, и именно период среднего детства становится определяющим для полноценного формирования данного компонента мотивационной сферы ребенка.
Формирование долга как основного морального мотива
По мнению Л. И. Божович, возникновение у ребенка к 6–7 годам так называемых «моральных инстанций» влечет за собой те существенные изменения в структуре его мотивационной сферы, которые способствуют формированию у него чувства долга – основного морального мотива, уже непосредственно побуждающего ребенка на конкретное поведение.
При этом на первом этапе овладения моральными нормами мотивом, побуждающим ребенка к определенному поведению, является одобрение взрослых .
Стремление следовать требованиям взрослых, а также усвоенным правилам и нормам начинает выступать для ребенка в форме некоторой обобщенной категории, которую можно обозначить словом «надо». Это и есть та первая моральная инстанция, которой начинает руководствоваться ребенок и которая становится для него не только соответствующим знанием (надо поступать так-то), но и непосредственным переживанием необходимости поступать именно так, а не иначе. В этом переживании, по мнению автора, и представлено в своей первой зачаточной форме чувство долга (Божович Л. И., 1968).
Эмпатия
Эмпатия– (от греч. empatheia – сопереживание) – постижение эмоционального состояния, проникновение в чувствования, в переживания другого человека.
Важным свойством личности, предрасполагающим к альтруистическому поведению, является ее способность к сопереживанию, эмпатии. Эмпатия, по мнению некоторых психологов, и является источником истинного альтруизма (Майерс Д., 1997). По мнению Т. П. Гавриловой и других психологов, эмпатия может проявляться в двух формах – сопереживания и сочувствия .
Т. П. Гаврилова изучила возрастно-половые проявления той и другой формы эмпатии и обнаружила, что сопереживание , как более непосредственная концентрированная форма эмпатии, характерно в большей степени для младших школьников , а сочувствие, как более сложная опосредованная нравственным знанием форма эмпатического переживания, – для подростков.
Кроме того, выявилось, что сопереживание взрослым и животным чаще было выражено у мальчиков, а сочувствие тем же – у девочек. Сопереживание сверстникам, наоборот, чаще выражалось девочками, а сочувствие – мальчиками. В целом и мальчики и девочки чаще выражали сочувствие, чем сопереживание (Ильин Е. П., 2000).