Связность, структурность, цельность научного текста.
Научный текст - это разновидность текста, написанного на общелитературном языке, обладающая грамматическими, лексическими, структурно-смысловыми и логико-композиционными особенностями. В научном тексте иначе, чем в тексте деловом, публицистическом или художественном, используются функциональные типы речи (описание, повествование, рассуждение, доказательство и др.). Здесь иной набор общеязыковых и собственно текстовых средств, активно используются такие приемы мышления, как аналогия и гипотеза; композиция такого текста, как правило, задана логикой научного доказательства (выдвижение версии, рабочей гипотезы, дедуктивные или индуктивные способы мышления, обоснование гипотезы, доведение ее до уровня достоверного теоретического знания и т. д.).
Типология текста, его жанровые и стилистические разновидности обусловлены субъектом научной речи, объектом описания и адресатом научной коммуникации. Принадлежностью к сферам научного общения, научной деятельности обусловлены отбор и употребление определенных лексико-грамматических средств, использование специальных структурных, логико-композиционных схем организации текстового материала.
Связность. Данная категория характеризует формально-структурную синтаксическую организацию текста, которая обеспечивает логичность и строгость изложения, однозначную интерпретацию содержания. Связность научного текста во многом основывается на логике и объективности исследования предмета, строгости рассуждения.
Существуют различные классификации средств связности. Одна из наиболее распространенных - группировка средств связи в зависимости от их языкового выражения. По этому признаку выделяют:
1) лексические средства связи (полные, синонимические, контекстуальные, перифразовые и другие повторы, местоименная замена);
2) лексико-грамматические (союзы, союзные наречия, вводные слова и словосочетания); 3) грамматические (видовременные формы глаголов, порядок слов, синтаксический параллелизм).
В научных текстах наиболее широко представлена связь посредством лексического повтора, при которой определенное слово/словосочетание предшествующего предложения повторяется в последующем, например: Редукция - изменение артикуляционных и акустических характеристик звука, вызванное сокращением его длительности или ослаблением напряженности. Редукции подвергаются главным образом гласные, однако встречается редукция и согласныгх... Различают количественную редукцию - уменьшение длительности звука, вызванное его безударностью, и качественную редукцию - изменение характера артикуляции вследствие сокращения длительности.
Цельность. Эта категория отражает базовую характеристику текста как средства коммуникации. В противоположность связности, определяющей внешнюю организацию текста, цельность характеризует внутреннее, содержательное, смысловое единство текста. В отличие от связности она является психолингвистической категорией, непосредственно не соотносится с лингвистическими единицами и возникает в процессе осознания и понимания текста как результат аналитико-синтетической деятельности воспринимающего. Если в результате восприятия текста у него не возникает целостного представления о предмете коммуникации, происходит ее нарушение либо по вине автора текста, который недостаточно ясно оформил цельность текста, либо по вине воспринимающего, который не готов к ее осознанию по ряду причин (уровня образования, знания языка и предмета, сформированности навыков чтения и аудирования, т. е. слухового восприятия, и т. п.). Поскольку в сфере научной коммуникации точность, однозначность, адекватность, истинность информации имеют первостепенное значение, выражению цельности во внешней речи подчинены все языковые средства.
В научном стиле речи появились и закрепились специальные языковые средства, облегчающие и упрощающие переход от внешней формы к цельности текста. Автор научного текста имеет в своем распоряжении как бы готовые формы, которые он «заполняет» собственным научным содержанием, а читатель, будучи членом того же научного сообщества, уже знает, как организовано содержание. В результате ускоряется и облегчается процесс понимания, при этом содержание структурируется и выражается в виде смысловых блоков разной степени обобщенности.
Цельность текста отражается в наборе ключевых слов (НКС), т. е. слов или словосочетаний, которые несут в данном тексте существенную смысловую нагрузку. Для ключевых слов характерно равномерное распределение по тексту: в научных текстах они, как правило, присутствуют в заголовке, первом предложении, а также в начальных предложениях каждого абзаца. Оптимальный объем НКС - 5 - 15 слов. Достижение смысловой однозначности и структурной цельности составляет главную задачу построения научного текста, что обусловлено потребностями научной коммуникации и обеспечивается использованием специальных языковых средств.
Структурность. Каждый научный текст должен иметь ясную и понятную структуру. Это и есть качество, называемое структурностью.
Каждый научный текст обладает структурностью = каждый научный текст имеет ясную структуру.
Структура бывает тематическая и логическая.
Тематическая: Предмет изложения, то есть то, о чём сообщается в тексте, составляет его тему. Темой могут быть :
материальные объекты (например, предприятие),
процессы (например, инфляция),
явления (например, спрос на товар).
Элементы описания объекта, процесса или явления составляют подтемы текста.
При описании объекта подтемами будут:
- качества объекта,
- его строение,
- его связи с другими объектами,
- использование объекта,
- формы существования объекта,
- распространённость объекта в мире и т.п.
Логическая: Научные тексты состоят из типовых элементов: заголовка, введения, основной части, заключения, списка использованной литературы.
Заголовок отражает главное содержание текста или его тему.
Во введении обычно рассматривается история вопроса, ставится задача, обосновывается актуальность задачи и необходимость решения.
Основная часть непосредственно содержит решение поставленной задачи.
В заключении подводятся итоги, формулируются выводы, подчёркивается их значимость.
62. Система образования в России, структура подготовка кадров высшей квалификации.
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих структур, в число которых входят:
1. Преемственные образовательные программы различных уровня и направленности, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования.
Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:
o общеобразовательные (основные и дополнительные);
o профессиональные (основные и дополнительные).
К основным общеобразовательным относятся программы:
o дошкольного образования;
o начального общего образования;
o основного общего образования;
o среднего (полного) общего образования.
К основным профессиональным относятся программы:
o начального профессионального образования;
o среднего профессионального образования;
o высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры);
o послевузовского профессионального образования.
С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах:
o в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;
o в форме семейного образования;
o самообразования;
o экстерната.
Допускается сочетание различных форм получения образования.
Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, в части компетенции Российской Федерации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (см. постановления Правительства Российской Федерации по начальному, среднему и высшему профессиональному образованию).
Использование дистанционных образовательных технологий находится в компетенции образовательного учреждения.
2. Cеть образовательных учреждений и научных организаций, реализующих образовательные программы различных уровня и направленности, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования.
Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).
Образовательное учреждение является юридическим лицом.
К образовательным относятся учреждения следующих типов:
o дошкольные:
§ образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста
§ дошкольное образовательное учреждение
§ учреждение "Школа - детский сад"
o общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования):
§ общеобразовательное учреждение
§ общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой
§ кадетская школа (кадетская школа-интернат)
§ образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста
§ общеобразовательная школа-интернат
§ вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение
§ учреждение "Школа - детский сад"
o учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования:
§ образовательное учреждение начального профессионального образования
§ образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)
§ образовательное учреждение высшего профессионального образования (высшее учебное заведение)
§ военное образовательное учреждение высшего профессионального образования
o учреждения дополнительного образования взрослых:
§ образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
o специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
o учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей)
o учреждения дополнительного образования детей:
§ образовательное учреждение дополнительного образования детей
§ межшкольный учебный комбинат
o другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс:
§ специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением
§ образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
§ оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении
§ санаторное детское дошкольное учреждение (группа) для ослабленных и часто болеющих детей
Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Образовательные учреждения могут иметь филиалы и представительства. В представительствах образовательного учреждения ведение образовательной деятельности запрещается.
3. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и подведомственные им учреждения и организации.
4. Объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения, осуществляющие деятельность в области образования.
Подготовка кадров высшей квалификации включает в себя программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, ассистентуры-стажировки.
По программам обучения в аспирантуре (адъюнктуре) одним из основных условий обучения, кроме получения образования, является подготовка диссертации на соискание учёной степени кандидата наук, которая может осуществляться также путём прикрепления соискателем к вузу или научной организации. В последнем случае длительность подготовки диссертации не ограничена, но все остальные требования к соискателям степеней остаются такими же, как и для аспирантов. Адъюнктурой называется аспирантура вузов Вооружённых Сил Российской Федерации, МЧС, МВД, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ
Также выделяются такие программы подготовки кадров высшей квалификации как:
ординатура — система повышения квалификации врачей в медицинских вузах, институтах усовершенствования и научно-исследовательских учреждениях. Подготовка по программам ординатуры обеспечивает приобретение обучающимися необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать определенные должности медицинских работников, фармацевтических работников. К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование;
ассистентура-стажировка — подготовка творческих и педагогических работников высшей квалификации по творческо-исполнительским специальностям по очной форме обучения в вузах, реализующих основные образовательные программы высшего образования в области искусств. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств.