Понятие индуктивного умозаключения

Понятие индуктивного умозаключения - student2.ru

               
   
Индуктивным умозаключением называется умозаключение от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности (от отдельных частных случаев к общим положениям)
 
 
  Полная индукция
 
  Неполная индукция
 
   
2. Научная индукция
Понятие индуктивного умозаключения - student2.ru

       
  Понятие индуктивного умозаключения - student2.ru   Понятие индуктивного умозаключения - student2.ru
 



Схема 28

Полная индукция

                   
   
Полная индукция-это умозаключение, в котором общий вывод о классе предметов делается на основании изучения всех предметов данного класса
 
  Понятие индуктивного умозаключения - student2.ru
 
   
  Схема умозаключений полной индукции
 
  Выраженная в посылках этого умозаключения информация о каждом элементе или каждой части класса служит показателем полноты исследования и достаточным основанием для логического переноса признака на весь класс. Тем самым вывод в умозаключении полной индукции носит демонстративный характер. Это означает, что при истинности посылок заключение в выводе будет необходимо истинным.
 
   
Посылки: 1) S1 имеет признак Р; S2 имеет признак Р; …; Sn имеет признак Р; 2) S1, S2, … Sn –составляют класс К ______________________________________________ Следовательно: Всем предметам класса К присущ признак Р
 



Схема 29

Понятие и виды неполной индукции

                       
   
Неполная индукция-это умозаключение, в котором на основе принадлежности признака некоторым элементам или частям класса делают вывод о его принадлежности классу в целом
 
  Понятие индуктивного умозаключения - student2.ru  
Научная индукция-это такое умозаключение, в котором вывод основывается на существовании между исследуемыми обстоятельствами причинно-следственных отношений
 
Схема неполной индукции:
 
     
Посылки: 1) S1 имеет признак P; S2имеет признак P; …; Sn имеет признак P; 2) S1, S2, …, Sn– принадлежат классу К _________________________________________________ Следовательно: Классу К, по-видимому, присущ признак Р
 
 
 
  Количество обозреваемых случаев  
 
Качество признака, т. е. степени его существенности для данного класса предметов  
 



Схема 30

  4. Метод остатков, если известно, что данный фактор находится в причинной связи с одной частью наступившего последствия, значит, существуют факторы, являющиеся причиной другой части этого последствия
  3. Метод сопутствующих изменений заключается в том, что с изменением какого-либо фактора происходит определенное изменение исследуемого объекта, этот фактор, вероятно, находится в причинной связи с изменением объекта или имеет общую с ним причину
  2. Метод единственного различия прямо противоположен методу единственного сходства и состоит в сравнении одной группы факторов, под влиянием которых данное явление наступает, с другой группой факторов, при которых оно не наступает.
    1. Метод сходства состоит в том, что наблюдаются и сравниваются две или более группы факторов, под влиянием которых наступает один и тот же результат.
Логические методы научной индукции




Схема 31

Метод сходства

               
 
  Если два или более случаев подлежащего исследованию явления имеют общим лишь одно предшествующее обстоятельство, то оно и является , по-видимому, причиной этого явления
 
   
  Достоверное заключение может быть получено по методу сходства лишь в том случае, если исследователю точно известны все предшествующие обстоятельства, которые составляют закрытое множество возможных причин, а также известно, что каждое из обстоятельств не вступает во взаимодействие с другими, в этом случае индуктивное рассуждение приобретает доказательное значение
 
  Схема рассуждений по методу сходства:
 
     
1) АВС вызывает d 2) МВF вызывает d 3) МВС вызывает d Следовательно: По-видимому, В является причиной d
 



Схема 32

Метод различия

             
   
  Если случай, в котором исследуемое явление наступает, и случай, в котором оно не наступает, сходны во всех предшествующих обстоятельствах, кроме одного, встречающегося лишь в первом случае, то оно, вероятно, является причиной исследуемого явления
 
 
  Поскольку в условиях эмпирического познания трудно претендовать на исчерпывающую констатацию всех обстоятельств, выводы по методу различия в большинстве случаев дают лишь проблематичные заключения.
 
  Схема рассуждения по методу различия:
 
   
1) АВСМ вызывает d 2) АВС не вызывает d   Следовательно: По-видимому, М является причиной d
 





Схема 33

Наши рекомендации