Предлагаем Вашему вниманию новые поисковые системы и базы данных, доступ к которым предоставляется в ВПТБ.
-Поисковая система PatSearch
-База данных Questel - Orbit
-База данных Global Patent Index (GPI)
-Поисковая система ЕАПАТИС
-Электронная библиотека диссертаций РГБ (ЭБД РГБ)
-Национальная электронная библиотека (НЭБ)
Поисковая система PatSearch
Система PatSearch создана как профессиональная система поиска для экспертов ФГУ ФИПС Роспатента. В связи с этим в системе реализован расширенный набор функциональных и сервисных возможностей. Система позволяет осуществлять поиск охранных документов на изобретения и полезные модели стран минимума РСТ, стран СНГ, ВОИС, ЕПВ, ARIPO, OAPI.
Поиск непатентной литературы реализован через встроенное обращение к внешней российской цифровой библиотеке E-Library и крупнейшей в мире базе данных научно-технической литературы Scopus. В системе PatSearch поддерживается поиск непатентной литературы во внешних источниках, в том числе поиск генетических последовательностей на сайте Европейского института биоинформатики (European Bioinformatics Institute).
Система позволяет проводить различные виды патентного поиска:
-тематический поиск по индексам Международной патентной классификации (МПК), Европейской патентной классификации (ECLA), национальным классификациям, ключевым словам из рефератов и полных описаний;
-нумерационный поиск, в т.ч. поиск патентов-аналогов и др.
Дополнительными функциональными возможностями поисковой системы являются:
-редактирование поисковых запросов в различных режимах;
- настройка параметров поиска;
-поиск в выбранном массиве документов;
-автоматический перевод на русский язык и др. языки (включая перевод выделенного фрагмента документа или документа целиком, отдельный режим перевода текста запроса);
-двухоконный просмотр документов;
-аналитическая обработка результатов поиска и др.
База данных Questel – Orbit
Компания Questel создана в 1975 г. как подразделение France Telecom и свыше 30 лет является международным информационным лидером. Она предоставляет доступ к базам данных, содержащим информацию об интеллектуальной собственности.
На сегодняшний день это лучшая информационная служба в мире, гарантирующая максимальную полноту и надежность исследований патентной документации. Глубина доступного архива с 1880 г.
Патентные базы данных компании Questel:
-крупнейший в мире патентный фонд, содержащий свыше 60 миллионов документов 95 стран и Международных Патентных ведомств;
-оригиналы патентных документов практически всех стран;
-документы на промышленные образцы, полезные модели и товарные знаки;
-рефераты на английском языке патентных документов наиболее патентуемых стран;
-полные тексты патентных документов США, Франции, Германии, Великобритании, Бельгии, Швейцарии, Австрии, Китая, Японии, Индии, России и др., а также заявки и патенты Международного и Европейского патентных ведомств;
-максимально полная информация о родственных патентах (patent family = патенты аналоги), включая их юридический статус;
- возможность автоматического перевода найденных документов на любой из 30 языков мира, включая русский, английский, французский, немецкий, австрийский, испанский, итальянский, арабский, японский, китайский, индийский и др.
Для поиска информации в базах данных Questel служит поисковая система Orbit. Поисковая система позволяет выполнять семантический анализ патентных документов: суть и формулу изобретения, преимущества данного патента и слабые стороны предыдущих. Статистический анализ позволяет проводить анализ патентной активности компаний по годам и классификационным рубрикам, выявлять стратегические рынки компаний и партнеров по совместным разработкам.
База данных Global Patent Index (GPI)
БД GPI является онлайновым продуктом Европейского патентного ведомства (ЕПВ), который с 2010 г. заменяет серию дисков CD-ROM (ESPASE ACCESS, ESPASE FIRST, ESPASE ACCESS-EPC, ESPASE WORLD) и предлагает множество дополнительных возможностей для проведения поиска.
Программное обеспечение БД - MIMOSA, базирующееся на оперативной системе MS Windows, обновление данных - еженедельное.
БД была разработана как средство проведения поиска по новизне во всем мире, а также для наблюдения за патентами. БД позволяет осуществлять поиск во всем мировом массиве накопленных в ЕПВ библиографических данных (87 стран, 5 международных организаций) и предоставляет ссылку к полному тексту соответствующего документа в поисковой системе ESPASENET.
БД содержит 100 доступных для поиска полей и позволяет проводить многоаспектный патентный поиск, включающий:
-тематический поиск по индексам Международной патентной классификации (МПК), Европейской патентной классификации (ECLA), национальным классификациям и ключевым словам из заглавий и рефератов;
-поиск патентов-аналогов;
- поиск указаний государств в патентных заявках РСТ и ЕПВ;
-выявление ссылок на патентные и непатентные документы.
Евразийская патентная информационная система (ЕАПАТИС)
Система ЕАПАТИС разработана Евразийским патентным ведомством (ЕАПВ) с целью повышения эффективности и качества проведения патентных поисков и патентно-информационного обеспечения экспертизы заявок на изобретения. С 2000 г. система находится в промышленной эксплуатации в ЕАПВ. В 2003г. к ней открыт доступ через Интернет для национальных патентных ведомств стран-членов Евразийской патентной организации (ЕАПО). В 2004-2005 гг. доступ к системе был предоставлен национальным патентным ведомствам Украины, Узбекистана и Грузии.
В ЕАПАТИС поддерживается более 20 постоянно пополняемых локальных патентных баз данных (БД), в которых на конец 2015 г. содержалось более 60 млн. описаний патентных документов. Объем предоставляемой пользователям патентной информации (с учетом полных описаний патентных документов по отдельным БД) составляет свыше 2 терабайт. В БД представлены все патентные документы ЕАПВ, ВОИС, Европейского патентного ведомства, патентного ведомства США, СССР и России (с 1924 г.), патентные документы стран, входящих в "минимум документации РСТ" разной глубины ретроспективы, а также патентные документы национальных патентных ведомств стран СНГ, включая страны-члены ЕАПО.
В системе можно проводить любые тематические, нумерационные и именные поиски.В системе реализованы средства метапоиска во внешних патентных БД цифровых библиотек интеллектуальной собственности (IPDL) и информационных системах свободного доступа сети Интернет: USPTO, ESPACENET, PatentScope и др.
В результате проведения поиска формируются списки найденных патентных документов и предоставляются их реферативно-библиографические описания, с дальнейшей возможностью получения полного описания документа и дополнительной информации о нем из внешних источников.
Особенности системы:
-наличие в системе русскоязычного фонда патентной документации, включая советскую, российскую, евразийскую и национальную документацию;
-удобство и легкость в эксплуатации, реализованный в системе принцип "одного окна" позволяет пользователю проводить многоаспектные патентные поиски на нескольких официальных языках одновременно как в локальных БД, так и во внешних БД свободного доступа сети Интернет;
-развитые сервисные возможности системы. Например, по каждому запросу отображаются статистические данные о результатах поиска, в том числе по каждому поисковому индексу в отдельности. Структуру составленного запроса можно посмотреть перед отправкой на сервер. Программы анализатора запросов предоставляют рекомендации по дальнейшим действиям в случае получения нулевых результатов поиска. Для каждого найденного документа автоматически формируются гиперссылки во внешние БД, обеспечивающие возможность получения описания документа и дополнительной информации о нем из внешних источников. Использование патентного браузера и средств метапоиска исключают необходимость знания поисковых систем для работы с дисками CD/DVD и внешними БД сети Интернет.
Условия доступа к системе ЕАПАТИС:
В свободном доступе можно проводить все виды поисков (расширенный, нумерационный, профессиональный) в БД ЕАПВ и поиски по номеру документа в других БД. Результаты поиска представляются в виде реферативно-библиографических описаний патентных документов. Предоставляются сервисы виртуального доступа к полным описаниям документов из внешних источников, поиска в БД МПК.
Платный доступ открыт ко всем БД системы в режимах расширенного, нумерационного и профессионального поиска, а также метапоиска. Предоставляются титульные листы и полные описания евразийских патентов и опубликованных евразийских заявок. Доступны сервисы виртуального доступа к полным описаниям документов из внешних источников, тематического поиска в БД ЕАПАТИС с использованием БД МПК, поиска в БД МПК.
Электронная библиотека диссертаций РГБ (ЭБД РГБ)
Российская государственная библиотека (РГБ) является уникальным хранилищем подлинников диссертаций, защищенных в стране с 1944 г. по всем специальностям, кроме медицины и фармации. Сейчас в фонде Отдела диссертаций (г. Химки) хранятся свыше миллиона томов диссертаций. Ежегодно в РГБ поступает около 30 000 диссертаций (20 000 кандидатских и 10 000 докторских).
В 2003 г. руководством Российской государственной библиотеки было принято решение о необходимости обеспечения широкой доступности и сохранности фонда диссертаций на основе современных информационных технологий, что привело к созданию Электронной библиотеки диссертаций РГБ.
Создание Электронной библиотеки диссертаций РГБ было обусловлено следующими факторами:
-необходимость обеспечения сохранности этой уникальной коллекции и ее доступности для читателей;
-большая популярность электронного каталога диссертаций у читателей;
высокая посещаемость читального зала в Отделе диссертаций (г. Химки).
Сегодня Российская государственная библиотека предоставляет возможность доступа к полным текстам диссертаций и авторефератов, находящимся в электронной форме, что дает уникальную возможность многим читателям получить интересующую информацию, не покидая своего города. Для доступа к ресурсам ЭБД РГБ создаются Виртуальные читальные залы в библиотеках организаций, в которых и происходит просмотр электронных диссертаций и авторефератов пользователями. Каталог Электронной библиотеки диссертаций РГБ находится в свободном доступе для любого пользователя сети Интернет.
Электронная библиотека диссертаций РГБ - это уникальный шанс для тысяч ученых по-новому реализовать возможности свои и коллектива, снизить стоимость научных исследований, сформировать свои научные взгляды с учетом знаний, наработанных десятилетиями.
Национальная электронная библиотека (НЭБ)
Национальная электронная библиотека (НЭБ) - Федеральная государственная информационная система, обеспечивающая создание единого российского электронного пространства знаний.
Национальная электронная библиотека объединяет фонды публичных библиотек России федерального, регионального, муниципального уровней, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей.
В формировании фонда НЭБ используются:
-произведения, перешедшие в общественное достояние;
-произведения образовательного и научного значения, не переиздававшиеся последние 10 лет;
- произведения, права на которые получены в рамках договоров с правообладателями;
-а также другие произведения, правомерно переведенные в цифровую форму.
Основная цель НЭБ - обеспечить свободный доступ граждан Российской Федерации ко всем изданным, издаваемым и хранящимся в фондах российских библиотек изданиям и научным работам, - от книжных памятников истории и культуры, до новейших авторских произведений.
Так же целями НЭБ являются:
-формирование единого российского электронного пространства знаний на основе оцифрованных книжных, архивных и музейных фондов;
-расширение доступности для граждан отобранных в соответствии с утвержденными методиками произведений научного и образовательного содержания, включая лучшие образцы классической и современной художественной литературы, детской литературы, произведений, созданных на языках народов России.
Начиная с 2004 г. проект НЭБ разрабатывается ведущими российскими библиотеками при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
В 2014 г. был реализован новый этап развития НЭБ: организован доступ для читателей к более чем 90% книг, оцифрованных публичными библиотеками; объединены каталоги печатных изданий 33 библиотек.
В 2015 г. участниками НЭБ стали еще 55 библиотек. Был организован доступ из виртуальных читальных залов библиотек к изданиям, охраняемым авторским правом. В фонд НЭБ были добавлены материалы, полученные из пяти музеев и Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ). Проведена разметка более 2000 изданий на 200 тыс. произведений и их составных частей. Осуществлена интеграция НЭБ с каталогом ЭКБСОН, электронным каталогом РГБ, с сайтом «Год литературы».
Сегодня НЭБ - это:
- объединенный электронный каталог фондов российских библиотек;
-ежедневно пополняемый фонд оцифрованных изданий;
-централизованный удаленный доступ через единый портал к фонду НЭБ, единые технологии поиска и единый набор сервисов для читателей всех категорий;
-интеграция с социальными сетями;
-мобильные приложения для доступа из любой точки и с любого устройства;
-личный кабинет и единый электронный читательский билет, открывающий доступ ко всем фондам российских библиотек;
-широкий набор сервисов для библиотек и правообладателей.
Уже сегодня пользователи НЭБ могут:
-найти интересующее печатное издание в ближайшей библиотеке;
-найти электронную копию издания в НЭБ для удаленной работы из читального зала ближайшей библиотеки или из дома;
-просматривать на законных основаниях оцифрованные издания, ограниченные авторским правом из читального зала ближайшей библиотеки, подключенной к НЭБ.
В октябре 2015 г. во Всероссийской патентно-технической библиотеке (ВПТБ) был организован доступ для читателей в НЭБ.
В мае 2016 г. ВПТБ стала не только пользователем НЭБ, но и полноправным участником этого проекта, передав в НЭБ книжные издания в области интеллектуальной собственности, с истекшим сроком действия авторских прав.
38. Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий Высшей аттестационной комиссии.
Для включения научного периодического издания в Перечень редакционный совет направляет на имя Председателя ВАК мотивированное ходатайство о включении периодического издания в Перечень с приложением двух последних выпусков научного периодического издания по одному экземпляру каждого выпуска, комплекта документов, подтверждающих выполнение редакцией научного периодического издания установленных решением ВАК критериев включения научного периодического издания в Перечень, информационной карты на бумажном и электронном носителях (CD), описи представляемых документов.
Их 2269, издания по разным сферам. Есть те, что комметируют(НИЖЕ ПРКВЕДЕНЫ НЕКОТОРЫЕ ИЗ НИХ):
7. Автоматизация и современные технологии ▲
10. Автоматика и Телемеханика / Automation and Remote ▲
13. Автомобильная промышленность ▲
97. Бетон и железобетон ▲
277. Вестник машиностроения ▲
348. Вестник Московского энергетического института
1010. Изобретательство
1186. Логические исследования
1332. Наука и образование (МГТУ им. Н.Э. Баумана) (электронный журнал)
1346. Научное обозрение
39. Планирование и решение задач собственного профессионального и личностного развития.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЕТЕНЦИИ
Универсальная компетенция выпускника программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (согласно требованиям должна быть сформирована у выпускников любых программ аспирантуры независимо от направления подготовки)
ВХОДНОЙ УРОВНЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ТРЕБУЕМЫЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ
Для того чтобы формирование данной компетенции было возможно, обучающийся, приступивший к освоению программы аспирантуры, должен:
ЗНАТЬ: возможные сферы и направления профессиональной самореализации; приемы и технологии целеполагания и целе реализации; пути достижения более высоких уровней профессионального и личного развития.
УМЕТЬ: выявлять и формулировать проблемы собственного развития, исходя из этапов профессионального роста и требований рынка труда к специалисту; формулировать цели профессионального и личностного развития, оценивать свои возможности, реалистичность и адекватность намеченных способов и путей достижения планируемых целей.
ВЛАДЕТЬ: приемами целеполагания, планирования, реализации необходимых видов деятельности, оценки и самооценки результатов деятельности по решению профессиональных задач; приемами выявления и осознания своих возможностей, личностных и профессионально
-значимых качеств с целью их совершенствования
Гуманизация как общего, так и профессионального образования связана с развитием творческих возможностей человека, созданием реальных условий для обогащения интеллектуального, эмоционального, волевого и нравственного потенциала личности, стимулированием у нее стремления реализовать себя, расширять границы саморазвития и самоосуществления. Такая идеальная гуманистическая цель образования, считал известный философ Э.В. Ильенков, позволит вывести каждого человека в его индивидуальном развитии на передний край человеческой культуры, на границу познанного и непознанного, сделанного и несделанного3. Перевод человека на новый уровень овладения культурой, изменение его отношения к миру, другим людям и к себе, повышение ответственности за свои действия и их последствия - основной результат гуманизации образования. Идея личностного развития выводит цель современного педагогического образования за пределы традиционных представлений о нем как о системе передачи некоторой суммы профессиональных знаний и формирования соответствующих им умений и навыков.
При традиционном подходе педагог выступает лишь в качестве основы жестко регламентированной педагогической деятельности. В рамках же гуманистического подхода целью образования выступает непрерывное общее и профессиональное развитие индивидуальности и личности всех участников педагогического процесса, в том числе и педагога.
В связи с этим меняется и цель профессиональной подготовки педагога. Кроме профессиональных знаний, умений и навыков (профессиональная компетентность) она охватывает и общекультурное развитие педагога, формирование у него личностной позиции (мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности). Причем это единство выглядит не как сумма свойств, а как качественно новое образование. Оно характеризуется таким уровнем развития личности педагога, на котором действия и поступки определяются не столько внешними обстоятельствами, сколько внутренним мировоззрением, установками.
Вхождение в профессию, считают психологи, есть "врастание" в "суперроль", во многом предопределяющую стиль и образ жизни человека. Общая удовлетворенность человека в значительной мере зависит от того, насколько насыщаются его фундаментальные потребности: потребность в творческой самореализации, понимании и признании индивидуальных ценностей ближайшим окружением референтных лиц, в развитии и саморазвитии и др.
Человек не может "просто жить" и выполнять свою работу, он должен обрести цель, в которой работа и профессия, а главное, он сам и его действия в профессии занимают определенное место.
В том случае, если избранная профессия не противоречит сформировавшимся личностным особенностям и профессиональное становление личности соответствует основным ее ценностным представлениям, то можно ожидать в будущем ценностного отношения к профессиональной деятельности. Другими словами, в этом случае отмечается единство личностного развития и профессионального роста личности.
Следовательно, проблема выбора профессии и овладения деятельностью является частью проблемы смысла жизни.
В научной литературе проблема профессионального соответствия ассоциируется с наличием определенного потенциала задатков или способностей, которые могут обеспечить успешное формирование необходимых профессиональных знаний, умений и навыков. О гармоничном развитии личности, о профессионализации как процессе, в значительной степени определяющем это развитие, речь практически не идет. Предполагается, что с личностью будет все в порядке, если она по отдельным параметрам соответствует требованиям, предъявляемым профессиональной деятельностью к субъекту. Однако в ряде случаев даже при наличии требуемых качеств человек оказывается неспособным достичь таких состояний, как плодотворность (Э.Фромм), самоактуализация (А.Маслоу), идентичность (Э.Эриксон). Это как раз тот случай, когда состоялась не личность, а функционер, для которого характерна двойственная ролевая позиция: для работы и для себя.
Личностное развитие и профессиональный рост педагога как органичное единство возможны тогда, когда в процессе "врастания" в профессию (выбор профессии, профессиональное обучение, осуществление педагогической деятельности) осуществляется целенаправленное разрешение ряда противоречий. Прежде всего это противоречие, возникающее в индивидуальном сознании между эталоном личности профессионала и образом своего внутреннего, уже существующего - "Я".
Совершенствование образования невозможно без понимания учителя как активного субъекта, познающего и преобразующего себя в процессе деятельности, так как субъектность учителя становится главной перспективой развития ученика.
Без самообразования идея личностного и профессионального развития учителя практически неосуществима. Социологи считают перспективой развития общества трансформацию деятельности в самодеятельность (общесоциологический закон), развития в саморазвитие, образования в самообразование.
Самообразование определяется как осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:
1. осуществляется добровольно, то есть по доброй воле самого человека;
2. управляется непосредственно самим человеком;
3. необходима для усовершенствования качеств человека, и сам человек это осознает и нацелен на это. Необходимо знать условия, при которых процесс самообразования будет происходить эффективно.
Самообразование педагога будет более продуктивным, если:
В процессе самообразования будет реализована потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
Педагог знает способы самопознания и самоанализа педагогического опыта и пути его передачи, так как педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает различные моменты своей профессиональной деятельности - как позитивные, так и негативные, и признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.
Педагог рефлексивен, ведь именно педагогическая рефлексия (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов) является необходимым атрибутом учителя-профессионала. При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой - самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
Программа профессионального эффективного развития учителя включает в себя возможность как исследовательской, так и поисковой деятельности.
Педагог готов к педагогическому творчеству.
Учитель четко понимает, когда должна осуществляться взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Взаимосвязь личностного и профессионального развития педагога | ||
Параметры | Личностное развитие | Профессиональное развитие |
Ценности | Развитие и расширение системы ценностных ориентаций личности как системы морально этических принципов, детерминирующих деятельность | Развитие и расширение системы ценностных ориентаций личности как системы морально-этических принципов, детерминирующих профессиональную деятельность |
Цель | Развитие тенденции к самоактуализации и самореализации | Развитие положительной мотивации к профессиональной деятельности и повышению своего мастерства, самореализация |
Я-концепция | Развитие и углубление адекватного и целостного представления о себе. Укрепление позитивной (положительной) Я-концепции. | Адекватное формирование Я-концепции учителя. Укрепление адекватной и объективной профессиональной самооценки. Укрепление позитивной защищенности. |
Перспектива | Определение направлений и перспектив дальнейшего внутреннего роста | Прогнозирование карьерного роста и «творение» собственной профессиональной биографии |
Задачи развития | Активизирование развития когнитивной сферы как способности к более абстрактному и обобщенному пониманию и дифференциации, категоризации явлений окружающего мира. Рефлексия личностного опыта и собственной деятельности, | Корректировка, совершенствование имеющихся профессиональных умений, навыков, способов деятельности на основе интериоризации новой информации. Рефлексия профессиональной деятельности, педагогического опыта |
40. Подбор информации из библиографических и полнотекстовых баз данных.
Библиографическая БД состоит из:
1. Название страны (19).
2. Изображение герба.
3. Название патентного ведомства.
4. Вид документа по которому публикуется описание (13).
5. Номер охранного документа (11).
6. Регистрационный номер заявки (21).
7. Дата подачи заявки (22).
8. Дата публикации патента (46).
9. Сведения о первичном приоритете (31,32,33).
10. Сведения о заявителе (71).
11. Сведения об изобретателе (72).
12. Сведения о патентовладельце (73).
13. Индексы международной патентной классификации (51).
14. Название изобретений.
Полнотекстовые базы данных (ПБД) -признанный во всем мире источник актуальной информации.
ПБД включают в себя:
полнотекстовые электронные версии журнальных статей
статьи или разделы из книг
книги целиком
реферативные обзоры по конкретной научной проблематике и т.п.
Что такое полнотекстовые документы?
Полнотекстовые электронные документы(ресурсы)–это полные тексты документов,
представленные в электронном виде, для работы с которыми требуется компьютер.
Они полностью идентичны традиционным«бумажным» изданиям, поэтому с ними можно работать точно так же, как и с опубликованными
версиями изданий. ПД составляют основу ПБД.
Доступ к Полнотекстовым базам данных Национальная библиотека Карелии предоставляет читателям возможность удаленного доступа к полнотекстовым базам данных. Доступ к ПБД для частного пользователя обычно платный, но к тем ресурсам, на которые у НБ РК оформлена подписка, наши пользователи(читатели) имеют свободный бесплатный доступ.
ПБД доступные только с компьютеров НБ РК
Научная электронная библиотека eLIBRARY.ru
ЭБС «Консультант студента. Электронная библиотека медицинского вуза
Электронная библиотека диссертаций и др.
Консультации по работе с ЭБД, логины и пароли доступа для работы с БД можно получить в Информационно-справочном отделе НБ РК, отделе Абонемента НБ РК или заполнив Форму.
Подготовка краткого и емкого доклада диссертации.
По структуре доклад диссертации можно разделить на три части. Каждая часть представляет собой самостоятельные смысловые блоки, которые в целом логически взаимосвязаны и отражают содержание проведенного исследования.
Первая часть доклада опирается на введение диссертации. Разделы этой части соответствуют тем смысловым аспектам, применительно к которым характеризуется актуальность выбранной темы, дается описание научной проблемы, а также формулировки цели диссертации, ее задач, предмета и объекта исследования. Здесь же необходимо указать методы, при помощи которых получен фактический материал диссертации, а также охарактеризовать ее состав и общую структуру. Закончить первую часть доклада следует перечислением научных положений, выносимых на защиту.
Вторая, самая большая по объему часть, раскрывает и доказывает существенность каждого научного положения диссертационной работы, выносимого на защиту.
Заканчивается доклад заключительной частью, в которой сводится научная новизна результатов исследования. Соискатель, не повторяя частные обобщения, сделанные ранее во время доклада, останавливает свое внимание на принципиальных отличиях полученных им научных результатов от тех, которые уже известны науке. Кроме этого, в заключительной части доклада следует отметить практическую значимость результатов исследования, а также апробацию диссертационной работы. В общей сложности доклад должен составлять 15–20 минут для кандидатской диссертации и 20–30 минут – для докторской.
42. Полнотекстовые базы данных (Elsevier – «ScienceDirect», Springer, EBSCO, «Safari», «УИС Россия» и др.).
Полнотекстовая база данных – это текстовая база первичных данных, содержащая полные тексты документов.
Elsevier – «ScienceDirect» -один из крупнейших издательских домов мира, который ежегодно выпускает около четверти всех статей из издаваемых в мире научных журналов. Elsevier – «ScienceDirect» включает в себя 1850 журналов из 23 предметной коллекции. Доступны тексты статей с 2005 по 2009 год. Всего в подписке представлены журналы 23 коллекций:
1. Agricultural and Biological Sciences
2. Biochemistry, Genetics and Molecular Biology
3. Business, Management and Accounting
4. Chemical Engineering
5. Chemistry
6. Computer Science
7. Decision Sciences
8. Earth and Planetary Sciences
9. Economics, Econometrics and Finance
10.Energy
11.Engineering
12.Environmental Science
13.Health Sciences
14.Immunology and Microbiology
15.Materials Science
16.Mathematics
17.Neuroscience
18.Nursing and Health Professions
19.Pharmacology, Toxicology and Pharmaceutical Science
20.Physics and Astronomy
21.Psychology
22.Social Sciences
23.Veterinary Science and Veterinary Medicine
Springer -полнотекстовая база данных, включающая в себя:
· Научные монографии
· Научные журналы по тематике: Biomedical and Life Sciences; Medicine; Humanities, Social Sciences and Law; Engineering; Earth and Environmental Science; Chemistry and Materials Science; Mathematics and Statistics; Computer Science; Physics and Astronomy
· Справочники Landolt-Boernstein (LB)
· Базы данных Springer Protocols
EBSCO – крупнейший электронный ресурс, имеющий большую базу данных научных книг и журналов, а также специальный интерфейс для анализа информации по бизнесу по следующим рубрикам: учебные видеофильмы, деловые профили разных стран по отраслям промышленности (включая РФ), информация о компаниях, информация о результатах маркетинговых исследований. Ряд изданий содержат полные архивы, часть материалов предоставляется с полугодовой-годовой задержкой текущих выпусков («эмбарго»).
Safari – браузер, разработанный корпорацией Apple и входящий в состав операционных систем Mac OS X и iOS.
Занимает четвёртое место по числу пользователей.
УИС Россия - университетская информационная система России – создана и поддерживается как база электронных ресурсов для исследований и образования в области экономики, социологии, политологии, международных отношений и других гуманитарных наук. Бесплатный доступ к ресурсам УИС Россия открыт для использования в учебных и исследовательских программах. Работать с системой можно из локальной сети университета, получив пароль для доступа в научной библиотеке.
Сайт: http://uisrussia.msu.ru
Понятие безупречной диссертации. Примеры безупречных диссертаций.
Диссертация (от лат. Dissertation - исследование, рассуждение) — это специальная, строго определенная форма научного произведения, которое имеет научно-квалификационный характер, подготовлено для публичной защиты и получения ученой степени.
Официально к диссертации предъявляются такие требования:
1) научное исследование проводится лично автором;
2) диссертационная работа содержит совокупность новых научных результатов и положений;
3) диссертация имеет внутреннее единство;
4) диссертация свидетельствует о личном вкладе соискателя в разработку научной проблемы;
5) новые решения, предложенные автором, четко изложены, аргументированы и критически соотнесены с ранее известными научными разработками;
6) на новые авторские решения указываются свидетельствующие об этом информационные источники, показывающие почерпнутые из них сведения.
7) результаты диссертационного исследования выносятся соискателем на публичную защиту.
Диссертация — это особое научное произведение, не имеющее ничего общего ни с лекцией, ни с пропагандистским докладом, ни с докладом чиновника или общественника, ни с информационным сообщением, ни с научно-популярной книгой. Диссертация должна быть подлинно научным трудом, развивающем и обогащающем науку в конкретной отрасли знаний, личным вкладом ученого в науку. Поэтому диссертант должен контролировать себя, чтобы не сбиться на «недиссертабельный» жанр. Каждый вид работы жизненно необходим, но в определенной сфере.