Глава 1. Описание как функционально-смысловой тип речи
Описание как тип речи используется при необходимости описать какое-либо явление, обстановку, портрет, дать характеристику, целостный образ предмета.
В текстах данного типа всегда представлена статичная картина, складывающаяся из указаний на предметы (или части предметов) и их признаки; главным, во имя чего создаются предложения, является указание на признаки; называющие их слова, как правило, помещаются в конце предложения; развитие мысли достигается за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанном, новые признаки предмета в целом или его частей. При создании текстов-описаний следует придерживаться следующих структурно; композиционных частей:
1) введение (общее впечатление);
2) описание деталей;
3) заключение (вывод, оценка).
Существует несколько видов описания: описание природы, описание обстановки, описание портрета, описание-характеристика. Используется описание в различных сферах общения и зависит точки зрения автора или рассказчика, от жанра, стиля, принадлежности автора к определенному литературному направлению. Так, например, в художественных описаниях даются конкретные, эмоционально окрашенные, субъективно воспринимаемые признаки, наиболее ярких сторон предмета. Поэтому в художественной литературе, публицистике описание – важней элемент речи, позволяющий ярко, живо, наглядно, образ представить предмет, человека, событие, явление. Деловое (научное) описание включает в себя понятия о существенных признаках описываемых предметов или явлений в их строго логической последовательности, в соответствии фактам, оно обычно лишено эмоциональности, образности, живости (надо отметить, что в научно-популярных текстах присутствуют средства изобразительности, но, в отличие, от текстов художественных, ассоциативность в представлении того или иного предмета, явления должна быть конкретна, не вызывать множества толкований).
Этим различием определяется и своеобразие языковых средств в описаниях разных стилей.
В целом для текстов описательного типа характерно выражение значения одновременности действия и его статичности соответствующими видо-временными формами глаголов-сказуемых. Например, только в настоящем времени: «На дворе, в городе Одессе, зима. Несет острым мелким снегом, снег косо летит по ледяному, скользкому асфальту пустого приморского бульвара... Мол весь дымится густым серым дымом: море с утра до вечера переваливается через мол пенистыми волнами. Ветер звонко свищет в телефонных проволоках». (И.Бунин). Или только в прошедшем: «Было предвечернее время июньского дня. Старая большая дорога, изрезанная колеями, следами давней жизни отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную даль. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые легкие облака...». (И.Гончаров).
Для описания также характерно употребление номинативных предложений, безличных предложений, однородных членов предложения с соответствующими союзами и обобщающими словами: «Чистый четверг. Ветер, солнце, блеск. Ночью шел снег. В полях к горизонту, все серебристо ». (И. Бунин).
Часто в описании употребляются эллиптические предложения (предложения с пропущенным сказуемым, не восстанавливающимся из текста): «День был жаркий, слегка мглистый. Повсюду под ленивым ветром - вертящиеся крылья мельниц, хуторки, домики с крутыми черепичными кровлями, с гнездами аистов, ряды невысоких ив вдоль канав. В голубоватой дымке – очертания городов, соборов, башен». (А.Толстой)
Характерной особенностью структуры сложного синтаксического целого описательного типа является параллельная связь предложений: «Спокойное солнце северной Сирии только что начинала свой обход... Огромная синяя чаша озера золотилась под утренними лучами. Густая трава на берегах была влажной и прохладной. В ранней тишине особенно четко слышались голоса птиц, доносившихся из густых тростниковых зарослей...». ( А. Алимжанов).
Как правило, представление той или иной картины в описании дается в пространственной или временной перспективе, для чего используются опорные обстоятельственные слова: «... Рвы и каналы окружали крепостную стену, где разместились дворцы и сады султана. А внутрибыли разбиты сады, где находились бассейны с прохладной рудниковой водой. Дворец наместника высился в центре,за второй стеной крепости. Вокруг дворцана почтительном расстоянии, за кирпичными оградами,стоят обвитые зеленью и утопающие в зелени и цветах дома, похожие на малые дворцы, в них обитали самые богатые вельможи города». (А.Алимжанов). В данном тексте обстоятельственные слова со значением места: внутри, в центре, вокруг дворца, за кирпичными оградами – являются обязательным элементом описания обстановки. В устных высказываниях или при чтении текстов, представляющих описание природы или обстановки, подобные слова, связывая предложения в тексте, являясь их скрепами, создают особую интонацию перечисления.
Для описания портрета характерно употребление составного именного сказуемого: «Лицо Абая, казалось, излучало какой-то мягкий свет. Полное и круглое, оно не было тронуто ни одной морщинкой. Абай был в полном расцвете своих двадцати девяти лет. Глаза были ясны, горящий внутренним огнем чистый их взгляд был и красив и пронзителен». (М.Ауэзов). Надо отметить, что в описании-характеристике, в отличие от описания портрета автор не ограничивается изложением только внешних примет человека, но называет черты его характера, приводит биографические данные, описывает наклонности и интересы: «Один Байсал, сидящий на переднем месте, смотрит прямо на Кунанбая. Байсал высок, у него румяное лицо, внушительная внешность. Взгляд больших синеватых глаз холоден, - в нем сдержанность, способность сохранить тайну в самой глубине души». (М.Ауэзов).
Контрольные вопросы и задания
Задание 1.
Прочитайте тексты. Проанализируйте их с точки зрения сферы их использования и принципов отбора языковых средств.
Образец анализа текста: Текст относится к научной сфере общения. В нем сообщаются точные сведения, научно проверенная информация. Подобный текст можно встретить в энциклопедии, справочнике и т.п. Для него характерны объективность, обобщенность, неэмоциональность, которые проявляются благодаря целенаправленному отбору содержания и языковых средств.
1. Италия – государство на юге Европы. Занимает южные склоны Альп, Паданскую низменность, Аппенинский полуостров, острова Сицилию, Сардинию и ряд более мелких. Протяженность границ – 9054км. –- 80% морские, 20% – сухопутные, проходящие большей частью по Альпам, отделяя Италию от Франции, Швейцарии и Югославии. Италия омывается Адриатическим, Ионическим. Лигурийским и Тиррекским морями, являющимися частями Средиземного моря. Площадь Италии – 301 тыс. км. Население – 55 млн. человек. Столица – Рим.
2. Непроходимые леса – его соседи, экзотические животные – его друзья. Поэтому он – сказочен, хотя и суперсовременен. Добро пожаловать в Сидней!
Смотришь вниз с Сиднейской башни, высота которой 325 метров, и кажется, что паришь над миром. Отсюда открывается прекрасный вид: знаменитый Хабор Бридж – мост через залив Порт-Дженсон, роскошные торговые центры на берегу океана, Дом оперы, похожий одновременно на бабочку и на гигантскую раковину, считающийся символом Сиднея. В центре города находится самый известный городской пляж Бондсит Бич. Чуть дальше – уникальный национальный парк «Голубые горы»...
Париж... Я шел и смотрел: какая музейная чистота в этом городе, какой порядок! И что за день, что за красота! Сколько ослепительной белизны, во всяческих видах сверкающей в небесной сини, среди еще сквозной черноты деревьев, осыпанной изумрудными мушками! Сколько пышных живых цветов на картинах, на мраморных и гранитных плитах!
Задание 2.
Прочитайте текст. Установите видо-временную форму глаголов- сказуемых. Определите перспективу описания по обстоятельственным словам. Выпишите предложения со сравнительными конструкциями и выявите их текстовые функции. Озаглавьте текст.
Когда мы обогнули восточный берег острова и повернули к южному, нас ослепила великолепная и громадная картина ... Группа гор тесно жалось к одной главной горе – это первая большая гора, которую увидели многие из нас. Как она была хорошо убрана! На вершине белелся снег, а бока покрыты темною, местами бурою растительностью; кое-где ярко зеленели сады. В разных местах по горам носились облака. Там белое облако стояло неподвижно, как будто прильнуло к земле, а там раскинулось на горе другое, тонкое и прозрачное, как кисея, и сеяло дождь; гора опоясывалась радугами. В одном месте кроется целый лес в темноте, а тут вдруг обольется ярко лучами солнца, как золотом, крутая окраина с садами. Не знаешь, на что смотреть, чем следить за этой игрой света.
(И. А. Гончаров).
• Расскажите, какую картину увидели путешественники. В чем, по-вашему, заключалось великолепие увиденного?
• Найдите в тексте следующие структурно-композиционные части: 1) общее впечатление от увиденного, пережитого; 2) собственно описание природы; 3) обобщение (оценка).
Задание 3.
Опишите раннее утро в городе, опираясь на собственные наблюдения. Используйте слова и словосочетания, данные ниже.
Ключевые слова, словосочетания и выражения: розовые облака, вершины гор заалели, плыть по небу, заискрились, аромат цветов, переливались снежные вершины, струился, ветви деревьев, алые, сверкающие лучи солнца, разливались по небосклону, ожившая земля, прохладный ветерок.
Обстоятельственные слова: вдали, на верхушках, в воздухе, недалеко, в небе на склонах гор.
Оценочные слова: нравится, не нравится, запомнится, незабываемая картина, действительно, поистине.
Задание 4.
Прочитайте и запишите прилагательные, связанные с описанием осенних листьев. Какие из них передают: а) чистый цвет; б) оттенки, переходность тонов; в) форму; г) осязательные впечатления; д) в каких из прилагательных изображение качеств соединено с эмоциональным отношением к ним?
Лист красный, кожаный листок, зеленущий листище, желтенький листок, бледно-зеленый, нежно-оранжевый, золотистый, рыжий темно-оранжевый, озорной, веселый, жесткий, багровый, яркий, лимонный, желтый, прозрачный, золотой, мертвый, последние листы, осенний.
Составьте небольшой текст-описание осени.
Задание 5.
Опишите один из портретов художников («Джоконда» Леонардо да Винчи; «Незнакомка» Крамского; «Пушкин» О.Кипренского и т.п.) Используйте в работе портретную лексику.
Обратите внимание: художник, в отличие от фотографа, стремится изобразить самое существенное в человеке; в работе важно не перечисление
всех компонентов портрета, а умение уловить, что характерно для данного века, составляет его индивидуальность, главное в нем. В связи с этим текст содержащий описание портрета, обладает следующими структурно-композиционными особенностями: общая характеристика, история создание портрета; собственно портрет – внешние данные (лицо, глаза, волосы, одежда); особенности душевного состояния, характера, отраженные в портрете; оценка портрета.
Глаза – серые, карие, синие, черные, зеленые, голубые, темные, светлые, добрые, узкие, большие, раскосые, хитрые, со смешинкой, дикие, приветливые, серьезные, задумчивые, мутные, холодные, выразительные, тусклые, продолговатые и т.д.
Нос – прямой, с горбинкой, горбатый, курносый, вздернутый, широкий, узкий, острый и т.д.
Лицо – овальное, круглое, вытянутое, открытое, гладкое, подвижное, смуглое, бледное; черты лица – выразительные, мелкие, крупные, резкие, красивые, мягкие и т.д.
Волосы – каштановые, светлые, русые, густые, пышные, короткие, длинные, прямые, волнистые, кудрявые, торчащие, взъерошенные, прилизанные, рыжие, пепельные, распушенные и т.д.
Улыбка – милая, злая, презрительная, веселая, вымученная, приветливая, насмешливая, очаровательная, жалкая, кривая, лукавая, счастливая, слабая и т.д.
Задание 6.
Прочитайте текст. Определите, какими языковыми средствами добивается М. Ауэзов изображения внутреннего состояния героя. Отметьте прилагательные, подчеркивающие внешние качества персонажа.
В этой юрте он казался каким-то особенным человеком, непохожим на других. Короткие темные волосы, гладко – зачесанные назад, открывали обширный лоб. Прямой нос, хорошо очерченные губы, тонкие, как у Абая, брови, живые черные глаза делали Абиша самым красивым жигитом в семье. Длинные белые пальцы его быстро летали по струнам, но в движениях их не чувствовалось никакого напряжения, самые сложные места он исполнял легко, изящно. (М. Ауэзов).
• Проверьте, знаете ли вы значение следующих слов и словосочетаний. Подберите к ним синонимы: обширный лоб, хорошо очерченные губы. Не широкая кость, хрупкий, напряжение, изящно; придумайте заголовок к данному тексту.
Задание 7.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы. Какие свойства предметов передаются с помощью качественных прилагательных? Почему зрительные образы преобладают в этом тексте?
Большая светлая комната была устлана пестрыми коврами с причудливыми узорами. На стенах, как принято в городе, висели дорогие меховые шубы, вышитые молитвенные коврики, изречения; писанные на материи арабской вязью. Вдоль стен блестели металлические кровати, высились груды пуховых подушек, шелестели шелковые занавески. На дверях и окнах висели красивые сюзане.
За большим низким складным столом, облокотившись на белые пуховые подушки, сидели на груде одеял Кунанбай и Алшинбай.
(М. Ауэзов).
• Объясните значения следующих слов и словосочетаний: причудливые узоры, молитвенные коврики, изречения, арабская вязь, груды подушек, сюзане.
• Опишите свою комнату, используя односоставные предложения номинативного характера.
Задание 8.
Прочитайте текст. Определите основную мысль текста.
Открытие в 1922 году гробницы Тутанхамона было одним из величайших археологических открытий 20 века. После долгих терпеливых поисков были обнаружены каменные ступени, ведущие к запечатанной двери в скале. За дверью оказалось помещение из нескольких камер, наполненное таким множеством драгоценных предметов, что для их разборки и исследования понадобилось пять лет. Тут были большие статуи и малые статуэтки, золотые ларцы, золотые модели колесниц, расписанные золотом, слоновой костью и цветным фаянсом, фигурные алебастровые сосуды и бесчисленные ювелирные украшения. В последней погребальной камере стоял огромный ящик, обитый листовым золотым. Внутри него – три так же ящика. В одном ящике находился каменный саркофаг, заключавший в себе три золоченных гроба, один в другом, имеющие форму человеческого тела. В последним из них, сделанном из чисто золота, лежала запеленутая мумия Тутанхамона с артистически исполненной портретной маске на лице.
• Ответьте на вопросы: 1) В какой сфере деятельности человека чаще встречаются подобные тексты? 2) Какие признаки предметов в тексте передаются относительными прилагательными? (Выпишите из текста словосочетания «относительное прилагательное + существительное»).
Обратите внимание на: а) обстоятельственные слова пространственного значения, используемые в качестве средств смысловой связи между предложениями; б) определения, имеющие особое смысловое значение при описании окружающей обстановки. Выпишите их.
Задание 9.
Прочитайте текст.
Часто я бывал и в нижних залах. Ты знаешь мою страсть к книгам, а там, в этих сводчатых залах, книгохранилище. Там прохладно и вечная тень, окна с железными толстыми решетками, сквозь решетки видна радостная зелень кустов, радостный солнечный день все такой же, такой же, как и сто, двести лет тому назад. Там устроены в стенах ниши с полками, и на этих полках мерцают тусклым золотом десятки тысяч корешков, чуть ли не все главнейшее достояние русской и европейской мысли за последние два века. В одной зале – огромный телескоп. В другой – гигантский планетарий. На стенах – снова портреты, редчайшие гравюры. ...И долго я стоял очарованный. (И. Бунин).
• Часть признаков обстановки в данном тексте-описании передается эллиптическими предложениями, указывающими только на наличие предметов в каком-либо месте. Выпишите эти предложения. Что придает тексту такая структура предложений?
• Какой вид описания представлен в данном тексте (художественный, публицистический, научный, деловой)? С помощью каких выразительных средств дано описание обстановки и внутреннего состояние персонажа? Выпишите их из текста и прокомментируйте.
Задание 10.
Прочитайте текст. Разделите текст на смысловые части и озаглавьте их. Предварительно ознакомьтесь со словами и словосочетаниями.
Барельеф — изображение на плоскости, в котором фигуры слегка выступают над поверхностью; инкрустация – украшения (узоры, рисунки), врезанные в изделия из иного материала; мемориальный – служащий для увековечивания памяти кого-либо.
Музей расположен в доме, где Джамбул Джабаев прожил последние годы своей жизни. Здесь им были задуманы и исполнены многие произведения, представляющие классические образцы художественно- словесного творчества. Над входом дома-музея круглый барельеф с портретом Джамбула, рядом годы жизни акына – 1846-1945. К дому прилегает сад, посаженный его переводчиками, многочисленными друзьями и гостями. Отдельно расположен гараж, в котором помещена легковая автомашина «Победа», подаренная поэту в день празднования 70-летия творческой деятельности. В глубине сада среди пышных яблонь и груш – мавзолей, построенный в 1946 году по проекту архитектора А.Белоцерковского.
Угловая комната в левом крыле здания служила поэту рабочим кабинетом. Обстановка кабинета скромна: старинное кресло, радиоприемник, домашняя библиотека с кипами книг на русском и казахском языках, портреты Абая, Лермонтова, Пушкина, Шевченко. Рядом с кабинетом расположена комната с двумя окнами, выходящими на север, – спальня акына. Почти вся мебель в ней – дорогие ему вещи. От двери стоит шкаф с одеждой. В углу шифоньер с инкрустацией. В простенке между окнами зеркало с предметами туалета и подарками. Напротив спальни – столовая.
Здесь перебывало много разных посетителей, приезжавших к Джамбулу: М. Шолохов и Л. Соболев, М. Ауэзов и С. Буденный. В центре столовой стол. На нем рядом с самоваром подарок выдающегося ученого-ботаника, академика Б. Келлера: чайный сервиз из русского фарфора. Ученый преподнес его акыну в знак уважения и любви к его поэзии.
Литературно-мемориальный музей Джамбула Джабаева – безмолвный свидетель его жизни, творчества, деятельности.
• Используя фрагменты предложений, составьте свой вариант описания обстановки. Перескажите текст. Соблюдая интонацию перечисления, создаваемую однородными подлежащими и обстоятельственными словами.
1) Над входом дома... Рядом... В глубине сада... 2) Угловая комната в левом крыле... Обстановка комнаты... 3) Рядом кабинетом... Направо от двери... В углу... В простенке. Напротив спальни... В центре... Рядом с самоваром...
Задание 11. Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем: «Дом-музей М.О.Ауэзова», «Достопримечательности нашего города».
Задание 12. Прочитайте текст. Озаглавьте его.
Одним из крупнейших на древнем караванном пути был Тараз – «город купцов», о котором сохранилось немало интересных сведений авторов, в том числе византийского посла Земарха.
Тараз представлял собой город классического образа с шахристаном, торгово-ремесленными рядами, имел улицы, водопровод, канализацию, общественные бани. Судя по размахам градостроительства, памятникам материальной культуры, выявленным при раскопках, перед нами огромный средневековый город, достигший своего наивысшего расцвета в IX-XII веках.
Развитие же местной строительной культуры можно проследить и по архитектурному облику многих городов, и по конструкциям культовых сооружений. Не вызывает сомнений, что зодчие этих городов отлично владели не только строительными приемами, складывавшимися на протяжении многих столетий, но и сложной теорией архитектуры. К примеру, выдающимся памятником архитектуры XI-XII вв. является мавзолей Айша-Биби близ Тараза. Он имеет кубическое основание, стены соразмерные одной четвертой диагонали исходного квадрата, по четырем углам которых возвышаются изящные колонны, облицованные, как и стены, разной терракотой. Система небольших ниш, колонок, сводов, арок придают памятнику законченный вид, создавая впечатление гармонии, внутреннего совершенства и согласованности.
Лексический комментарий к тексту: зодчий – строитель, архитектор; цитатель – в старину: внутренняя городская крепость; терракота – желтая или красная обожженная глина.
Задания к тексту:
1. Составьте цитатный план текста.
Опираясь на текст, дайте устное описание города Тараза и мавзолея Айша-Биби.
2. Обратите внимание на следующее структурно-композиционные части создаваемого вами текста: 1) общее представление о городе (мавзолее); Описание деталей; 3) оценка.
3. Выпишите из текста 3 предложения, насыщенных однородными членами предложения.