Медвежонок и три героя: Ворчун, Горный великан и Великан на дереве
Здесь описывается юная, дикая сила, вырастающая из душной тьмы крови, которая ещё не может совсем победить "медведя". Силы железа в крови, помогающие человеку бодрствовать и развивать своё Я, действуют в молодом человеке так, что он начинает сражаться сперва дико и необузданно. Это — железная палица, пользоваться которой учится прежде всего юный герой, когда ему исполняется пятнадцать лет. Баба-Яга здесь — атавистическая сила, не допускающая свободного развития трёх душевных сил. Человек, созревший в личность, должен их победить, чтобы его душевные силы могли бы подняться и начать свободно действовать.
Иван Царевич и Елена Прекрасная
Эта сказка называется также: молоко животных. Но она рассказывает о более позднем развитии — драма эпохи души сознательной, проходит перед внутренним взором. Сперва душевно- духовное существо находится ещё "наверху", "в вышине", и это защищает его от "медведя". И, хотя ему отдают его часть, но совсем уйти от него всё же нельзя. Не достаточно довериться поддерживающей силе рассудка, решиться на "горный полёт" внутри себя. Это не поможет, так как глухой голос в крови превращается в пылающий огонь страсти. Помочь может только "телец" сильной, целеустремлённой воли (в сказке — бычок).
Из его костей выходит «мужичок с кулачок». Истинная воля тельца может стать внутренними, пробуждающими силами. Кто активно пользуется ими (ударяет костями друг о друга), развязывает силы, которые всё совершить могут. Миру они открываются в образе маленького карлика — но это значительная, уже долгое время живущая внутри сила, которая приходит теперь на помощь Ивану Царевичу как новое Я-сознанне. Сперва оно убивает разбойников в лесу. Разбойники — это те силы в нас, которые познают чувственный мир и наслаждаются им, не думая об этом, они просто живут эгоистично в чувственной природе. Атаман — пользующийся всем этим опытом как добычей, — это интеллект, связанный чувствами. Он самый большой разбойник, это он — собирает все чувственные впечатления и комбинирует из них — своё сокровище науки. Когда Елена Прекрасная влюбляется в отрубленную голову атамана разбойников, то это означает: душа сознательная соединяется с мёртвыми силами интеллекта, она даже пользуется Иоанновой мудростью, чтобы оживить себе на горе эти мертвые силы. Поэтому она не может достать золотые яйца Жар-птицы, так как такие силы уходят от интеллектуальной души, а она хочет ими завладеть только из тщеславной жадности. Золотые яйца — это развивающиеся и зарождающиеся зародыши жизни — из высокой сверхчувственной солнечной мудрости — мудрости Феникса.
Наконец разбойничий интеллект всё же побеждается, и душа сознательная, попавшая в его власть, должна пережить свою нищету и наготу. По совету человека-карлика Иван Царевич борется за каждую часть существа ещё не ставшей женой разбойника, но оставшейся дочерью богов. Он борется как Зигфрид за Брунхильду, деву-героиню. С помощью маленького, но всё же такого сильного Я-сознания, он не даст победить себя её силе и вступает в брак с этим высшим существом. Но интеллектуальная душа сознательная всё же ещё не преобразилась полностью, и от неё исходят силы смерти: она вбивает в голову Ивана Царевича — мертвый зуб (зуб Дракона). Тогда как Иоанново Я освобождается в борьбе и достигает героического сверхсознания, — она становится жертвой своих собственных односторонних бушующих в ней сил рассудка. В сказке описывается интеллектуальная, холодная, не имеющая в себе любви — душа сознательная, которая борется с духом Иоанна.
Ясновидящий сон
Дмитрий видит во сне, что погибает любимая овечка отца. Время — Oвна, правда, давно кончилось (эпоха, в которую солнце приходит в созвездие Овна — точку весеннего равноденствия), но на самом деле это время великих "пастухов народов" живёт ещё в мозаиках, как заповеди, в римских законах, вообще, в том, что основала римская культура. Но, когда начинает действовать духовная сила Иоанна, силы орла несут мысли людей в духовные выси, а не законы и заповеди. Человек теперь знает очень мало об универсальной законности числа двенадцать. В средние века на многих картинах изображали, как действует зодиакальная область в числе двенадцать — на существо человека и образует его образ.
Человек был создан — для этого сознания — из всего космоса. Двенадцать раз могут развиваться из этого сознания парящие силы мысли. Как двенадцать образов собирается духовность Иоанна — королевского искателя духа вокруг тринадцатого. Елена Прекрасная задаёт своим женихам вопросы, и, кто не может на них ответить - теряет свою голову. Это мотив — из "Турандот". На своём пути человек может осознать три древние духовные силы, но не может использовать эти огромные способности. «Шапка-невидимка», делающая человека невидимым, обозначает: человек может свободно двигаться в сверхчувственном мире, как сверхчувственное существо, — то есть получить духовное в данной эпохе — в высшем смысле слова. "Семимильные сапоги": сделать успехи, подвинуться в своём духовном развитии (смотри — башмаки), успехи, которые "совершаются сами собой", так как достигнута известная точка в духовном развитии. Летающий ковёр ("ковёр-самолёт"): наши чувства, которые закрывают своими красочными образами мир голых фактов, поднятие в сферу духа, пробуждение — имагинации.
Иоанн ставит цель — трём старухам. И, так как употребляет их чудесное наследство в мире духа, у Елены Прекрасной, то этими способностями можно пользоваться потом и в чувственном мире.
Уточка беспомощна на земле, но в воде, наоборот, она движется с большой грацией. Поглядите в этот текущий, волнующийся элемент и почувствуйте уверенность, с которой такая уточка плавает в этом элементе. И тогда не трудно понять приглашение Елены: двигайся в эфирно-душевном мире с грацией и само собой понятной уверенностью, не потопи и не дай нести себя — как эту безгрешную уточку. (В индусских храмах находят символ утки рядом с гусем и лебедем.)
С Великим Старцем Иоанн обращается немного презрительно, так как он является ведь мудростью, которая уже отжила: его волосы на голове — серебристые как лунный свет, и он появляется из воды. Такой мудростью Иоанн обладает вполне, и «эта борода должна быть снята». Елена испытывает, пронизала ли сущность Иоанна — человека и стало ли, следовательно, число двенадцать гармоничным единством.
Но все двенадцать "слуг говорят "Я", и все пьют мудрость, как и она сама.