Алёнушка и Иванушка. Ленхен и Генцхен
Существо человека — осиротело. Оберегающие материнские душевные силы, отцовские творческие силы духа — больше не действуют. Пришло время дневного, бодрствующего мышления. "Солнце стоит высоко", и жажда жизни просыпается. Здесь описаны молодые, наивные жизненные силы: активно-волевые, более духовные в братце, полные душевных сил — в сестрице. "Не пей, — говорит сестрица, — а то ты станешь теленочком": корова возьмёт в тебе верх, ты живёшь ещё только в обмене веществ, растёшь и грезишь. "Не пей, а то ты станешь жеребеночком, ты подпадёшь односторонней власти рассудка, станешь слишком принципиальным, получишь лошадиный рассудок" — это другая крайность. От этого может сохранить стремящегося вперёд, в жизнь, братца оберегающая его душа, но не от последней опасности — стать козлёночком (вариации: в немецкой сказке "Братец и сестрица" — лань). Невинное стремление к чувственному миру, прыгающий всюду козлёночек, лакомящийся всем понемногу на пути и теряющий себя в чувственном мире, — уводит его волевую сущность из сферы чисто человеческой вниз, в сферу растущих животных страстей. Воля действует ещё только как инстинкт. Но когда юная душа, ощущающая с болью, возвращается в мыслях к себе самой — тут может выступить и вмешаться сущность Я. Появляется благородный человек и предлагает ей соединиться с ним. Но колдунья оказывает здесь своё влияние: зло вступает в храм тела. Оно живёт в душевных оболочках, в одежде, и Я ошибается и не узнаёт его. Инстинктивная волевая сущность — правда — замечает это, но она не может помочь — опасность угрожает ей самой, она может погибнуть. Материализм, с которым должна справиться душа, тяжёлым камнем тянет её вниз. Она не может больше дышать воздухом духа, руки у неё связаны, и нет больше импульса, поднимающего её вверх. Но истинная человечность — бодрствует. В России страж двора называется человек. Силы превращения должны прийти на помощь: шёлковые сети заброшены. Всюду, где в сказке появляется -шёлк, он указывает на светлые силы превращения, т. к. требуется необычайная метаморфоза для образования блестящей шёлковой нити.
Теперь только Я может помочь душе; глубоко в недра души достигают силы превращения. И душа "попадает в сети". Она очищается и развивает новое мышление: белое полотно. И она становится лучше, чем была прежде, т. к. душа, получившая опыт во зле, стала более зрелой, чем душа, не прошедшая это испытание. И теперь животная, страстная природа воли может быть освобождена!
15. Колдунья (не всегда переводится — ведьма)
Оттолкнуться от земли и выйти в море обозначает всегда: покинуть чувственный мир с его твёрдо установленными фактами и понятиямм и осмелиться поплыть в безграничные дали эфирно- душевного мира. И там - в этом мире — добыть из глубины силы, означает: ловить, рыбу. Ев. от Иоанна. В Катакомбах на стенах — знак рыбы.
Отеческое сознание духа, материнское душевное сознание принимает то, что получает юный дух человека. Но магические злые душевные силы, которые могут нарушить всё в человеке, до самых внутренних глубин преследуют его, завладевают им. И тогда — наивная, неразвитая ещё душа ощущающая — Ленхен (Елена) — дочка колдуньи — превращается в своём невинном обращении к чувственному миру, в огонь низшей чувственности. И этот огонь должен поглотить чистый духовный процесс. Иоанн — берёт ответственность за погибающую в чувственных радостях душу в том уничтожающем огне, который она сама зажгла. Он скрывается на дубе: можно было бы сказать — всё существо "встаёт на дыбы", ведомое волей к своему сохранению, и чистые силы роста, невинные жизненные силы, поддерживают его там, наверху. Трижды призывает он уточку и лебедя, чистые силы его существа, его высшей природы—и они несут его домой.
Колдунья и сестра Солнца
Афанасьев пишет: "Эта сказка — необычная, замечательная и содержит много загадочного. Упоминается здесь "сестра солнца" — это утренняя заря. Иван-царевич, преследуемый всепожирающей колдуньей, мчится к башне — жилищу сестры солнца — и зовет: "Солнце, солнце, открой твоё окошечко!"
Сербы называют восход солнца: Бог смотрит, — свет очей Бога. То же слово у болгар обозначает "око" и "глаз" (сравни это слово со словами: утренняя заря, глядеть, окно и глаз). Сама сказка напоминает утреннюю зарю. То, что она предшествует солнцу, указывает на то время, которое должно прийти в будущем. Наступает поглощающая человека материалистическая эпоха. Дух Иоанна переживает в человеке и в человечестве конец древних сил. Тот, кто понял образ прядения и ткания, сможет также понять, что означает "шить" Искусно соединить то, что живёт в человеке как ткань мышления. Он почувствует, почему у этих "швей" должны ломаться. иголки активной деятельности и почему у них кончается нитка.
Суковатый дуб, с его древесиной, крепкой как железо, указывает на жизненные силы, которые родственны воле. Когда ещё знали об отношении растений к планетам. Дуб относился к Марсу. Эти активные, мощные жизненные силы подходят к концу, и больше не возможно вырвать их из земного. Также больше не находят и внутренних высот, не достаёт той веры, которая "движет горами . Исходя из высокой связи с духом (т. е. просвещение солнцем) из силы любви, которую обретают в этой сфере, может действовать Дух Иоанна пюбя и помогая. Он оживляет умирающие силы души и духа, и они вновь могут действовать из свободы. Но зло пока ещё имеет большой вес, т. к. человечество должно на своём пути к свободе испытать это влияние зла. В то время, когда духовное воздействие Иоанна живёт и действует из "внутреннего солнца , на земле еще царит колдунья (ведьма).
Король-медведь
Если рассмотреть тяжелого, неловкого медведя, как он старается подняться, стоять на двух ногах и учится даже танцевать, но опять падает, как туша, обратно на землю, то он является живым образом той кровожадной, тупой природы в нас, которая, правда, стремится к человеческому бытию с бодрствующим духом, но в силу своей собственной тяжести всё снова опускается вниз. Духовное сознание в человеке (король) попадает во власть этой тупости и тяжести, "умирает от жажды" в своём стремлении к жизни, и он должен принести в жертву плод своей сущности ещё до того, как он сам осознал его — только что родившаяся душа рассудочная — Мария, живущая в "братике" духовная сила Я Иоанна. Напрасно пытаются древние силы охранять юную сущность - их время уже прошло. Тёмная сила крови (медведь) активная в силах железа, которая находит цель с помощью кровожадной природы. Душа должна поистине терпеть голод и жажду. В отсутствие медведя, человеческая сущность поднимается вверх, начинает жить сила мысли: "сокол и орёл принимают её на свои крылья". Но и это окрылённое мышление не спасает человека от огня низших страстей в крови, вспыхивающих в ней всё вновь и вновь.
В слезах человек сосредоточивается на своём внутреннем, он как бы собирается в себе, концентрируется в себе самом. Но когда человек охватывает себя в боли, в страданиях, то в нем может проснуться ещё другая, поддерживающая его сила: воля - в его природе тельца. Она может сдерживать силу, возникающую в крови всё вновь и вновь. Три раза она может это сделать сама по себе, но затем это должно сделать уже его становящееся Я: с помощью гребешка и полотенца. Раньше имелось другое слово вместо "причёсывания", гораздо более образное: расчёсывать волосы прядями чтобы волосы струились лучами. Гребешком мы расчёсываем волосы, "ухаживаем" за ними, и они окружают нашу голову Если взять это как внутренний процесс, то это означает: овладеть той силой, которая формирует мысли и руководит ими. Где такие силы посылаются из внутренней свободы навстречу темному жетанию в крови возникают жизненные силы в таком количестве, что они могут "остановить медведя". Тот, кто может воздвигнуть на его пути такой "лес", сможет также "махнуть" белый полотняным полотенцем. В руках королевского сына оно становится озером огненной силы воли. Этот святой огонь воли даёт, наконец, королевским детям обрести желанный покой, безопасность и убежище. "Вот ваш дом" — и теперь двойная сущность может войти в дом тела после всех препятствий: человек совсем приходит "в себя". В то время господствовали Мистерии Митры, принесённые из Персии, а затем широко распространяемые римскими легионерами. Это было время развития души рассудочной. В центре этих мистерий жил некий культ тельца — мы узнаём о нём по многим изображениям. Герой едет верхом на быке и ударяет его мечом в бок. Этот образ должен был действовать импульсирующе на зрителя. Бык считался признаком той мощной волевой природы, живущей в низшем существе человека. Этой, связанной с низшими областями, волей человек должен овладеть: он должен убить её, как волю к желаниям, чтобы обрести ее преображённой в духовном. Наша сказка рассказывает о развитии человека с душой рассудочной. Из золы, очищенные в превращении, встают три силы: конь, мы уже знаем его, собачка, отыскивающая след и путь, и "древо познания" — с яблоками. Воля быка сама инспирирует человека для этого: Пользуйся твоим рассудком, найди верный путь и научить различать добро и зло!
Сперва Иоанн побеждает волка и медведя — теперь ему служит инстинкт — медведь, который раньше овладевал им и преследовал его. Но успех в духе часто должен покупаться отказами, отречением с другой стороны: о страже на пути — забывают. В то время как Я ищет познания, душа занята сама собой: она растёт, т. е. она очищает природу своих оболочек. Это часто является благоприятным обстоятельством для дракона, т. к. нет для него более лёгкого доступа, как когда душа одна занята просмотром собственной внутренней жизни. При этом всегда должно присутствовать объективно проверяющее Я. По ту сторону озера — где живут ощущения и чувства, появляется дракон в образе человека, т. е. пронизанное духом существо. По эту же сторону — он — дракон своей низшей чувственной природы; по ту сторону — великолепный Люцифер, по эту сторону — старая змея. Душа рассудочная выучилась жить и творить в мыслях; но своими мыслями она строит мост дракону и отдаёт ему себя. Этим закрывается тот инстинкт, который нашёл бы правильный путь. Борющееся свободно Я, получает совет, в поисках и изучении древней мудрости. И, исходя из этой древней мудрости души, оно понимает, что уже давно подросли жизненные силы, с помощью которых может быть "освобождена те- перь собачка". Соединившись с древними силами инстинкта, которых заставляет себе служить искатель духа — душа освобождается.